Русская культура проделала длинный путь от разорительного нашествия монголо-татар до образования единого государства при Иване III. Этот путь можно условно разделить на этапы:
- Вторжение Батыя (с 1237 г.) — начало правления Ивана Калиты: упадок русской культуры, связанный с разорением русских земель.
- Эпоха Ивана Калиты — первая половина XV вв.: хозяйственный и культурный подъём. Развитие всех сфер культуры — от каменного строительства до изобразительного искусства.
- Вторая половина XV в. — начало XVI в.: расцвет русской культуры, который увенчался облагораживанием московского Кремля.
Ремесленное производство
Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.
Литература и письменность.
Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/11/36-300x294.jpg)
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.
Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.
Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.
Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям.
Известнейшим произведением XV в. было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.
Архитектура
После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/11/37-300x212.jpg)
Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.
Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.
Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.
Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/11/38-242x300.jpg)
«Троица». А. Рублёв.
Изобразительное искусство
В этот период окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. Это время знаменито творчеством Феофана Грека (роспись старого Благовещенского собора Московского Кремля; до Москвы много работал в Новгороде), Андрея Рублёва («Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря), Дионисия (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас
в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).