Труд и творчество
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для конкретного лица, но и для других людей.
Творчество присутствует в деятельности многих людей — учёных, писателей, поэтов, художников, музыкантов и многих-многих других.
Творчество в науке, например, помогло людям создать новые машины, открыть тайны природы, использовать полезные ископаемые, получить электричество, создать радио, телевидение, Интернет, полететь в космос и т.д.
Творческие люди наделены фантазией, воображением и выдумкой чего-то нового. «Люди творческих профессий» — так говорят о писателях, поэтах, режиссёрах, артистах, художниках, композиторах. Каждая их работа рождена фантазией и воображением, отличается новизной, непохожа на предыдущую.
Ремесло
Ремесленником называют человека, владеющего ремеслом. А ремесло — это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.
Главное отличие ремесленника от труда на заводах и фабриках заключается в том, что зачастую труд ремесленника ручной, в нем не используются сложные механизмы и машины. Но при этом всем, труд ремесленника необходим, ведь это те же гончары, столяры, плотники, стекольщики и многие другие.
Среди ремесленников встречаются такие, которые вызывают восхищение у людей любовью к своему делу, погружая их в приятное созерцание созданных ими предметов.
Однако есть и другое значение слова «ремесленник». Если у человека нет таланта, работает он без выдумки, без фантазии, по шаблону и трафарету, которые кто-то уже до него придумал, такого человека называют «ремесленник».
Признаки мастерства
Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Творческий труд
Создавая новое, человек придумывает новые профессии. Даже существует отдельный термин — «человек творческой профессии». Это человек, который постоянно вынужден в силу своего ремесла генерировать какие-то идеи.
Инженеры, художники, конструкторы, учителя – это те люди, которые постоянно должны самосовершенствоваться, постоянно приносить что-то новое в свою профессию. Если они превратятся в рутинных исполнителей определённых стандартов, то в таком случае быстро морально устареют и перестанут быть интересными как специалисты. Вспомним хотя бы великих писателей (Н.В. Гоголь, А. П. Чехов), поэтов (А.А. Ахматова, А. А. Блок), художников (М. А. Врубель, И. И. Левитан), композиторов (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский). Все они на протяжении всей своей жизни работали над собой, пытались усовершенствовать, отточить своё искусство.
Творчество в искусстве
Умение не только смотреть, но и видеть, замечать среди ярких, броских объектов удивительно красивый, но скромный — это и есть главное отличие творческого человека от большинства людей.
О людях, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение почувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чувства красоты». А те, у которых нет какого-то чувства, беднее других людей.
Издавна известно, что научный труд немыслим без творчества. А может ли человек стать хорошим художником, поэтом, композитором, музыкантом, если он не способен чувствовать и создавать красоту? Любое проявление искусства обязательно требует от человека умения творить, создавать прекрасные произведения, которые поражали бы других своей новизной и необычностью.
Мастерство работника
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд (7 класс)
В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд.
Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, если у человека нет специальных знаний, умений и навыков.
Стремительный прогресс в области науки, техники и технологий приводит к тому, что растёт число новых отраслей производства и новых специальностей. Робототехника, автоматизация, внедрение компьютеров оставляют всё меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство, сфера обслуживания предъявляют всё более высокие требования к работникам. Они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствовать умения и навыки. Словом, нужно постоянно повышать свою квалификацию.
Экономическое благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников.
Слагаемые профессионального успеха (7 класс)
Каждый вид труда требует особых знаний. Знания можно получить:
- В училище;
- Колледже;
- Институте;
- Университете;
- Академии.
Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний и тем дольше надо учиться, чтобы их освоить. Помимо знаний, необходимо овладеть практическими умениями и навыками. Мастерство неотделимо от личного опыта.
Кроме этого, чтобы стать, например, художником, поэтом, инженером, конструктором, учёным, надо иметь особые способности.
Специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретённые им во время практической деятельности, называют квалификацией работника.
Заработная плата и стимулирование труда. Разделение труда и специализация (7 класс)
Зарплата — сокращённый вариант выражения заработная (заработанная) плата, т. е. плата за работу. По-научному она называется трудовым денежным вознаграждением.
Распространены две системы оплаты труда: повременная, при которой работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой зарплата зависит от количества произведённой продукции и объёма выполненных работ.
Что влияет на размер заработной платы?
- Качество и количество труда.
- Сложность труда и уровень квалификации.
- Условия труда.
- Социальная значимость труда.
- Степень риска.
- Уникальность труда.
Взаимосвязь количества и качества труда (7 класс)
По объёму произведённого продукта и затрачиваемого на труд времени можно судить о количестве труда работника. По качеству произведённой продукции и оказанных услуг можно судить о качестве его труда.
Производительность труда — результативность (продуктивность) труда в процессе производства. Она измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведённой за единицу времени.
Благодаря своему опыту и мастерству наставник не допускает таких ошибок, как начинающий работник. Труд его более качественный. Можем сделать вывод: чем выше квалификация работника, тем выше результат его труда.
Производство (8 класс)
Производство может быть охарактеризовано как процесс или целенаправленная деятельность, в ходе которой материальные и сырьевые ресурсы посредством труда преобразуются в готовую продукцию. Это основа любого государства. Без производства невозможно существование экономики. Вкладывая средства в изготовление тех или иных благ, инвесторы получают прибыль после их реализации. Из этой суммы производятся налоговые и прочие отчисления, за счет которых функционируют государственные институты.
Товары и услуги, Факторы производства (8 класс)
Целью и результатом производства является продукт. Продукт — результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью, т. е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие товары. Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).
Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуга — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга, в отличие от товара, не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент её производства. Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу.
Сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.
Разделение труда и специализация (8 класс)
Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определённым количеством людей. Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своём деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.
Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В условиях натурального хозяйства разделение труда и специализация между работниками отсутствовали, все необходимые продукты совместно производились и потреблялись. Однако люди заметили, что у одних работников лучше получается делать одну вещь, а у других — другую. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовлении тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они совершенствовали своё мастерство, производя всё больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая всё производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.