Общество как совместная жизнедеятельность людей (10 класс)
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество – это не просто совокупность людей, а особая социальная структура, состоящая из взаимосвязанных индивидов и групп. Взаимодействие людей между собой и с окружающим миром проявляется в двигательной активности: помыли посуду, пообщались с другом, полили цветок, посадили дерево, очистили сад от мусора, накормили голодного щенка на улице и др. Из примеров видно, что основой взаимодействия людей является деятельность. Важным условием жизнедеятельности человека является коллективность. Как существам общественным нам трудно без других людей, многое мы не можем сделать без их помощи. Да и, становление человека зависит от взаимодействия с людьми. Взаимодействие людей осуществляется в социальных группах. Вхождение человека в общество осуществляется через семью. Со взрослением количество групп, в которые он входит постепенно расширяется. Между индивидами и группами возникают экономические, социальные, политические и духовные отношения. Общественными отношениями называются только устойчивые связи между людьми, возникающие многократно.
Общество и природа (10 класс)
Природа существует по независимым от общества законам, в то время как существование общества и общественный прогресс зависят от географических и климатических условий. Воздействие этих систем может быть, как положительным, так и отрицательным. Нерациональное пользование природными богатствами и негативное отношение человека к природе привели к пагубным последствиям: загрязнению почвы, воды, воздуха, истощению ресурсов, экологическому кризису. Это может обернуться прерыванием существования человечества.
Преобразовательная деятельность человека привела к возникновению культуры – второй природы, которая не может существовать без человека. Если природа – это естественная среда обитания человека, то культура – искусственная.
Общество и культура (10 класс)
Культура – это система всех результатов преобразовательной деятельности человека, направленных как на внешнюю среду, так и на самого себя. Следовательно, культура включает в себя и построенные сооружения, архитектурные здания, засеянные поля, написанные книги, картины, музыку, традиции и обычаи, ценности, идеалы и многое другое. Таким образом, в мире культуры результаты материальной и духовной деятельности человека условно делят на два вида – материальные и духовные. Не бывает духовной или материальной культуры в чистом виде. Они переплетены.
Когда говорят о культуре какого-либо народа, подчеркивают её самобытность, то есть уникальность, которая проявляется в особенных традициях, манере общения, методах воспитания детей и т.д. Но культурам всех народов присущи и общие черты – культурные универсалии, к примеру, язык, институты брака и семьи.
Науки об обществе (10 класс)
Общественная жизнь является очень многообразной. Поэтому её изучают множество наук, которые называются социально-гуманитарными. Вспомним, что все науки группируются на три вида: естественные, социально-гуманитарные и технические. Общество изучают такие социально-гуманитарные науки, как история, социология, правоведение, экономика, этика и многие другие. Специфичность общества, отличающая её от природы, заключается ещё и в том, что оно существует по законам, которые созданы самим обществом.
Гражданское общество (9 класс)
Одним из признаков развитой демократии и правового государства является существование гражданского общества.
Гражданское общество — это система инициативных негосударственных объединений граждан, призванная удовлетворять их личные потребности и интересы.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества (10 класс)
Организации гражданского общества формируются гражданами самостоятельно, без государственного принуждения. Государство может лишь организовывать их деятельность в рамках закона, например, регистрировать общественные организации.
Общественные организации проходят регистрацию в Министерстве юстиции в качестве некоммерческой организации, имеют устав, адрес, структуру.
Гражданское общество построено на горизонтальных связях, принципах равенства и договора. В отличие от государственных отношений власти и подчинения.
Организации гражданского общества построены на добровольности вступления и участия.
Признаётся многообразие форм организаций гражданского общества за исключением названных в законе. Участников организаций гражданского общества объединяют общие интересы, потребности или цели.
Гражданское общество отличает коллективный характер и взаимопомощь.
Признаки гражданского общества
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость — конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм мнений — всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
- легитимность и демократический характер власти — сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
История развития и сущность гражданства (10 класс)
- частная собственность и рыночная экономика;
- наличие среднего класса;
- высокий уровень демократии;
- развитое самоуправление и способность общества к самоорганизации;
- высокая политическая активность и образованность граждан;
- наличие свободных от государства СМИ;
- свобода распространения информации.
Местное самоуправление (9 класс)
Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями (от лат. municipium — самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.
Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:
- Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан);
- Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов);
- Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития);
- Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории);
- Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ;
- Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.
В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:
- самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
- организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
- многообразие форм осуществления местного самоуправления;
- соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Пути формирования гражданского общества в РФ (9 класс)
- частная собственность и рыночная экономика;
- наличие среднего класса;
- высокий уровень демократии;
- развитое самоуправление и способность общества к самоорганизации;
- высокая политическая активность и образованность граждан;
- наличие свободных от государства СМИ;
- свобода распространения информации.
Особенности социальной системы (10 класс)
Система (от греч. целое, совокупность) — это множество элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, общую целостность. Системой является и Вселенная, и культура, и человек, и машина.
Общество является динамической системой, то есть системой, в которой отдельные части могут заменяться, развиваться, а также могут добавляться новые части к системе. При этом связь между частями все равно остается.
Особенности социальных систем, которые выделены в социальных науках:
1. Общество имеет сложное устройство из уровней, подсистем и элементов.
Глобально всё общество можно разделить на 4 подсистемы:
а) материально-производственную;
б) социальную;
в) политическую;
г) духовную.
Каждая подсистема также имеет сложное устройство. Например, политическая система включает в себя государства, партии, политические течения. Сами государства тоже будут сложными подсистемами в огромной политической системе мира.
Существует иерархия подсистем, включенных друг в друга, словно матрешки. А общество — это самая большая матрешка — суперсистема.
2. В обществе существует множество различных элементов:
— материальных: техника, учреждения, изделия;
— идеальных: ценности, идеи, знаки, ритуалы.
Так в экономике мы можем встретить: заводы, машины, сырье, товары и одновременно правила, образцы поведения, знания,…
3. Человек — это основной элемент социальной системы. Он включен в каждую подсистему в социуме.
Человек может ставить цели, осуществлять деятельность любым выбранным способом и средствами. И так человек действует более подвижно, нежели природа, быстрее меняет правила, а значит и развитие общественной жизни идет ускоренными темпами, по сравнению с развитием природы. Происходит постоянный прогресс, изменение, эволюция, а иногда и революция в обществе. При этом природные системы могут не меняться во время изменений социальных, а значит, социальная система действует зачастую обособленно от природы.
4. Общество упорядочено и целостно. Отдельные элементы складываются, связываются (интегрируются) в единое целое. Так что общество интегративно, как и тело человека, которое складывается из органов, тканей, клеток,…. Отдельные органы — не есть человек, также, как и отдельная социальная подсистема не является социумом. Складывается нечто большее не просто равное сумме, а превосходящее качественно: самодостаточное, самоуправляемое, адаптивное, словно тело человека, составленное из органов.
Социальные институты (10 класс)
Социальный институт – это комплекс ролей, которые человек играет, находясь в обществе, а также норм, которые регулируют его поведение.
Признаки социальных институтов
- наличие моделей поведения (того, как нужно поступать в той или иной ситуации);
- наличие особых норм поведения, которые основываются на общечеловеческих ценностях;
- наличие символов (герб и флаг у государства, иконы, религиозные символы у церкви и так далее).
Основные этапы возникновения института
- появление у людей потребности (например, в получении знаний и их передаче, формируется цель – организовать данную деятельность);
- создание специальных норм (появление школьных уставов, правил, законов об образовании и др.);
- создание целой системы знаков и символов (школьная форма, название образовательных учреждений);
- появление особых ролей (учитель и ученик, директор и подчиненный);
- создание материальных ресурсов для существования института (государственная поддержка, внутренние ресурсы);
- включение в структуру социальных институтов общества (налаживание связи образовательного учреждения с культурными центрами, налоговыми органами и так далее);
- формирование системы санкций, предусмотренных за нарушение введенных правил поведения.
Функции социальных институтов
- повышение своего престижа;
- формирование у человека дисциплины, точности;
- создание каких-либо установок, навязывание идей.
Парламентская республика (11 класс)
Полупрезидентская республика (11 класс)
Полупрезидентская (смешанная) республика. В государствах с такой формой правления сильная президентская власть сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны. В таких республиках не существует такого «жесткого разделения властей», как в президентских республиках здесь законодательная и исполнительная власти имеют значительно больше полномочий по отношению друг к другу. Между ними выстроена «система сдержек и противовесов», призванная обеспечить баланс сил между ветвями власти. Президент наделяется значительными полномочиями по отношению как к исполнительной так и к законодательной власти. Благодаря таким полномочиям президент в смешанных республиках в реальности обладает большей властью, чем в президентских республиках.
Парламентская монархия ( 11 класс)
Парламентская (конституционная) монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией (властью парламента), он фактически не обладает властью и выполняет преимущественно представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.
Признаки:
- «монарх царствует, но не правит»;
- власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;
- все исходящие от монарха акты нуждаются в одобрении министров;
- исполнительная власть осуществляется правительством, несущем ответственность перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.
Местное самоуправление СМИ (11 класс)
Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения с учётом исторических и культурных особенностей региона. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти.
- осуществляется населением самостоятельно, а не по решению государственной власти;
- является институтом гражданского общества;
- распространяется на небольшую территорию (муниципалитет) в рамках города, села, района;
- учитывает особенности территории, традиции народа, культуру населения.
Функции местного самоуправления
- обеспечение участия населения в решении вопросов местного характера;
- управление и распоряжение муниципальной собственностью;
- развитие территории;
- охрана общественного порядка (например добровольные народные дружины).