Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)
Термин «общество» можно определять по-разному:
В широком смысле общество – это:
- Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений между людьми.
- Все человечество в целом.
В узком смысле общество – это:
- Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей (российское общество, то есть все граждане РФ; американское общество, то есть все граждане США).
- Люди, объединенные общим интересом (общество любителей поэзии), целью (общество борьбы за экологию) или происхождением (славяне, евреи).
- Исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, индустриальное общество).
Интерес к обществу как системе и явлению люди проявляли с древнейших времен. Современное понимание понятия «общество» складывалось постепенно.
Мыслитель | Понимание общества (общество – это…) |
Аристотель | Группа индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных потребностей. |
Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо |
Общество и наличие в нем власти – это результат общественного договора. |
Гегель | Особенно интересовался гражданским обществом, то есть обществом, где каждый человек зависит от всех остальных. |
О. Конт | В основе общества – разделение труда между людьми, общество состоит из подсистем (семья – класс – государство). |
М. Вебер | Общество – это результат социальной деятельности людей. |
Т. Парсонс | Основа общества – одинаковые идеалы и ценности людей. |
К. Маркс | Во время общей деятельности складываются отношения между людьми, а совокупность этих отношений – и есть общество. |
Для того, чтобы группа людей могла называться обществом, она должна соответствовать нескольким критериям:
- Иметь единую территорию, которая станет основой для формирования социальных связей. Так, каждый футбольный фанат по отдельности – еще не общество любителей футбола, но если они собираются на одном стадионе и начинают регулярно взаимодействовать, то со временем превратятся в общество.
- Иметь возможность функционировать вне зависимости от других обществ и отдельно от природы, самодостаточность.
- Быть частью системы, и в то же время состоять из взаимосвязанных подсистем. Например, российское общество – это часть всего человечества, и в свою очередь может делиться на более мелкие общества, которые взаимодействуют между собой (городские и сельские жители).
Общество как способ существования людей имеет определенный набор функций:
- Производит материальные блага и услуги.
- Воспроизводит и социализирует отдельного человека.
- Регулирует активность людей, производит духовные блага.
- Распределяет продукты деятельности.
- Управляет человеческой деятельностью и поведением.
Для того, чтобы общество могло реализовать все перечисленные выше функции, существуют институты общества, каждый из которых обеспечивает исполнение той или иной функции.
Наиболее важными с точки зрения организации общества являются институты власти, собственности, семьи и наследования.
Однако существуют десятки других институтов и подсистем. Вот основные из них:
Политические (институты президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и так далее).
Правовые (институты судебной власти, адвокатуры, присяжных и так далее).
Религиозные (институт крещения, исповеди, монашества, епископата и так далее).
Культурные (институт кино, музыки, литературы…)
Общество – сложная динамическая система, которая включает в себя в качестве подсистем разные сферы жизни общества.
Сфера жизни общества | Описание |
Экономическая (материально-производственная) | Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком. |
Социальная | Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами. |
Политическая (политико-правовая) | Включает все системы контроля над обществом, законодательство. |
Духовная | Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой), связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование). |
Все сферы жизни общества связаны друг с другом. Неполадки в одной из них могут привести к краху всей общественной системы. Например, неустойчивость и слабость власти может спровоцировать кризис в экономике, который в свою очередь вызовет социальное напряжение и упадок культуры.
Общественные отношения (8 класс)
Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.
Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.
На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:
- классовые
- национальные
- групповые
- семейные
На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.
Социальные отношения и их формы (8 класс)
Социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
Развитие общества (8 класс)
- Традиционное (аграрное) общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Данный вид общества процветал в Древнем мире, а после в средневековье. Начинают появляться города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
- Индустриальное общество — происходят значительные перемены:
— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;
— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;
— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).
Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.
Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)
Информация в мире является значимой в социальном плане. Компьютерные сети и информатизация усиливает роль СМК(средств массовой коммуникации) на всю общественную жизнь ,экономическую и политическую область, культуру и систему образования. Мы можем смотреть и слушать про политические мероприятия , борьбу с терроризмом, экологическую борьбу .В настоящее время с помощью СМК внедряется манипулирование общественным мнением, внедрение стереотипов мышления, навязывание определенных ценностей. Сейчас создаются предпосылки для соединения всех СМК в общую систему, чтобы контролировать информацию и массовую аудиторию. В настоящее время с помощью интернета и мобильных средств связи обеспечивается быстрое собирание, перерабатывание и отправление информации в нужную область земного шара. Поэтому вовремя применяются оперативные решения, чтобы воздействовать на людей и общественную среду. Также развивается само существование людей в изменяющихся условиях, когда СМК все сильнее проникают в нашу жизнь, развиваются информационные технологии, например, становится доступным дистанционное обучение, оптимизируется образование. Роль СМК в новом информационном мире бывает и отрицательной, что приводит к печальным последствиям, например, в результате прогресса в технике разрушаются связи между людьми, также СМК могут разрушать личность человека, влиять на его сознание, поэтому все зависит от содержания информации, которую передают нам СМК, от морали и нравственности, определяющей работу СМК.
Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.
Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.
Глобальные проблемы современности (8 класс)
Глобальные проблемы (от лат. земной шар) – это комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его судьба.
Глобальные проблемы – результат деятельности людей, наиболее острыми они стали во второй половине XX века.
Общие черты глобальных проблем:
- затрагивают судьбу всего человечества,
- требуют немедленного решения,
- предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны, невозможно их решать по отдельности, необходимо это делать комплексно.
Виды глобальных проблем:
Проблема предотвращения новой мировой войны. | Угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий. |
Экологическая проблема. | Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биологических видов, глобальное потепление, появление озоновых дыр и др. |
Проблема международного терроризма. | Нанесение экономического, политического ущерба, гибель людей, дезорганизация государственного управления, стремление влиять на политику стран. |
Проблема отсталости стран
(«Север-Юг»). |
Колоссальный разрыв в развитии между богатыми («Север») и бедными «Юг») странами, нищета, голод, неграмотность населения слаборазвиты стран. |
Демографические проблемы (проблемы народонаселения). | Сверхвысокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) в развивающихся странах; невысокие показатели рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения в развитых странах (демографический кризис). |