Петровские преобразования в культуре

теория по истории 🏺 Россия в XVIII веке

Историки считают, что с петровского времени можно говорить о формировании «новой русской культуры», или «культуры нового времени». В период правления Петра Великого ещё больше усилились культурные связи с Европой. Стоит отметить, что западное влияние русская культура испытала ещё в XVII в., поэтому реформы Петра были прямым продолжением политики его предшественников. Преобразования никак не коснулись повседневной жизни основного населения России — крестьян. Их культура оставалась традиционной, вне европейского влияния.

Просвещение

При Петре образование стало светским. Для дворян обучение в школах стало обязательным.

Сухарева башня

В 1714 г. вышел указ, запрещавший жениться недорослям, не окончившим «цифирной школы».  В России было открыто 42 таких школы. Туда принимали детей всех сословий, за исключением крестьян. Таким образом, образование было доступно преимущественно только господствующему классу. Царь заботился лишь о важности просвещения для дворян.

Пётр I большое внимание уделил профессиональному образованию, чтобы поставить на службу государству просвещённых людей.

В 1701 г. открылась школа математических и навигацких наук. Она была расположена в здании Сухаревской башни. Также начали работать Артиллерийская, Медицинская, Инженерная школы. В 1715 г. появилась Морская академия.

В России продолжали создавать новые школьные учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича.

Научные знания

Именно Пётр I положил начало развитию науки в России. В 1724 г. он подписал указ об учреждении Академии наук в Санкт-Петербурге. Её открытие состоялось уже после его смерти в 1725 г. Она стала центром научных изысканий. Так как отечественных кадров практически не было, то в её состав вошли приглашённые из заграницы учёные. В Академии было три отделения — математическое, физическое и  гуманитарных наук. В ее состав входило 12 академиков. Они должны были изучать и преподавать порученные им науки, выступать «с докладами и советами».

Здание Кунсткамеры

К Академии наук были прикреплены первая научная библиотека (открыта в 1714 г., для всеобщего  посещения — в 1728 г.) и Кунсткамера — музей редких и экзотических экспонатов (открыт для посещения в 1719 г.).

Продолжали совершаться географические экспедиции. Путешественник В.В. Атласов  в конце XVII в. совершил экспедицию на Камчатку и составил её описание. При содействии Академии наук Пётр I издал указ об организации первой морской научной экспедиции — Первой Камчатской экспедиции. Она началась в 1725 г. Возглавлял её Витус Беринг. Её задачей было выявить, соединяются ли Азия и Америка.

При Петре были достигнуты важные открытия и в технике. Так, в 1712 г. А.К. Нартов изобрёл токарный станок. Также он сконструировал зуборезные и винторезные станки. Гидростроитель И.И. Сердюков обеспечил своими разработками создание Вышневолоцкой судоходной системы.

Публицистика

Феофан Прокопович

При Петре I публицистика, зародившаяся при его отце Алексее Михайловиче, получила дальнейшее развитие.

С 1702 г. начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости». Это означало появление в России периодической печати.

Сподвижник Петра I Феофан Прокопович написал ряд трактатов, обосновывающих тезис, что самодержавие — наилучшая форма правления для России и что церковь должна быть подчинена государству: «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент».

Интересной можно считать книгу И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», где русский ремесленник, а потом и купец выступал за развитие русской промышленности и поддержку купечества государством.

Архитектура

Летний дворец Петра I

В целом характерной чертой Петровской культуры является переход к светской архитектуре. Основной стиль — петровское барокко: симметричность фасадов, монументальность, геометричность построений. Архитекторы: Ж. Леблон, Д. Трезини.

В такой европейском стиле началась застройка Санкт-Петербурга: геометрическая правильность улиц, симметричность.

Доменико Трезини: Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Скульптура

Бюст Петра I

Скульптура представлена работами итальянского мастера Б.К. Растрелли: бюсты Петра I, А.Д. Меншикова, конный монумент Петра I, портретная статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Живопись

В живописи Петровской эпохи завершается обмирщение культуры: происходит переход от парсуны к новому жанру — портрету.

В этот период особую известность получили портреты кисти И.Н. Никитина («Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе») и А. М. Матвеева («Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных).

Развивалось и гравюрное искусство: А. Ф. Зубов — «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга».

Театр

В 1702 г. Москве на Красной площади был открыт общедоступный публичный театр, чей репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Труппа состояла из немецких актёров.

Быт людей

«Бородовый знак»

Во время поездки в Европу Пётр I вдохновился европейскими обычаями, и по возвращении из «Великого посольства» в Россию приступил к преобразованиям в сфере быта.

  1. Приказал высшим слоям населения (дворянам, служебным лицам) носить европейскую одежду (немецкие платья).
  2. Собственноручно сбривал бороды боярам и издал указ, обязывающий всем, кроме духовенства и крестьян, брить бороды. Также вышел указ, вводящий налоговые пошлины на ношение бороды для тех, кто хотел её сохранить. Об уплате налога свидетельствовал медный «бородовый знак».
  3. Разрешалось курить табак. До этого это было запрещено Соборным Уложением 1649г.
  4. В 1718 г. Пётр I издал указ о введении ассамблей.
    Определение

    Ассамблеи(от фр. — собрание) — светская форма развлечений, когда собирались представители разных сословий, мужчины и женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы.

  5. По приказу Петра I с немецкого была переведена книга об этике, правилах поведения в светском обществе — «Юности честное зерцало». Она была дополнена самим царём.

Преобразования в быту коснулись исключительно представителей высшего общества — дворян, чиновников, городской верхушки. Для крестьян жизнь оставалась традиционной, неизменной.

Мнение историков

В историографии существует интересная точка зрения на реформы Петра I в быту и культуре. Её автор — Н. Я. Данилевский, написавший труд «Россия и Европа».

Прогулка Петра I в летнем саду. А. Бенуа

Философ  выделил два направления в реформаторской деятельности царя Петра I – это государственное и реформативное. Под государственным он имел в виду все его военные, промышленные (строительство мануфактур), административные реформы, а также строительство флота. Под реформативным он рассматривал изменения в быте, нравах, обычаях в русском обществе.

Первая деятельность царя заслуживает признания, благословения потомства, а вторая деятельность требует к себе критического осмысления и критического отношения. Это связано с тем, что слепое подражание европейским обычаям привело к большому ущербу для национальной культуры: «К чему было брить бороды, надевать немецкие кафтаны, загонять в ассамблеи, заставлять курить табак, учреждать попойки (в которых даже пороки и распутство должны были принимать немецкую форму), искажать язык, вводить в жизнь иностранный этикет». Болезнь российской культуры историк назвал «европейничаньем».

Таким образом, в период правления Петра I российская культура продолжает активнейшим образом развиваться по западноевропейскому образцу, окончательно принимая светский характер.

Используемая литература:

Кулиев Ф.М.О., Кулиева Н.В. «Европейничанье как болезнь русской жизни // Вестник экспертного совета. 2020. №4 (23).


Максим Романович | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 185 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *