Как часто пестрою толпою окружен… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, маскарадные маски Темы: изъяны общества, человек и общество

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шопоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Краткое содержание

З. Пономаренко. Маскарад. 2014

В стихотворении описываются размышления поэта во время новогоднего бала. Обводя взглядом лица гостей, ощущая холод от прикосновений, лирический герой погружается в воспоминания, относящиеся к ранней юности: ему вспоминается имение любимой бабушки и чудесный женский образ, теплом которого были овеяны те замечательные дни.

Но эти картинки уютного детства остались лишь в памяти: их никогда не вернуть. Возвратившись из увлекательного путешествия по закоулкам собственной памяти в реальную жизнь, лирический герой испытывает глубокое разочарование, а также чувствует острую потребность изменить окружающую его действительность.

История создания

Произведение, с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, появилось на свет во время празднования наступающего 1840 года. Замечательный писатель И.С. Тургенев, современник Лермонтова, оставил ценное воспоминание о реакции высшего петербургского общества на появление молодого, но уже широко известного поэта на новогоднем маскараде. Тургенев пишет о том, что каждый присутствующий считал за честь подойти к Лермонтову, пообщаться с ним, подержать за руки. Писатель рассказал о реакции Лермонтова на происходящее: сначала на лице поэта появилась эмоция отстранённости, затем он, как будто погрузился в мир собственных мыслей. Вполне возможно, в это время, в его голове рождались строки этого знаменитого стихотворения. Публикация произведения произошла спустя короткое время после написания – 17 января 1840 года на страницах «Литературной газеты».

Жанр, направление, размер

Перед нами лирическое стихотворение, выдержанное в привычной для Лермонтова обличительной манере. В нём романтический герой противопоставлен обществу, а деятельный протест – пустому веселью. Произведение написано буквально на стыке двух литературных направлений – романтизма и реализма. В основе сюжета заложен конфликт воображаемого и реального. Поэтический размер – четырёх- и шестистопный ямб.

Композиция

Стихотворение состоит из семи шестистиший. Композиция кольцевая. Согласно кольцевой композиции, действие начинается и завершается описанием бала, а в середине  произведения находится образ «старинной мечты». Момент описания портрета девушки можно считать кульминационным, ведь за ним следует сюжетная развязка.

Образы и символы

Образная палитра придаёт стихотворению глубокий смысловой подтекст:

  • образ маскарадных масок – с помощью различных (маскарадных) масок общество пытается скрыть свойственные ему пороки, неприглядные тайны, нравственный цинизм. Лирический герой понимая, в чём заключается истинный смысл таких масок,  обличает скрывающихся за ними людей посредством внутреннего монолога;
  • образ птицы – данный образ символизирует независимость и свободу. Лирический герой желает вспорхнуть, подобно «вольной птице», чтобы умчаться в уютный мир детства, где рядом всегда была любимая бабушка, окружали любовь и красота;
  • образ лирического героя – это герой с романтическим мироощущением. Он резко противопоставляет себя обществу, контрастируя с ним. Герой одинок, но по собственному выбору: он не может найти человека, полностью соответствующего созданному им идеалу. Вся жизнь для романтического героя представляется горьким обманом.

Произведение построено на контрасте (антитезе) двух изобразительных рядов: образы великосветского бала  противопоставляются образам старинной мечты.

Темы и настроение

В произведении автор поднимает две важные темы:

  1. Тема фальши светского общества – центральная. Общество высшего света петербургской знати интересуют только самые низменные развлечения. Они погрязли в роскоши и вседозволенности, абсолютно позабыв о реальной жизни.
  2. Тема поэта и толпы – данная тема, как лейтмотив, проходит через всё произведение. Читатели знакомятся с бездушным, холодным светским обществом, не способным понять переживания лирического героя. Автор часто поднимает данную тему в своих произведениях.

Стихотворные строки насквозь пропитаны пафосом борьбы лирического героя с человеческим бездушием и лицемерием. Настроение произведения окрашено нотами разочарования героя в нынешнем поколении.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: люди глубоко заблуждаются, тратя свои бесценные годы на погоню за славой, почестями и прочими «сладостями» жизни. Только любовь к родным местам и близким людям способна дать человеку истинную радость и счастье – такая любовь не поддельна. Автор горько сожалеет об утраченных навсегда идеалах детских лет, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не бесчувственные маски.

Средства выразительности

Лермонтов с целью передачи основной идеи активно использует следующие тропы:

  • эпитеты – «железный стих», «пёстрою толпою», «с улыбкой розовой»;
  • метафоры – «мечты моей созданье», «глазами, полными лазурного огня»;
  • олицетворения – мечта как «незваная гостья», «листы шумят»;
  • инверсия – «когда… с глазами полными лазурного огня…»;
  • ассонанс – звуки «И», «У», «Э» во второй части произведения передают состояние тоски по прошлому.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4k 👀