Как часто пестрою толпою окружен… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Краткое содержание
В стихотворении описываются размышления поэта во время новогоднего бала. Обводя взглядом лица гостей, ощущая холод от прикосновений, лирический герой погружается в воспоминания, относящиеся к ранней юности: ему вспоминается имение любимой бабушки и чудесный женский образ, теплом которого были овеяны те замечательные дни.
Но эти картинки уютного детства остались лишь в памяти: их никогда не вернуть. Возвратившись из увлекательного путешествия по закоулкам собственной памяти в реальную жизнь, лирический герой испытывает глубокое разочарование, а также чувствует острую потребность изменить окружающую его действительность.
История создания
Произведение, с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, появилось на свет во время празднования наступающего 1840 года. Замечательный писатель И.С. Тургенев, современник Лермонтова, оставил ценное воспоминание о реакции высшего петербургского общества на появление молодого, но уже широко известного поэта на новогоднем маскараде. Тургенев пишет о том, что каждый присутствующий считал за честь подойти к Лермонтову, пообщаться с ним, подержать за руки. Писатель рассказал о реакции Лермонтова на происходящее: сначала на лице поэта появилась эмоция отстранённости, затем он, как будто погрузился в мир собственных мыслей. Вполне возможно, в это время, в его голове рождались строки этого знаменитого стихотворения. Публикация произведения произошла спустя короткое время после написания – 17 января 1840 года на страницах «Литературной газеты».
Жанр, направление, размер
Перед нами лирическое стихотворение, выдержанное в привычной для Лермонтова обличительной манере. В нём романтический герой противопоставлен обществу, а деятельный протест – пустому веселью. Произведение написано буквально на стыке двух литературных направлений – романтизма и реализма. В основе сюжета заложен конфликт воображаемого и реального. Поэтический размер – четырёх- и шестистопный ямб.
Композиция
Стихотворение состоит из семи шестистиший. Композиция кольцевая. Согласно кольцевой композиции, действие начинается и завершается описанием бала, а в середине произведения находится образ «старинной мечты». Момент описания портрета девушки можно считать кульминационным, ведь за ним следует сюжетная развязка.
Образы и символы
Образная палитра придаёт стихотворению глубокий смысловой подтекст:
- образ маскарадных масок – с помощью различных (маскарадных) масок общество пытается скрыть свойственные ему пороки, неприглядные тайны, нравственный цинизм. Лирический герой понимая, в чём заключается истинный смысл таких масок, обличает скрывающихся за ними людей посредством внутреннего монолога;
- образ птицы – данный образ символизирует независимость и свободу. Лирический герой желает вспорхнуть, подобно «вольной птице», чтобы умчаться в уютный мир детства, где рядом всегда была любимая бабушка, окружали любовь и красота;
- образ лирического героя – это герой с романтическим мироощущением. Он резко противопоставляет себя обществу, контрастируя с ним. Герой одинок, но по собственному выбору: он не может найти человека, полностью соответствующего созданному им идеалу. Вся жизнь для романтического героя представляется горьким обманом.
Произведение построено на контрасте (антитезе) двух изобразительных рядов: образы великосветского бала противопоставляются образам старинной мечты.
Темы и настроение
В произведении автор поднимает две важные темы:
- Тема фальши светского общества – центральная. Общество высшего света петербургской знати интересуют только самые низменные развлечения. Они погрязли в роскоши и вседозволенности, абсолютно позабыв о реальной жизни.
- Тема поэта и толпы – данная тема, как лейтмотив, проходит через всё произведение. Читатели знакомятся с бездушным, холодным светским обществом, не способным понять переживания лирического героя. Автор часто поднимает данную тему в своих произведениях.
Стихотворные строки насквозь пропитаны пафосом борьбы лирического героя с человеческим бездушием и лицемерием. Настроение произведения окрашено нотами разочарования героя в нынешнем поколении.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в следующем: люди глубоко заблуждаются, тратя свои бесценные годы на погоню за славой, почестями и прочими «сладостями» жизни. Только любовь к родным местам и близким людям способна дать человеку истинную радость и счастье – такая любовь не поддельна. Автор горько сожалеет об утраченных навсегда идеалах детских лет, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не бесчувственные маски.
Средства выразительности
Лермонтов с целью передачи основной идеи активно использует следующие тропы:
- эпитеты – «железный стих», «пёстрою толпою», «с улыбкой розовой»;
- метафоры – «мечты моей созданье», «глазами, полными лазурного огня»;
- олицетворения – мечта как «незваная гостья», «листы шумят»;
- инверсия – «когда… с глазами полными лазурного огня…»;
- ассонанс – звуки «И», «У», «Э» во второй части произведения передают состояние тоски по прошлому.
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…