Нет, я не Байрон, я другой… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Краткое содержание
В начале произведения автор делает отсылку к личности Байрона. У них много общего: оба пребывают в затяжном конфликте с окружающим обществом. Лермонтов даёт меткое определение, именуя Байрона и себя «странниками», гонимыми ветром судьбы. Затем автор проводит сравнение эмоций романтического героя с океанской стихией, говоря о том, что душевные переживания бушуют, подобно океанским волнам, поглощая в своей пучине поэта. У лирического героя рухнули надежды на счастье: больше ничто не способно доставить ему удовольствие.
Надежды героя, прежде всего, связаны с его личными терзаниями души. Также его беспокоит судьба русской литературы: ведь, направление «байронизм», популярное среди отечественных литераторов и основанное на идеях декабристов, к окончанию двадцатых годов стало невостребованным.
Тогда ещё не успели сформироваться революционно-демократические идеалы и стремления. Поэт не способен отыскать своё место в жизни: будущая судьба представляется ему туманной. В завершении произведения Лермонтов размышляет о толпе, сожалея о том, что некому будет передать молодому поколению его мысли. Он высказывает сомнение относительно своего жизненного предназначения, как поэта.
История создания
История появления на свет этих стихотворных строк напрямую связана с творчеством великого английского поэта Байрона, чьи произведения во многом определили выбор вектора литературного направления Лермонтова. Стихотворные строки датируются 1832 г. К моменту написания произведения Лермонтов ещё не достиг восемнадцатилетнего возраста. Живительный «родник» своего вдохновения юный автор видел не только в стихах Байрона, но и в его трагической судьбе.
Лермонтов не уставал проводить биографические параллели между собой и любимым поэтом, отмечая сходство общих черт характера. Лермонтов и Байрон являлись двумя сложными гениальными личностями, которых людская толпа не желала принимать и понимать. Ранняя кончина матери, вынужденное расставание с отцом, мучительный поиск себя – всё это способствовало тому, что Лермонтов взялся за перо, чтобы излить свои переживания в этих стихах. Первые читатели смогли познакомиться с произведением в 1845 году на страницах «Библиотеки для чтения».
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру элегии: в нём преобладают глубокие философские мотивы. Повествуя о своей жизни, лирический герой не скрывает эмоций грусти и печали. Произведение соответствует чертам литературного направления «романтизм», точно так же, как и всё творчество Лермонтова.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. В стихотворном тексте представлены женские и мужские рифмы.
Композиция
Композиционное «здание» произведения состоит из двух частей:
- Первая часть – повествование сосредоточено на доказательстве того, что между Лермонтовым и Байроном имеются очевидные различия.
- Вторая часть является меньшей по объёму: включает в себя всего лишь четыре строки. С ритмической точки зрения эта часть весьма отличается от первой. В ней повествуется о мотивах, объясняющих: зачем и с какой целью автор написал данное произведение. Лирический герой заявляет, что ему так и не удастся увидеть собственный творческий успех, ощутить общественное признание.
Образы и символы
В стихотворении представлена следующая семантически значимая образная палитра:
- образ лирического героя – центральный. Поэтический мир романтического героя находится в эпицентре повествования. Посредством разнообразных образов передаётся состояние его души. Мы воспринимаем героя, как горделивого одиночку и пилигрима, верящего в свою раннюю кончину. Такой романтический герой представляет собою привычный романтический шаблон. Его не интересуют недостойные мелкие дела, он желает всего и сразу;
- образ толпы – данный образ появляется лишь в предпоследней строке. Лирический герой противопоставляет себя людской толпе, подчёркивая этим собственную избранность и одиночество. Герой уверен: его «думы» никто не в силах понять, за исключением Бога. Максимальная оторванность от презренной толпы позволяет герою проводить параллель между собой и великим эпатажным Байроном;
- образ Байрона – лирический герой, сравнивая себя с Байроном, одновременно противопоставляет ему себя. В первой строчке он проводит разделительную черту между ними, заявляя: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой ещё никому не известен, но уже понимает, что не сможет многого добиться. Однако, он указывает на сходство с английским поэтом, заявляя о себе: «… как он, гонимый миром странник». С Байроном героя роднит одиночество и отчуждённость от общества.
Темы и настроение
В произведении Лермонтов поднимает сразу несколько важных тем:
- Тема будущего – романтический герой размышляет о будущем, предопределяя свой жизненный и творческий путь. Он противопоставляет себя великому Байрону, успевшему достичь мирового общественного признания.
- Тема судьбы – данная тема всегда интересовала поэтов-романтиков. В данном случае перед нами открывается печальное пророчество, которое человек не готов опровергнуть. Последователи направления «пассивный романтизм» не боролись со злым роком, так как считали, что жалким людям его не победить.
- Тема одиночества – данная тема неотъемлема для всего творчества Лермонтова. Автор именует себя «странником», ощущая одиночество среди людей.
- Тема поэта и толпы – лирический герой ощущает себя в полном одиночестве, ведь никто не способен его понять.
Настроение произведения преисполнено тревожностью и тоской лирического героя, не понятого и гонимого миром.
Основная идея
Основной смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, своеобразная «визитная карточка» с указанием основных мыслей, чувств и особенностей поэта-романтика. Лермонтов стремится показать читателям, что он вовсе не Байрон. Творческое кредо автора индивидуально. Лермонтов говорит о том, что у каждого литературного творца имеется своя «визитная карточка». Поэтому он вовсе не желает, подобно Байрону, получить признание высшего света.
Средства выразительности
Лермонтов использует следующие средства выразительности:
- метафоры – «океан угрюмый», «гонимый миром странник»;
- эпитеты – «русская душа», «разбитые надежды»;
- сравнение – «в душе моей, как в океане»;
- экспрессивный синтаксис – «Я – или бог – или никто!».
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…