Развитие культуры России в XVII веке

теория по истории 🏺 российское государство во второй половине XV- XVII веков

XVII век во многом подготовил те радикальные изменения в культурной сфере, которые произойдут при Петре I. В целом вся культура XVII носила традиционный характер, однако в то же время появился ряд новый явлений, которые бросаются в глаза:

  • Расширение культурных связей России со странами Западной Европы и усвоение достижений западноевропейской культуры;
  • Начало процесса обмирщения русской культуры — освобождения от всестороннего влияния церкви. Культура постепенно начинает приобретать светский характер;
  • Формирование и развитие русской национальной культуры, оформление русского языка, как языка единой этнической общности.

Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении.

В.О. Ключевский

Образование

В XVII веке грамотными были далеко не все слои населения. Среди крестьян лишь единицы знали грамоту, доля среди посадских людей — 24%. Образование было преимущественно домашним. Дома детей обучали либо грамотные члены семьи, либо нанимавшиеся учителя.  Так, для обучения детей царя Алексея Михайловича (Фёдора и Софьи) из Речи Посполитой в Москву был приглашён учитель Симеон Полоцкий — писатель, поэт, переводчик.

Симеон Полоцкий

Школы открывались в основном при церквях и монастырях. В Немецкой слободе (месте поселения иностранцев в Москве) открылась лютеранская церковная школа.

В XVII веке появились и учебники, по которым дети в школах обучались грамоте: первая печатная «Азбука» Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого и Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия Смотрицкого.

В 1687 году в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия под руководством братьев Лихудов.

Большую роль играло книгопечатание. В Москве работали две типографии — Печатный двор и Верхняя типография в Кремле, созданная по инициативе Симеона Полоцкого.

Западноевропейское влияние на отечественную культуру проявилось в переводе Посольским приказом иностранных книг на русский язык. Для царя Алексея Михайловича из иностранных переводных материалов составлялась первая в России рукописная газета «Куранты», содержащая западноевропейские новости.

Научные знания

Основным источником научных знаний в России в XVII в. были книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык.

  • Труд А. Везалия «О строении человеческого тела»;
  • Сочинения, излагающие гелиоцентрическую систему Н. Коперника;
  • Медицинские «Травники» и «Лечебники».

Был издан первый учебник по истории Руси «Синопсис». Написан киевским монахом И. Гизелем.

Создана первая общая карта России — «Большой чертёж», а также комментарии к ней в виде «Книги Большого чертежа» (1627 г.).

Благодаря экспедициям первопроходцев В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова, В. Атласова, исследовавших Сибирь, Забайкалье и побережье Тихого океана, были получены новые знания о полезных ископаемых, флоре и фауне, языке и обычаях разных народов. В результате были созданы географические карты и сочинения: «Роспись сибирским городам и острогам», «Роспись» морского пути вдоль Охотского моря, «Чертеж Сибирской земли» (1672).

Литература

Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович.

В XVII в. расширяется объём литературных жанров. Прежде всего это связано с процессом обмирщения русской культуры. Новые жанры значительно отличались от преобладающей в прошлой церковной литературой. В них появляются черты личностного характера, демократические черты, подчёркивающие социальные пороки и несправедливость в мире.

  1. Сатиристические повести: «О Ерше Ершовиче», «О Шемякином суде», обличающие несправедливый суд и взятничество, «Сказание о куре и лисице» о лицемерии духовенства, «Повесть о Фоме и Ерёме» о неудачливых братьях и другие.
  2. Автобиографические повести: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», первое произведение автобиографического характера. Написано простым народным языком.
  3. Светская поэзия. Появление силлабического стихосложения и расцвет поэзии связаны с именем Симеона Полоцкого. Он является автором сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Продолжателями его дела в России стали Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

Архитектура

В русской архитектуре процесс обмирщения выразился в изменении стилей, живописности и декоре построек.

Церковь Покрова в Филях

  1. После Смутного времени возобновилось строительство шатровых храмов. Распространение получили церкви в стиле «русского узорочья» (сложные по композиции и обилие декора): церковь Троицы в Никитниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Ильи Пророка в Ярославле и др.
  2. Патриарх Никон в связи с церковной реформой в 1652 г. запрещает строительство шатровых храмов.
  3. Во второй половине XVII в. появляется новый архитектурный стиль: «московское барокко» (по фамилии главных заказчиков, «нарышкинское барокко»), для которого характерны многоярусность, симметричность композиции и яркая раскраска фасадов. Основные постройки: церковь Покрова в Медведкове, церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиева монастыря, Успенский Собор в Рязани и др.
  4. Гражданское каменное зодчествоТеремной дворец Московского Кремля, Патриаршие палаты Кремля, украшение Спасской башни, надстройка одного яруса и установка часов-курантов.
  5. Деревянное зодчество: дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Живопись

В живописи процесс обмирщения проявился в стремлении изображать на иконах не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь, переход к портретному искусству в виде парсун (см. ниже).

Спас Нерукотворный. Симон Ушаков.

  1. Известнейший художественный центр сформировался в Оружейной палате, где творил Симон Ушаков: «Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа государства Российского». Для его живописи характерно усиление реалистичности: проработанность элементов лица, объёмность.
  2. Фрески в церкви Ильи Пророка, изображающие мирской быт: «Жатва». Авторы: Гурий Никитин, Сила Савин.
  3. Появление парсун:  М.В. Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, патриарха Никона и др.
Определение

Парсуна (искажение слова «персона» — личность, лицо) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры.

Театр

Появление придворного театра в России стало новшеством XVII века. Церковь осуждала скоморошество на народных праздниках, так как видела в этом проявление языческих черт.

Возникновение театра при Алексее Михайловиче были прямым влиянием западноевропейской культуры. Постановка пьес была поручена лютеранскому пастору из Немецкой слободы Г.Грегори. Актёры были также иностранцами. Первая пьеса имела библейский сюжет и называлась «Артаксерксово действо». На спектаклях звучали музыка и пение. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

В Немецкой слободе. А.Н. Бенуа.

 

Максим Романович | Просмотров: 596 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *