Сон • cтихотворение и анализ
краткая информация
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Краткое содержание
Сюжет произведения имеет последовательное развитие. Мы наблюдаем за истекающим кровью человеком, лежащим «на песке долины». На поверхности его груди зияет огромная рана. Страдальцу снится весьма странное сновидение.
Затем мы узнаём о содержательной стороне его сна. Умирающий юноша видит во сне родную землю, праздничные огни, радостных людей, которые вспоминают о нём в разговоре. Лишь единственная девушка, на этом весёлом празднике жизни, крайне печальна. Её сердце погружено в «грустный сон», оно болит и тоскует о возлюбленном.
Заключительная часть произведения повествует о содержании жуткого сна красавицы. Стихотворный сюжет отличается статичностью: все события происходят в одно и то же время.
История создания
Во время отъезда поэта во вторую ссылку на Кавказ, ставшую для Лермонтова роковой, его ближайший товарищ Владимир Одоевский вручил ему пустой блокнот с просьбой привезти обратно блокнот, но уже заполненный стихами. Выполняя просьбу друга и желая его порадовать, Лермонтов очень много писал. Таким образом, на страницах подаренного Одоевским блокнота оказались записаны практически все стихотворения, относящиеся к заключительному периоду творчества поэта. Там же, в 1841 году, было записано и стихотворение «Сон».
Известно, что Лермонтова, как творческого человека, время от времени посещали мистические предчувствия, касающиеся его судьбы. Этим предчувствием он и посвятил данное произведение. Первые читатели смогли ознакомиться со стихотворением спустя два года, после смерти автора на роковой дуэли. Публикация случилась в 1843 году, на страницах журнала «Отечественные записки».
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру «мистическое стихотворение». В стихотворном тексте воедино соединяются сновидение, реальность и предчувствие. Это создаёт фантастическое полотно происходящего.
Стихотворение написано в рамках литературного направления «романтизм». Об этом свидетельствуют: мистическое содержание сюжета, а также вопросы о жизни/смерти, любви и одиночестве, поднятые автором. Для написания стихотворения Лермонтов использует пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Композиция
Произведение включает в себя пять четверостиший и делится на три семантических части:
- Первая и вторая строфы – описание погибшего от смертельного пулевого ранения юноши.
- Третья и четвёртая строфы переносят нас на «сияющий огнями вечерний пир», на котором в одиночестве грустит незнакомая девушка.
- Пятая строфа – повествует о содержании сновидения незнакомки. Этот сон возвращает наши мысли к картине умирающего от ранения юноши.
Такое композиционное решение справедливо назвать зеркальным: герой видит в своём сновидении девушку, во сне которой отражена реальная картина случившихся с ним событий.
Образы и символы
В данном произведении представлено несколько образов, два из которых центральные:
- образ лирического героя – центральный. Это рассказчик, который погибая, видит странный сон. Образ рассказчика рифмуется с самим автором: спустя короткое время Лермонтов, подобно своему лирическому герою, будет лежать далеко от Родины «с свинцом в груди». А в это время в холодном Петербурге будет страдать от разлуки с ним Варвара Лопухина, возлюбленная поэта;
- образ грустной девушки – центральный. Незнакомка, что снится умирающему молодому человеку, видит в своём сновидении ей «знакомый труп»;
- образ природы – поэт описывает полдневную жару. Мы буквально чувствуем и видим: раскалённый песок, жёлтые горные вершины, испепеляющие солнечные лучи. Все детали пейзажа дополняют общую картину трагедии;
- образ сна героя – символ страшного пророчества, которому предстоит сбыться. Посредством сна поэт раскрывает эмоциональное состояние своего страдающего героя, его мысли, желания и трагическую судьбу;
- образ солнца символизирует всё живое на земле. Но в данном случае автор играет на антитезе: мы видим, как живительное солнце буквально ослепляет своими лучами мёртвое тело убитого юноши. Таким образом, автор доносит мысль о том, что от смерти молодого человека окружающий мир нисколько не изменился и не пошатнулся. Солнце, как светило, так и будет светить всегда.
Темы и настроение
В произведении Лермонтов поднимает сразу несколько важных для каждого читателя тем:
- Тема одиночества – автор говорит о том, что состояние главного героя является противоестественным: он вынужден уходить из жизни в полном одиночестве, за тысячи километров от родного края, вдали от возлюбленной, близких и друзей.
- Тема смерти – героя нисколько не страшит близость смерти: он воспринимает свою кончину, как некую неизбежность.
- Тема любви – существует прочная незримая связь между любящими сердцами. Поэтому, уже теряя последние проблески сознания, герой видит в забытьи свою возлюбленную в то время, когда она, параллельно ему, представляет себе картину трагической смерти любимого мужчины. Таким образом, чувство любви оказывается гораздо сильнее страха смерти.
Всё произведение проникнуто настроением печали, тоски и грусти: страшная судьба героя вызывает в сердцах читателей искреннее сочувствие и жалость.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в следующем: смерть – это неизбежность, которую необходимо уметь принимать и понимать. Но, несмотря на это, человек не должен уходить из жизни в полном одиночестве. Герой покидает этот мир одиноким, а не на руках своей возлюбленной. При этом никто из родных не знает о его мучительной смерти. Лермонтов говорит о том, что любовь и смерть нередко сталкиваются между собой, и всегда победу одерживает добро: даже мёртвый сон не смог навсегда разделить любящие сердца главного героя и героини.
Средства выразительности
Тропы, использованные Лермонтовым в произведении, необходимы для того, чтобы созданная им картина казалась читателям яркой и выразительной:
- эпитеты – «жёлтые вершины», «юные жёны», «знакомый труп», «младая душа»;
- метафоры – «чернеет рана», «дымилась рана», «по капле точилась кровь».
Все произведения автора
- • Ангел
- • Ашик-Кериб
- • Бородино
- • Валерик
- • Выхожу один я на дорогу…
- • Герой нашего времени
- • Горные вершины
- • Дары Терека
- • Два великана
- • Дума
- • Желание
- • Завещание
- • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
- • И скучно, и грустно…
- • Из-под таинственной, холодной полумаски…
- • Как часто пестрою толпою окружен…
- • Когда волнуется желтеющая нива…
- • Листок
- • Молитва
- • Мцыри
- • На севере диком стоит одиноко…
- • Нет, не тебя так пылко я люблю…
- • Нет, я не Байрон, я другой…
- • Нищий
- • Осень
- • Парус
- • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- • Поэт
- • Предсказание
- • Пророк
- • Прощай, немытая Россия…
- • Расстались мы, но твой портрет…
- • Родина
- • Смерть поэта
- • Сон
- • Три пальмы
- • Тучи
- • Узник
- • Утес
- • Фаталист
- • Я не унижусь пред тобою…