Горные вершины • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ природы Темы: одиночество

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

Краткое содержание

И. Занковский. В горах. Вид на Арарат.

Это небольшое произведение представляет собой вольный перевод стихотворения великого немецкого поэта – романтика Иоганна Вольфганга Гёте. В первых строках Лермонтов описывает картины горных вершин, погружённых в безмятежный ночной сон. Вся зарисовка наполнена невероятным покоем. Лирический герой очарован тем, что видит вокруг, ощущая единство с безмятежной красотой природы, способной укрыть его от одолевающих душу тревог и проблем.

В заключительных строках автор описывает долины, преисполненные прохладой: они словно остужают раскалённую от знойного ветра душу романтического героя. Затем в повествовании появляется дорога, по которой идёт герой, символизирующая поиск человеком своего предназначения в жизни.

Мы видим, глазами лирического героя, неподвижные листья, свидетельствующие о безветрии, абсолютной тишине и гармонии. Мы видим ночные деревья, растущие среди прохлады. Всюду ощущаются безмолвие и неподвижность, словно вся природа на мгновение застыла. Герой успокаивается, созерцая безмолвие окружающего мира: он будто растворяется среди целительной листвы. Природа дарит страдающей душе героя облегчение. Окончание произведения содержит прозрачный намёк на скорую смерть лирического героя, которая для него является вовсе не ужасом, а избавлением от терзающих душу мук.

История создания

Произведение появилось на свет в 1840 г. Лермонтов к этому моменту  успел издать свой единственный прижизненный стихотворный сборник, а также роман «Герой нашего времени». Он вынужден был отправиться в действующую армию на Северный Кавказ, практически на верную смерть. Таким образом, поэт был наказан за участие в запрещённой дуэли.

Эмоции, переживаемые поэтом, легли в основу данного стихотворения. Вдохновением послужило произведение Гёте «Ночная песня странника».  Некоторые литературоведы ошибочно полагают, что Гёте, в своём произведении, обозревал прошедшую жизнь, но это не так: великому немецкому поэту и мыслителю на тот момент был всего лишь тридцать один год. Лермонтов поступил иначе: он полностью переосмыслил творение Гёте, сохранив аутентичность только первой строки и двух последних.

Ставшего поручиком Тенгинского пехотного полка, Лермонтова дважды представляли к наградам за боевой дух и отвагу, но опала со стороны императора не позволяла ему получить заслуженную награду. В тот год поэт ожидал отставки, мечтая отдаться не войне, а творчеству. До даты трагической смерти Лермонтову оставался всего лишь год.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это пейзажная лирика с глубоким философским подтекстом. Лирический герой выступает в роли стороннего наблюдателя, переводящего взгляд от наблюдения за природой – на странника, которому он говорит сакраментальную фразу: «Отдохнёшь и ты». А, возможно, это мысли самого одинокого странника о себе. Во всём этом заметны черты романтизма.

Поэтический размер – хорей с перекрёстной открытой рифмовкой, что помогает передать читателям ощущение пугающего покоя и пустоты окружающего мира. Хорей в сочетании с открытой рифмой придаёт стихотворным строкам невероятную напевность: не случайно, на это произведение написали музыку многие композиторы 19 и 20 веков.

Композиция

По своей структурной организации произведение отличается абсолютной симметричностью, отсутствием привычного деления на строфы. С семантической точки зрения его можно поделить на две контрастные части – это небо (горные вершины) и земля (путник и дорога).

В стихотворении присутствуют всего лишь шесть строк, посвящённых описанию прелестей чудесной ночной природы, погружённой в мирный сон. Две заключительных строки представляют собой единую метафору – обращение к невидимому другу с призывом «потерпеть немного».

Образы и символы

В этом небольшом произведении представлена разнообразная образная палитра:

  • образ лирического героя – несмотря на то, что в стихотворении нет ни единого упоминания о герое, мы его чувствуем. Герой очарован видом спящей природы, он ощущает единение с окружающим миром. Все его тревоги и волнения на время затихают. Герой видит прохладные долины, остужающие его раскалённую от переживаний душу. Он желает освободиться от земных страстей, чтобы стать частичкой мироздания;
  • образ природы – только лишь созерцание природы способно принести лирическому герою чувство умиротворения. Он будто растворяется среди целительных образов окружающего мира, погружённого в ночной сон. Природа символизирует мир, уют и душевный покой. Также она служит символом вселенской мудрости и справедливости;
  • образ дороги – это яркий образ, олицетворяющий жизненные странствия, долгий поиск истины. Неподвижная листва сонных деревьев свидетельствует об отсутствии в мире даже малейшего дуновения ветерка. Дорога уводит путника в мир абсолютного покоя;
  • образ предчувствия – ощущением предчувствием проникнуто всё произведение. Усилению этого ощущения способствует описание картин спящей природы, ставшей на время обездвиженной.

Темы и настроение

Автор, вслед за Иоганном Гёте, поднимает популярную среди поэтов-романтиков тему одиночества творца перед враждебностью и непониманием окружающего мира. Произведение проникнуто настроением безысходной тоски и усталости. Известно, что Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания окружающих его людей. После прочтения стихотворных строк ещё на протяжении долгого времени сохраняется печальный след и искреннее сострадание к лирическому герою.

Основная идея

Основная мысль заключается в следующем: лишь только смерть является единственным выходом и спасением для чувствительного человека от тотального одиночества мира, непонимания со стороны самых близких людей.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова представлено гораздо больше средств художественной выразительности, чем в произведении Гёте «Песня ночного странника». Лермонтов активно использует:

  • эпитеты – «горные вершины», «свежей мглой», «тихие долины»;
  • метафоры – «вершины спят», «пылит дорога», «долины полны»;
  • олицетворения – «дрожат листы».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 6.3k 👀