Если при Петре I культура окончательно приняла светский характер, то при его преемниках она продолжила развиваться в этом направлении. В литературе, архитектуре и живописи стили менялись один за другим. Новые сдвиги произошли в образовании, был открыт первый университет в России. Общественная мыль особенно ярко проявила себя после разрешения открытия вольных типографий Екатериной II. При этом на культуру России не могли не влиять контакты с другими странами. Так, например, идеи Просвещения во Франции сказались в области образования. Кроме того, именно в XVIII в. своего расцвета достигла сословная культура.
Образование
- Для подготовки дворян к офицерской службе в 1731 г. открылся Шляхетский корпус. Детей знати также обучали в Пажеском корпусе для подготовки к венной или гражданской службе. Он был открыт в 1759 г.
- В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при активном участии И.И. Шувалова произошло открытие Московского университета. В начале было всего три факультета: философский, юридический, медицинский. Елизавета Петровна утвердила проект университета 25 января по новому стилю, в день святой Татьяны. Поэтому сегодня этот день является датой основания Московского университета и Днём российского студенчества.
- В 1757 г. была открыта российская Академия художеств, имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
- Открывались воспитательные дома в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) для сирот, подкидышей и беспризорников.
- В 1764 г. для дочерей дворян был основан Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге.
- Также было положено начало массовому образованию. По реформе 1782-1786 гг. учреждались двухклассные училища в уездах и четырёхклассные — в губернских городах.
Таким образом, в России постепенно складывалось сословное образование. Создание закрытых сословных учебных заведений было целью Екатерины II и президента Академии художеств и директора Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецкого. Он стремился с помощью сословных учебных учреждений создать «новую породу людей» — прежде всего дворян, которые впоследствии смогли бы сформировать гуманистическое общество и гуманно управлять государством. По инициативе И.И. Бецкого открылись воспитательные дома, Смольный институт, училище при Академии Художеств (1764), Коммерческое училище в Москве (1772).
Достижения в науке и технике
- Большое место в науке этого времени принадлежит великому российскому учёному — М.В. Ломоносову. Он создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке — физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, открыл фабрику цветного стекла (мозаика «Полтавская битва»), доказал существование у Венеры атмосферы, указал на электрическую природу северного сияния, положил начало метеорологии, издал «Русскую грамматику», получил твёрдую ртуть, стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения (ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке).
- Проявил себя М.В. Ломоносов и в исторической науке. Его основной научный труд — «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава или до 1054 года». В этот же период творил историк В.Н. Татищев. Он написал «Историю Российскую с древнейших времён». Крупные исторические сочинения были созданы князем М.М. Щербатовым и И.Н. Болтиным. Историки Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер выдвинули гипотезу о скандинавском происхождении Рюрика и о создании скандинавскими варягами Российского государства. Им ответил М.В. Ломоносов, заявляя, что Рюрик происходил из славян. «Норманнский» или «варяжский» вопрос впоследствии одним из самых популярных в исторической науке и вскоре оказался предлогом для политических спекуляций. Для подробного ознакомления с этой темой советую обратиться к монографии Е.В. Пчелова «Рюрик».
- Механик И.И. Ползунов сконструировал первую в России паровую машину. Самоучка И.П. Кулибин разработал проект арочного моста через Неву, изобрёл оптический телеграф, прожектор, часы разных размеров для Екатерины II. Получил прозвище «нижегородский Архимед».
Литература
- С середины XVIII в. в литературе господствовал классицизм. Для него характерно строгое деление жанров на высокие (ода, героический эпос, трагедия) и низкие (басня, комедия, сатира), чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных, правило «трех единств» (места, времени и действия). Писатели черпали своё вдохновение из античных произведений. Основными представителями русского классицизма стали поэты В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин («Фелица», «Памятник»); драматурги А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир).
- В конце века на сцену вышел сентиментализм. Для этого стиля был характерен акцент на чувствах персонажей, их личных переживаниях и страданиях. Такие произведения показывали жизнь простых людей, их отношения с другими и близость к природе. Ярким представителем русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин с его повестью «Бедная Лиза«.
- Особняком стоит сочинение А. Н. Радищева в жанре путевых заметок: «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно отражает всю тяжесть жизни крепостных крестьян и их отношений с помещиками. Екатерина II назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачёва» и приказала сослать в Сибирь.
- Зародилась журналистика. В 1769 г. Екатерина II стала издавать журнал сатиристический «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки. С ней в полемику вступил Н.И. Новиков, который в журнала «Трутень» и «Живописец» описывал произвол помещиков над крепостными крестьянами.
Живопись
В художественном искусстве преобладал жанр портрета. В нём творили А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов (портрет А.П. Струйской), Д.Г. Левицкий (портреты Екатерины II, П.А. Демидова), В.Л. Боровиковский (портреты Лопухиных, Екатерины II на прогулке, императора Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена).
Получил развитие исторический жанр в лице художника А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»). С.Ф. Щедрин писал пейзажи. Зачинателем крестьянского бытового жанра стал М. Шибанов.
Архитектура
Во второй половине XVIII века в архитектуре преобладал барокко, сменившийся классицизмом.
- Барокко характеризовался торжественностью, пышностью форм, активным использованием декоративных рельефов, колонн и статуй. Среди архитекторов выделяются С.И. Чевакинский (дворец П.Б. Шереметева на Фонтанке, склады Новой Голландии в Санкт-Петербурге); Ф.Б. Растрелли (Строгановский дворец, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца).
- Для классицизма свойственно симметричность композиции; гармония пропорций; подобие античной архитектуре (обилие колонн, портиков, фронтонов). В этом стиле творили В.И. Баженов (проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге, дом Пашкова и Царицынский ансамбль в Москве); И.Е. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, Голицынская больница, здание Сената в Москве, здание Московского университета на Моховой). А. Ринальди (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Гатчинский дворец); дворец). Ж.-Б. М. Валлен-Деламот (Гостиный двор на Невском проспекте, здание Академии художеств); Д. Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе, здание Академии наук).
Скульптура
Во второй половине XVIII в. происходит расцвет русской скульптуры. Прежде всего он связан с именами К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, Анны Иоанновны с арапчонком), Э. М. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге). Гордостью стал русский скульптор Ф.И. Шубин. Он изваял мраморные бюсты Г.А. Потёмкина, Павла I, гипсовый бюст М.В. Ломоносова, статую Екатерины II-законодательницы.
Театр
- В 1756 г. в Ярославле возник первый государственный общедоступный российский театр. Им руководил ярославский купец и «первый русский актёр» Ф.Г. Волков.
- В то же время по всей России дворяне у себя в имениях создавали домашние крепостные театры. Больше всего прославился театр в поместье Шереметевых в Останкино. Там играли крепостные крестьяне: драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.
Таким образом, окончательная победа светского направления и талант иностранных и русских деятелей искусства подготовили расцвет русской культуры в XIX веке.