Нет, не тебя так пылко я люблю… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Краткое содержание
Это небольшое лирическое стихотворение вместило в себя полноценный эпический рассказ о прошлом и настоящем героев – дамы и кавалера. Лирический герой в самом начале произведения признаёт непревзойдённую красоту героини, которую он когда-то знал и высоко ценил. Но прошло время и теперь прелести дамы для него уже не предназначены. В её красоте герой видит лишь давнишние пылкие чувства и то время, когда он был молодым и пылко влюблённым.
Затем мы наблюдаем развитие любовной истории, имеющей несчастный финал, и отмечаем новые детали встречи влюблённых. Лирический герой смотрит в глаза красавицы долгим взглядом, будто желая проникнуть в тайну прошлых лет. Но при этом, он ведёт себя отчуждённо, ведь таинственный разговор его души скрыт от возлюбленной: он адресован не нынешней ей.
Заключительный катрен содержит уточняющий рассказ о том, какие мысли и переживания одолевают героя в текущее время. В знакомых чертах некогда любимой женщины он не может отыскать её – истинную подругу своей молодости, увидеть живые уста и сияние глаз. Теперь перед ним находятся уста немые и потухший взор.
История создания
Произведение относится к позднему творчеству поэта. Лермонтов написал его в 1841 году, посвятив своей родственнице Екатерине Быховец, которую повстречал незадолго до сочинения этих стихотворных строк. Молодая женщина очень понравилась поэту: причина столь стремительной симпатии заключалась в том, что Быховец была похожа на давнюю любовь Лермонтова Варвару Лопухину. Поэтому лирический герой сообщает о том, что он любит вовсе не девушку, а своё «прошлое страдание».
Варвара Лопухина – это любовь всей жизни поэта. С ней Лермонтов познакомился ещё в годы молодости. Но влюблённым не суждено было повенчаться в силу многих причин. Поэт принимает решение поступить в школу юнкеров, затем отправляется служить на Северный Кавказ. Он так и не решился предложить Лопухиной руку и сердце. Вскоре родители выдали красавицу дочь замуж за другого человека. Девушка дала согласие на брак с нелюбимым мужчиной, так как Лермонтов находился на Кавказе и конкретных намерений относительно будущих отношений не заявлял. Узнав о замужестве любимой женщины, поэт сильно переживал, расценивая её поступок, как предательство. Лопухиной влюблённый Лермонтов посвятил множество стихов.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – это элегия: лирический герой, с чувством огромной грусти, повествует о любимой женщине, с которой ему не суждено быть вместе.
Поэтический размер – пятистопный ямб с кольцевой рифмовкой.
Композиция
Композиция стихотворения характеризуется предельной простотой. Произведение делится на семантические части и представляет собою целостный монолог – откровение лирического героя. С формальной точки зрения стихотворение состоит из трёх катренов, каждый из которых постепенно приближает читателей к правде.
Образы и символы
В центре произведения находятся два образа – лирический герой и девушка, в отношении которой герой испытывает чувства:
- образ лирического героя – романтический герой весьма близок поэту, но, при этом, не тождественен ему. Мы наблюдаем, как герой пытается отыскать женский идеал, который некогда уже был в его жизни. Но, к сожалению, идеальную возлюбленную ему больше не вернуть. Девушка, которая когда-то являлась для него целым миром, давно ушла, её больше нет. Герою осталась лишь память о днях былой юности: ему хочется хотя бы на мгновение оказаться радом с любимой;
- образ возлюбленной – лирический герой остро переживает своё одиночество. Все мысли его обращены в прошлое, где ему было хорошо. Образ возлюбленной, который герой трепетно сохранил в своём сердце – единственная отрада в серой действительности настоящего. Теперь для него лучше «прошлое страдание», чем «пустая красота». Отныне лирический герой видит свою любимую лишь в двух ипостасях: как юную девушку с чистой душой и как опытную женщину, блистающую в светском обществе.
Темы и настроение
Данное произведение посвящено одной теме – это любовь, способная храниться в сердце человека на протяжении многих лет. Поэт раскрывает любовную тему сквозь призму личных эмоций и переживаний. Произведение пронизано настроением неудовлетворённости лирического героя собственной жизнью, его душевным одиночеством.
Основная идея
Лермонтов транслирует читателям мысль о том, что прошлая любовь способна настолько глубоко запасть в человеческое сердце, что «раненный» былой любовью человек больше не сможет никого искренне полюбить.
Средства выразительности
Лермонтов мастерски использует художественные средства выразительности для раскрытия темы и передачи эмоций лирического героя. В произведении есть:
- эпитеты – «долгий взор», «таинственный» разговор, «прошлое страданье»;
- метафоры – «в устах живых уста давно немые», «красы твоей блистанье»;
- инверсии – «таинственным я занят разговором».
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…