Александр III. Внутренняя и внешняя политика

теория по истории 🏺 Россия в XIX веке

Период правления Александра III (1881-1894 гг.) некоторые считают временем контрреформ, которые выразились в кардинальном пересмотре Великих реформ его отца. Однако не все историки принимают эту точки зрения, отмечая новые прогрессивные черты преобразований. Во внешней политике Александр III вошёл в историю как царь-миротворец. Он был противником разрешения международных конфликтов войнами.

Личность Александра III и начало царствования

Александр III

Александр Александрович стал наследником престола только после неожиданной смерти своего старшего брата. Получив первоначально армейское образование, Александр проявлял интерес преимущественно к военной науке. Его политические взгляды были консервативными. Он считал, что характер реформ Александра II носил радикальный характер. Очень сильно его потрясла трагическая гибель отца от рук революционеров. Свои главнейшие задачи он видел в подавлении любого инакомыслия и возврат к столпам консерватизма: самодержавию, православию и народности.

В период своего правления его помощниками и сподвижниками стали обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Они отличались реакционными политическими взглядами.

Александр III знал, что его отец одобрил проект М.Т. Лориса-Меликова о привлечении земского и городского представительства для решения общегосударственных вопросов и издания законов. Однако сам император не видел в нём смысла и пользы для России. Поэтому на обсуждении данной проблемы царь поддержал меньшинство, отвергнув проект. М.Т. Лорис-Меликов подал в отставку.

Тогда же в 1881 г. был опубликован Высочайший Манифест «О незыблемости самодержавия», написанный К.П. Победоносцевым при участии редактора «Московских видимостей» М.Н. Каткова. Разумеется, он отражал точку зрения самого Александра III.

Н.П. Игнатьев и Земский Собор

При Александре III министром внутренних дел стал известный дипломат Н.П. Игнатьев. Вместе с авторитетным славянофилом И.С. Аксаковым он стал разрабатывать проект по созыву Земского Собора — сословно-представительного органа. Мероприятие имело целью показать близость царя и народа. Однако даже такая идея была отвергнута. В 1882 г. Н.П. Игнатьев был смещён с пост министра. На его место назначили реакционера Д.А. Толстого.

Изменения в земском и городском устройстве

  1. В 1889 г. был введён институт земских участковых начальников. Они назначались из местных дворян-помещиков. В их задачу входило осуществление контроля за крестьянским самоуправлением. По сути эта мера означала восстановление власти помещика над крестьянином как при крепостном праве. Земские начальники могли наказывать крестьян и сажать их под арест.
  2. В 1890 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». По нему изменялась избирательная система с таким расчётом, чтобы повысить удельный вес дворян в земствах. В результате количество дворян в местных органах стало преобладающим.
  3. В 1892 г. по «Городскому положению» повышался имущественный ценз. Мелкие налогоплательщики были фактически устранены от голосования. Укрепилась роль крупной буржуазии и дворянства. Также была расширена система вмешательства в городское самоуправление со стороны администрации.
  4. Кроме того, для поддержки материального положения дворян как опоры самодержавия в 1885 г. был создан Дворянский земельный банк. Он выдавал ссуды под залог земель.

Борьба с инакомыслием и революционной крамолой

«Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую»

Манифест «О незыблемости самодержавия»

К.П. Победоносцев

  1. Для подавления революционной оппозиции на местах в 1881 г. вводилось «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». В любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Администрация теперь могла арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет, закрывать учебные заведения и органы печати, вмешиваться в деятельность земств.
  2. По «временным правилам о печати» 1882 г. министр внутренних дел и обер-прокурор Синода получали право закрывать любое печатное издание. Впоследствии прекратилось издание таких либеральных и демократических печатных органов как «Дело», «Голос», «Земство» и «Отечественные записки».
  3. В 1884 г. вышел новый университетский устав. Ликвидировалась автономия университетов, за студентами начал осуществляться жёсткий надзор со стороны инспекции.
  4.  В 1887 г. вышел указ министра народного просвещения И.И. Делянова. Он стал известен как циркуляр о кухаркиных детях. В гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников. Повышалась плата за образование. Следствием стало совращение доступа к среднему образованию детей из «низших сословий».
  5. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев способствовал распространению церковно-приходских школ, одновременно выступая против земских учебных заведений.

Крестьянский вопрос

Н.Х. Бунге

После отмены крепостного права крестьяне продолжали находиться в затруднённом материальном положении. Необходимо было нести повинности помещикам, выплачивать выкупные платежи и подушную подать.

  1. Министр финансов Н.Х. Бунге был сторонником облегчения положения крестьян. В 1881 г. было прекращено временнобязанное состояние. Все крестьяне переводились на обязательный выкуп. В том же году были понижены выкупные платежи.
  2. Также Н.Х. Бунге стал инициатором открытия в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который предоставлял крестьянам ссуды для покупки земель.
  3. В 1885 г. по предложению министра финансов была отменена подушная подать, введённая ещё Петром I. Эта мера привела к сокращению государственного бюджета, однако была необходимой. Чтобы возместить расходы, были повышены косвенные налоги на ряд товаров: сахар, водку, табак и др.

Рабочий вопрос

После отмены крепостного права появился класс пролетариата, наёмных рабочих на предприятии. Их положении было очень тяжёлым. Труд рабочих дёшево оплачивался. Они были вынуждены работать по многу часов в день (12-16 и даже больше) и жить в убогих условиях. Следствием стало необходимость решения рабочего вопроса.

  1. Учреждалась фабричная инспекция, которая должна была следить за соблюдением рабочего законодательства.
  2. В 1882 г. вышел закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет).
  3. Также была запрещена ночная работа для несовершеннолетних и женщин (закон 1885 г.).
  4. В 1885 г появился закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Он ограничивал размер штрафов. Вводились специальные расчётные книжки, в которые вносились условия найма рабочего. Также закон предусматривал суровую ответственность рабочих за участие в стачках.

С.Ю. Витте и «золотое десятилетие» русской промышленности

С.Ю. Витте

За десятилетие 1890-х гг. промышленное производство в стране удвоилось. Развивалась добыча угля, нефти и металлургия. На Кавказе начался бурный рост нефтяной промышленности. Активно работало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Железнодорожное строительство переживало новый «бум» 1890-х гг.

Новый министр финансов С.Ю. Витте разработал экономическую программу, большую часть которой смог реализовать. Так, в 1894 г. была введена государственная винная монополия. То есть спиртными напитками могло торговать только государство. Эта мера увеличивала поступление денежных средств в казну.

Знаменательным событием стала финансовая реформа 1897 г. С.Ю. Витте добился золотого обеспечения русского рубля. Была укреплена конвертируемость рубля, т.е. теперь он мог свободно обмениваться на золото и иностранную валюту.

Также С.Ю. Витте выступал за политику протекционизма (ограждения отечественной промышленности от иностранной конкуренции). В то же время он был сторонникам привлечения в Россию иностранного капитала для развития русской промышленности.

В конце 1890-х гг. можно было говорить о том, что промышленный переворот завершён. Капитализм активно развивался. Однако такие пережитки как отработочные работы крестьян на помещиков (аренда их земли) и сохранение помещичьей собственности продолжали существовать.

Внешняя политика

Александр III по праву получил прозвище царя-миротворца, так как в период его правления ряд военных столкновений произошёл только в Средней Азии. К тому же, это направление было лишь продолжением политики при его отце.

Скульптура Александра III. П.П. Трубецкой

  1. На Балканах снова произошёл кризис. Вторая часть Болгарии, Восточная Румелия, вышла из-под контроля Османской империи и объединилась с первой. Александр III не встал на защиту «братьев-славян». Он был против нарушения Болгарией международного соглашения и оставил её самостоятельно решать проблемы с Османской империей. Тем самым авторитет России на Балканах упал. С другой стороны, это предотвратило начало очередной потенциальной войны с Турцией.
  2. Перед Александром III стояла задача закончить начатое отцом присоединение Средней Азии. Сначала были покорены туркменские племена, и образована Закаспийская область. Далее предстояло решить пограничную проблему с Афганистаном, который находился под влиянием Англии. Русские войска одержали победы при Мервском оазисе и у г. Кушка. В 1885 г. было достигнуто русско-английское соглашение о границе Афганистана. На этом все задачи в среднеазиатской политике были выполнены.
  3. На Дальнем Востоке начала стремительно усиливаться Япония, чьи интересы должны были неминуемо столкнуться с Россией. В тот период дальневосточная территория страны была крайне оторвана от центра. Для экономических и военно-стратегических нужд было начато строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1905 гг.), которая должна была соединить разные концы империи.
  4. Также важной задачей для Александра III было недопущение международной изоляции и поиск союзников. Россия могла сблизиться либо с Германией, либо с Францией, которые считались заклятыми врагами. В 1881 г. и 1884 г. был продлён «Союз трёх императоров», который заключили Германия, Австро-Венгрия и Россия (1873 г.). Однако в 1879-1882 гг. секретно оформился Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии Италии. Он был направлен против России и Франции. Германия и Австро-Венгрия вели двойную игру. В 1887 г. Россия смогла удержать Германию от нападения на Францию, что вызвало резкое недовольство немецкого канцлера О. фон Бисмарка. В итоге это привело к сближению с Францией. В 1893 г. был окончательно оформлен русско-французский союз. Это стало важной составляющей будущей Антанты (1904 г. — союз Англии и Франции; 1907 г. — союз России и Англии).

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что во внутренней политике Александр III пошёл на ограничение либерального характера Великих реформ в рамках основ самодержавия и укрепления положения дворянства. Рабочий и крестьянский не были решены. В результате они обострились в самом начале XX в., что в итоге привело к началу первой русской революции 1905-1907 гг. Лишь в экономике можно было наблюдать прогрессивные черты, промышленный переворот стремительно близился к своему завершению. Во внешней политике особо важным стал русско-французский союз, сыгравший впоследствии ключевую роль в формировании Антанты.


Максим Романович | Просмотров: 103 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *