Культура в России после Петра I в XVIII в. | теория по истории 🏺 Россия в XVIII веке

Если при Петре I культура окончательно приняла светский характер, то при его преемниках она продолжила развиваться в этом направлении. В литературе, архитектуре и живописи стили менялись один за другим. Новые сдвиги произошли в образовании, был открыт первый университет в России. Общественная мыль особенно ярко проявила себя после разрешения открытия вольных типографий Екатериной II. При этом на культуру России не могли не влиять контакты с другими странами. Так, например, идеи Просвещения во Франции сказались в области образования. Кроме того, именно в XVIII в. своего расцвета достигла сословная культура.

Образование

  1. Для подготовки дворян к офицерской службе в 1731 г. открылся Шляхетский корпус. Детей знати также обучали в Пажеском корпусе для подготовки к венной или гражданской службе. Он был открыт в 1759 г.
  2. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при активном участии И.И. Шувалова произошло открытие Московского университета. В начале было всего три факультета: философский, юридический, медицинский. Елизавета Петровна утвердила проект университета 25 января по новому стилю, в день святой Татьяны. Поэтому сегодня этот день является датой основания Московского университета и Днём российского студенчества.
  3. В 1757 г. была открыта российская Академия художеств, имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.

    Смольный институт. Арх. Д. Кваренги

  4. Открывались воспитательные дома в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) для сирот, подкидышей и беспризорников.
  5. В 1764 г. для дочерей дворян был основан Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге.
  6. Также было положено начало массовому образованию. По реформе 1782-1786 гг. учреждались двухклассные училища в уездах и четырёхклассные — в губернских городах.

Таким образом, в России постепенно складывалось сословное образование. Создание закрытых сословных учебных заведений было целью Екатерины II и президента Академии художеств и директора Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецкого. Он стремился с помощью сословных учебных учреждений создать «новую породу людей» — прежде всего дворян, которые впоследствии смогли бы сформировать гуманистическое общество и гуманно управлять государством. По инициативе И.И. Бецкого открылись воспитательные дома, Смольный институт, училище при Академии Художеств (1764),  Коммерческое училище в Москве (1772).

Достижения в науке и технике

М.В. Ломоносов

  1. Большое место в науке этого времени принадлежит великому российскому учёному — М.В. Ломоносову.  Он создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке — физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, открыл фабрику цветного стекла (мозаика «Полтавская битва»), доказал существование у Венеры атмосферы, указал на электрическую природу северного сияния, положил начало метеорологии, издал «Русскую грамматику», получил твёрдую ртуть, стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения (ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке).
  2. Проявил себя М.В. Ломоносов и в исторической науке. Его основной научный труд — «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава или до 1054 года». В этот же период творил историк В.Н. Татищев. Он написал «Историю Российскую с древнейших времён». Крупные исторические сочинения были созданы князем М.М. Щербатовым и И.Н. Болтиным. Историки Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер выдвинули гипотезу о скандинавском происхождении Рюрика и о создании скандинавскими варягами Российского государства. Им ответил М.В. Ломоносов, заявляя, что Рюрик происходил из славян. «Норманнский» или «варяжский» вопрос впоследствии одним из самых популярных в исторической науке и вскоре оказался предлогом для политических спекуляций. Для подробного ознакомления с этой темой советую обратиться к монографии Е.В. Пчелова «Рюрик».
  3. Механик И.И. Ползунов сконструировал первую в России паровую машину. Самоучка И.П. Кулибин разработал проект арочного моста через Неву, изобрёл оптический телеграф, прожектор, часы разных размеров для Екатерины II. Получил прозвище «нижегородский Архимед».

Литература

Г.Р. Державин

  1. С середины XVIII в. в литературе господствовал классицизм. Для него характерно строгое деление жанров на высокие (ода, героический эпос, трагедия) и низкие (басня, комедия, сатира), чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных, правило «трех единств» (места, времени и действия). Писатели черпали своё вдохновение из античных произведений. Основными представителями русского классицизма стали поэты В.К. Тредиаковский, Г.Р. ДержавинФелица», «Памятник»); драматурги А.П. Сумароков, Д.И. ФонвизинНедоросль», «Бригадир).
  2. В конце века на сцену вышел сентиментализм. Для этого стиля был характерен акцент на чувствах персонажей, их личных переживаниях и страданиях. Такие произведения показывали жизнь простых людей, их отношения с другими и близость к природе. Ярким представителем русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин с его повестью «Бедная Лиза«.
  3. Особняком стоит сочинение А. Н. Радищева в жанре путевых заметок:  «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно отражает всю тяжесть жизни крепостных крестьян и их отношений с помещиками. Екатерина II назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачёва» и приказала сослать в Сибирь.
  4. Зародилась журналистика. В 1769 г. Екатерина II стала издавать журнал сатиристический «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки. С ней в полемику вступил Н.И. Новиков, который в журнала «Трутень» и «Живописец» описывал произвол помещиков над крепостными крестьянами.

Живопись

Портрет А.П. Струйской. Ф.С. Рокотов

В художественном искусстве преобладал жанр портрета. В нём творили А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов (портрет А.П. Струйской), Д.Г. Левицкий (портреты Екатерины II, П.А. Демидова), В.Л. Боровиковский (портреты Лопухиных, Екатерины II на прогулке, императора Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена).

Получил развитие исторический жанр в лице художника А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»). С.Ф. Щедрин писал пейзажи. Зачинателем крестьянского бытового жанра стал М. Шибанов.

Архитектура

Во второй половине XVIII века в архитектуре преобладал барокко, сменившийся классицизмом.

  1. Барокко характеризовался торжественностью, пышностью форм, активным использованием декоративных рельефов, колонн и статуй. Среди архитекторов выделяются С.И. Чевакинский (дворец П.Б. Шереметева на Фонтанке, склады Новой Голландии в Санкт-Петербурге); Ф.Б. Растрелли (Строгановский дворец, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца).
  2. Для классицизма свойственно симметричность композиции; гармония пропорций; подобие античной архитектуре (обилие колонн, портиков, фронтонов). В этом стиле творили В.И. Баженов (проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге, дом Пашкова и Царицынский ансамбль в Москве); И.Е. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, Голицынская больница, здание Сената в Москве, здание Московского университета на Моховой). А. Ринальди (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Гатчинский дворец); дворец). Ж.-Б. М. Валлен-Деламот (Гостиный двор на Невском проспекте, здание Академии художеств); Д. Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе, здание Академии наук).

    Таврический дворец. И.Е. Старов

Скульптура

Екатерина II-законодательница

Во второй половине XVIII в. происходит расцвет русской скульптуры. Прежде всего он связан с именами К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, Анны Иоанновны с арапчонком), Э. М. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге). Гордостью стал русский скульптор Ф.И. Шубин. Он изваял мраморные бюсты Г.А. Потёмкина, Павла I, гипсовый бюст М.В. Ломоносова, статую Екатерины II-законодательницы.

Театр

  1. В 1756 г. в Ярославле возник первый государственный общедоступный российский театр. Им руководил ярославский купец и «первый русский актёр» Ф.Г. Волков.
  2. В то же время по всей России дворяне у себя в имениях создавали домашние крепостные театры. Больше всего прославился театр в поместье Шереметевых в Останкино. Там играли крепостные крестьяне: драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

Таким образом, окончательная победа светского направления и талант иностранных и русских деятелей искусства подготовили расцвет русской культуры в XIX веке.

Текст: Максим Романович, 2.1k 👀

ЕГЭ по истории

Вся теория

Восточнославянские племена и их соседиТеории возникновения государства у восточных славянПервые князья. Рюрик, Олег, Игорь.Княгиня Ольга и ее сын СвятославПервая усобица на Руси: победа ВладимираПравление Владимира Святославича. Крещение Руси.Вторая усобица на Руси (1015-1019)Ярослав Мудрый. Русская Правда.Усобица ЯрославичейВладимир Мономах. Любечский съезд.Мстислав Великий и начало феодальной раздробленностиРаспад Киевской Руси на княжестваЗавоевания монголовРусь и Золотая ОрдаАлександр Невский: крестоносцы на Западе и Орда на ВостокеНачало возвышения МосквыДмитрий Донской. Куликовская битва.Два Василия и династическая война 1425-1453 гг.Культура Руси в XIII-XV вв.Становление Русского централизованного государстваВнешняя политика в эпоху Ивана IV ГрозногоВнутренняя политика в эпоху Ивана IV ГрозногоСмутное времяПервый из Романовых. Михаил Фёдорович.Эпоха Алексея МихайловичаФёдор Алексеевич. Царевна Софья.Новые явления в экономике России XVII векаРеформы Петра I ВеликогоРазвитие культуры России в XVII векеВнешняя политика Петра I ВеликогоПетровские преобразования в культуреЭпоха «дворцовых переворотов»«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II ВеликойВнешняя политика Екатерины II ВеликойПравление Павла IВнутренняя политика Александра IВнешняя политика Александра IВосстание декабристовВнутренняя политика Николая IВнешняя политика при Николае IОбщественная мысль второй четверти XIX в.Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II.Внешняя политика Александра IIАлександр III. Внутренняя и внешняя политикаОбщественное движение во второй половине XIX в.Культура, наука и просвещение XIX векаВнутренняя политика Николая II. Первая русская революция.Внешняя политика Николая IIРеформы Столыпина и первый опыт российского парламентаризмаРусская культура Серебряного векаРоссия в Первой мировой войнеВеликая Российская революция 1917 годаВнутренняя и внешняя политика Советского руководства 1917-1918 гг.Гражданская война 1918-1922 гг.Образование СССРНовая экономическая политика (НЭП)Внутрипартийная борьба и победа И.В. Сталина«Большой скачок»: индустриализация и коллективизация«Культурная революция»Политическое развитие в 1930-е гг. Репрессии.