Общественная мысль второй четверти XIX в.

теория по истории 🏺 Россия в XIX веке

После восстания декабристов и следствия над ними общественное движение в России не только не угасло, но и начало развиваться с новой силой. Парадоксально, что этот процесс происходил именно в период правления Николая I, который проводил политику подавления всякого свободомыслия. Дворянская образованная интеллигенция, как правило, собиралась в московских и петербургских салонах, в гостях друг и друга, где устраивала ожесточённые споры о будущем России.

Новым явлением стали студенческие кружки, где формировались взгляды молодёжи. Именно во второй четверти XIX в. в России сформировалось три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Об этом и пойдёт речь ниже.

Консервативное течение

С.С. Уваров

Определение

Консерватизм (от лат. — сохранение) — идеология, характеризующаяся защитой традиционных устоев общества, требованиями стабильности, порядка, отрицанием революционных экспериментов и негативным отношением к радикальным реформам.

Основные представители: профессора: М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, журналисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатель М.Н. Загоскин.

Основные цели российского консерватизма: сохранение незыблемости самодержавия, крепостного права, привилегий дворянства, поддержка официальной церкви, укрепление государственного аппарата и полиции.

Своеобразной программной российского консерватизме стала теория официальной народности, которую в 1833 г. сформулировал министр народного просвещения С.С. Уваров. Она была принята в качестве официальной идеологии России Николаем I. Согласно этой теории русская жизнь основана на 3 началах:

  1. Православие — традиционная глубокая религиозность русского человека, заключающаяся в вере и любви.
  2. Самодержавие — единственно возможная форма правления в России.
  3. Народность — единение монарха-царя и народа. Подразумевает веру и любовь народа к самодержцу, который в свою очередь по-отечески заботится о благе народа и справедливости.

Либеральное течение

Определение

Либерализм (от лат. — свободный) — идеология, отстаивающая свободу предпринимательства, парламентский строй и демократические права личности. Главная ценность — свобода и права человека.

В России либеральное течение было представлено двумя идеологическими лагерями: западниками и славянофилами. Несмотря на ряд различий во взглядах, они имели много общего.

  1. Считали главной целью достижение благополучия и процветания России.
  2. Основным методом признавали умеренные реформы, проведённые сверху. Отрицали революционные методы и идеи.
  3. Выступали за отмена крепостного права, освобождение крестьян с землёй и без выкупа;  введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства.

    Т.Н. Грановский

Западники

  1. Идеалом формы правления видели в конституционной монархии и  парламентском строе по образцу Англии и Франции.
  2. Считали европеизацию (заимствование лучших достижений стран Западной Европы) единственно правильным путём преобразования России.
  3. Положительно относились к реформам Петра I Великого, поскольку его преобразования шли по пути европеизации, то есть сближения России и европейских стран.
  4. Основные представители: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков и другие.

Славянофилы

А.С. Хомяков

  1. Идеальной формой правления считали неограниченное самодержавие при условии созыва сословно-представительного совещательного Земского собора, выражающего мнение народа. Своеобразный девиз: «Сила власти — царю, сила мнения — народу!».
  2. Считали, что путь России отличен от стран Западной Европы. Писали о самобытном пути и уникальном историческом пути России, который не имел ничего общего с европейскими цивилизациями. Поэтому они выступали против европеизации и призывали укрепить традиционные черты России: крестьянскую общину, тесное единение монарха и народа, глубокую православную религиозность русского человека.
  3. Отрицательно относились к реформам Петра I, доказывая это тем, что Пётр I увёл Россию с её национально-самобытного пути развития. Многие идеалы они находили именно в допетровской России (Земский Собор, патриаршество и т.д.).
  4. Основные представители:  А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и другие.

Радикальное течение

В.Г. Белинский

Мировоззрение молодёжи формировалось в студенческих кружках, где учащиеся обсуждали правительственную политику, критиковали её, крепостное право, предлагали свои проекты по реформированию страны. Известными стали кружки братьев Критских, Н.В. Станкевича (в него входили Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин), А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Московском университете.

Помимо обычных студенческих существовали кружки, которые вынашивали серьёзные планы по свержению самодержавию, убийству царя и введению конституции. Таким стал кружок Н.П. Сунгурова, члены которого готовили антиправительственное восстание. Все организации, за исключением кружка Н.В. Станкевича, были раскрыты и разгромлены.

Радикальное (революционное) направление в России начало формироваться в 1840-1850-х гг. под влиянием социалистических теорий А. де Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна об идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан.

В.Г. Белинский

Литературный критик В.Г. Белинский учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. Вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Позднее он вошёл в кружок Н.В. Станкевича и стал печатать свои критических статьи. В них он воспитывал в читателях ненависть к крепостному праву, любовь к простому народу.

Особо известным стало его «Письмо к Н.В. Гоголю». В.Г. Белинский критиковал самодержавие и крепостничество, осуждал самого Н.В. Гоголя за отказ от общественной борьбы.

Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности… Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть.

В.Г. Белинский. Письмо к Н.В. Гоголю

Это «Письмо» стало стремительно распространяться и набирать популярность.

А.И. Герцен

Теория «русского социализма» А.И. Герцена

А.И. Герцен разработал теорию «русского» или «общинного» социализма. Он считал, что при условии свержения самодержавия и отмены крепостного права, ликвидации помещичьего землевладения, в России непременно должен возникнуть социализм. Его главной «ячейкой» станет крестьянская община. В ней заключены важнейшие социалистические черты: природный коллективизм, идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление. 

Теория А.И. Герцена стала ключевым элементом в формировании народнической идеологии второй половины XIX в.

Петрашевцы

М.В. Буташевич-Петрашевский

Одна из первых революционных организаций социалистов в России возникла в 1845 г. Это было общество, которое сложилось вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. По «пятницам» члены кружка собирались в его квартире и обсуждали положение России и революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, географ П. П. Семёнов, пианист А. Г. Рубинштейн и другие. Они осуждали самодержавие и крепостное право.

В целях пропаганды они создали и издали «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Там содержались европейские социалистические учения. В 1849 г. кружок был раскрыт и разгромлен. 21 человек приговорили к смертной казни, которую заменили ссылкой в Сибирь и каторгой.

«Философические письма» П.Я. Чаадаева

П.Я. Чаадаев

П.Я. Чаадаева, высокообразованного дворянина, нельзя однозначно отнести ни к одному из течений общественной мыли России. Участник Отечественной войны 1812 г., он был членом первых декабристских организация («Союз благоденствия»). Позднее он разочаровался в идеях декабристов и их планах. На него сильно повлиял христианский мистицизм, что отразилось в его «Философических письмах», опубликованных в журнале «Телескоп» в 1830-х гг. В них он писал об обречённости России, о том, что Россия оказалось исключена из единого конгломерата стран Запада. Глубоким пессимизмом проникнуты строки его произведения.

Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили.

Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они сейчас ни делали, каждый по-своему, они все же постоянно сходятся на одном и том же пути.

П.Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое

Следует отметить, что П.Я. Чаадаев осуждал восстание декабристов и был сторонником самодержавной власти. Тем не менее Николай I, прочитав его «Первое письмо», приказал объявить философа сумасшедшим. П.Я. Чаадаеву было назначено посещение врача. Позднее он написал «Апологию сумасшедшего», где объяснял, что все его мысли связаны с болью за судьбу России, которую он искренне любит.

Подводя итог, нужно сказать, что А.И. Герцен справедливо назвал вторую четверть XIX в. (николаевское правление) временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Именно тогда зародились течения, которые продолжили развиваться во второй половине XIX в.


Максим Романович | Просмотров: 131 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *