Человек (6 класс)
Человек — является существом социальным (общественным). Он взрослеет и развивается между людей, в обществе. В детстве – это детский сад, школа, семья, позже – взрослое общество. Окружение ребенка, в котором ему приходится жить, играть, развиваться, все это откладывает на нем свой отпечаток, благодаря которому воспитывается личность.
Человеком он рождается, а вот уже личностью – становится.
Личность (6 класс, 10 класс)
Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
То, в какую личность превратиться человек, зависит от множества факторов. На становление личности влияет в первую очередь окружение, воспитание, интересы. Родители с самых первых дней начинают воспитывать личность в своем ребенке. Только у одних вырастает умный, целеустремленный, добрый и отзывчивый человек, а у других – злой, не сдержанный, агрессивный. Почему так происходит? Все дело в том, что одним ребенком в детстве занимались, показывали правильное поведение своим примером. А второму ребенку не уделяли внимания вовсе, поэтому он брал пример с не самых благополучных сверстников.
Так же немаловажную роль в становлении личности играет генетика, с которой бороться, увы, очень сложно.
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.
Сознание (6 класс)
А что такое сознание? Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания. Так же он продолжает учиться, узнавая новую информацию. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
Сознание – качество, характерное только для человека. Именно поэтому и личностью способен стать только человек.
Зачем человеку трудиться? (6 класс)
Труд занимает самое важное место в жизни человека. Это двигатель жизни.
Для каждого труд — это разные категории. Те, кто нашли себя в жизни, могут считать труд призванием. А те, кто не нашел профессию по душе — долгом.
Труд это и внутренняя потребность, и вынужденная необходимость. Человек должен трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности, но с другой стороны, человек должен трудиться для того, чтобы активизироваться.
Чтобы труд проходил намного легче и не был в тягость, от своей работы необходимо испытывать радость. Только в таком случае труд будет в удовольствие.
Так же необходимыми сопутствующими труда должны стать признание и вознаграждение. Признание играет важную роль для истории, вознаграждение — это для жизни.
Люди, которые не заняты трудом, возможно, получили хорошее наследство, или создали свой бизнес, который не требует физического труда.
Человек, индивид, личность (8 класс)
Человек сочетает в себе природное (биологическое) и социальное (общественное) начала. Очень часто мы задаемся вопросом «Кто я?». На этот вопрос существует множество ответов, и все они будут правильными. Это может быть имя, род занятий, черты характера, увлечения. Так же многие люди, говоря о себе, называют принадлежность к народу (я русский) или же ко всему человечеству (я землянин) и так далее. Но самым правильным ответом на вопрос «Кто я?» будет ответ – Человек!
Данный термин обозначает представителя рода человеческого и является собирательным. Но существует ряд признаков, которые существуют у всех людей: рост, цвет глаз, речь, разум, способность к деятельности.
Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид (от лат. individuum — отдельный человек). Индивид — это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.
Так же существуют признаки, которые принадлежат лишь одному конкретному человеку (например, отпечатки пальцев). Эти признаки называются индивидуальными, благодаря которым человека невозможно спутать с другими. Существует даже термин «яркая индивидуальность». Особенно дорожат ею люди творческого труда.
Ещё одним отличительным признаком человека является способность быть личностью.
Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.
Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.
Жизненные ценности и ориентиры (8 класс)
Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к поиску себя в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни.
Смысл жизни и счастье не начало и конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья (если в данный момент одиноко, то «счастье — это когда тебя понимают»; узнать после стихийного бедствия, обрушившегося на город, что близкие живы, — счастье…). Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений — кем и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: правильно ли ты жил, всё ли сделал, что мог? Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.
Становление личности (8 класс)
Личность отличается от других своим собственным взглядом на жизнь. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.
Система таких взглядов есть у любого человека, который претендует на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.
Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.
Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.
Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений обогащают общество, дают возможности для формирования личности, её неповторимого внутреннего мира.
Социальное поведение и социализация личности (10 класс)
Социальная (общественная) сущность человека определяется понятием «личность». И если индивидом и индивидуальностью нельзя не стать, потому что это определяется по рождению, то вот личностью не стать вполне можно.
Самосознание и самореализация ( 10 класс)
- Личностная — получение одобрения от родственников, друзей и значимых людей.
- Творческая — стремление создать что-то новое, необычное, то, что найдёт признание в обществе.
- Профессиональная — достижение успеха на работе, чувство востребованности, одобрения и признания со стороны руководства и коллег.
- Социальная — по сути, объединяющая все вышеперечисленные. Это ситуация общего успеха у человека, при которой он чувствует себя нужным, значимым, ценным в глазах общества.
Единство свободы и ответственности личности ( 10 класс)
Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.
Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.
Одна из самых важных ценностей современного мира — свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.
Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.
В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни. Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы. Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?
Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.
Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.
Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.
Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.
Но есть вид ответственности — внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.
Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.
Факторы социального поведения ( 10 класс)
Социальное поведение — это объективно наблюдаемая система поступков или действий человека или социальных групп, которые пересекаются с интересами других людей и групп.
Социальное поведение осуществляется на 4 уровнях:
- Реагирование субъекта социального поведения на действующую ситуацию или влияние внешней среды;
- Образование первичных поступков и действий, являющихся элементами поведения;
- Формирование системы целенаправленных действий в воздействующей сфере внешней среды;
- Реализация целей жизнедеятельности.
Социальное поведение является частью человеческого поведения в целом.
Социальное поведение, в отличие от индивидуального, характеризуется действиями, которые производятся по отношению к обществу или затрагивают интересы других людей либо социальных групп.
Факторы социального поведения могут иметь общественный и личностный характер.
К числу основных факторов социального поведения общественного характера относят обычаи, социальные нормы, социальные установки и ценности, традиции, поведение элиты в качестве образца для подражания, условия поведения.
К числу личностных факторов социального поведения относят следующие:
- Инстинкты, тип темперамента и психику человека, и ее состояние;
- Личные интересы, цели, установки и мотивы индивида, а также его ценности и привычки;
- Тип эталонной группы, на поведение которой ориентируется индивид;
- Самостоятельность в принятии решений, самобытность;
- Способность к объективной оценке собственного поведения и себя, к самоконтролю;
- Способность к жизнедеятельности в социуме с учетом принятых социальных норм и интересов других людей и групп.
Познание человеком самого себя ( 10 класс)
Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным(совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным(выступает в форме самонаблюдения).
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка ( 10 класс)
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
– оценка других людей;
– отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.