«Культурная революция» наравне с индустриализацией и коллективизацией была важнейшей составляющей Сталинской модернизации СССР. Она должна была сформировать новое советское общество.
Власть и интеллигенция
Главной целью «культурной революции» было внедрение в культуру и народные массы новой идеологии. Поэтому большевики уделяли особое внимание политике в отношении «старой» интеллигенции, часть которой не была готова принять новую власть.
Решение этой проблемы было найдено в организации «философского парохода». В 1922-1923 гг. из России были высланы 150 крупнейших учёных: философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков (философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Красавин, Е.Н. Трубецкой, историк А.А. Кизеветтер, социолог П.А. Сорокин). Некоторые самостоятельно решили отправиться в эмиграцию (И.А. Бунин, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин, И.Е. Репин и др.).
В 1922 г. было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) — ключевой орган советской цензуры. Оно было призвано наблюдать за творческой деятельностью «новой» интеллигенции. В 1920-е гг. существовали различные литературные группы: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) (А. Серафимович, А. Фадеев и др.), Левый фронт (ЛЕФ) (В. Маяковский, Н. Асеев и др.), «Серапионовы братья» (М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин), «Перевал» (Э. Багрицкий, А. Малышкин и др.).
Кроме интеллигенции большевики стремились установить идеологический контроль над народными массами. Для этого создавались сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных пропагандировать основы марксизма-ленинизма.
Создание советской системы образования
Другой важнейшей задачей была борьба с неграмотностью. В 1919 г. был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Документ предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране. Население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.
В 1920 г. Совнарком создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, подчиненную Наркомату просвещения. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы.
В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с М.И. Калининым. На его средства содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности.
Создавалась единая трудовая школа, основанная на общих принципах:
- общедоступность образования;
- бесплатное обучение;
- совместное обучение мальчиков и девочек;
- обучение на родном языке
В 1918 г. вводились новые правила приёма в высшую школу:
- приём в вузы без вступительных экзаменов и документов о среднем образовании;
- отмена платы за обучение;
- преимущества рабочей и крестьянской молодёжи при поступлении в вузы.
Также в 1918 г. вышел декрет об организации рабочих факультетов (рабфаков) при университетах. Рабфаковцев готовили к поступлению в высшие учебные заведения. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.
Искусство 1920-1930-х гг.
В живописи продолжалось соперничество реалистического и модернистского направлений. Художники состояли в различных группах: Ассоциация художников революционной России (АХРР), «Общество художников-станковистов», «4 искусства», Общество московских художников (ОМХ).
Стало популярным искусство плакатной живописи вместе с его мастерами В.Н. Дени и Д.С. Моором. Особое место занимали «Окна сатиры РОСТА», которое выпускало острые стилистические плакаты с краткими злободневными стихотворениями (преимущественно за авторством В.В. Маяковского).
В скульптуре 1920-х гг. выделяется работа И.Д. Шадра «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». В это же время был построен мавзолей Ленина.
Значимым событием театральной жизни явились открытие театра Е. Вахтангова, постановки Вс. Мейерхольда, спектакли МХАТа
«Бронепоезд 14-69» (автор Вс. Иванов) и «Дни Турбиных» (автор М.А. Булгаков).
В музыке следует выделить произведения С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Шостаковича, песни И. Дунаевского, А. Александрова.
В 1930-х гг. начался подъём советской киноиндустрии. На экраны вышли первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. Экк), фильмы «Чапаев» (реж. Г. и С. Васильевы), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г. Александров).
Большевики и церковь
В политике внедрения большевистской идеологии серьёзным препятствием была религия. В 1918 г. вышел декрет об отделении церкви от государства. Начали закрываться храмы и монастыри. Священнослужителей арестовывали, проводили над ними судебные процессы, некоторых приговаривали к смертной казни. Тихон, ставший патриархом в 1917 г., был посажен в тюрьму.
Началась активная антирелигиозная пропаганда. Возник «Союз воинствующих безбожников» (лозунг: «Борьба против религии – борьба за социализм»), а чуть раньше начала выходить газета «Безбожник». Руководителем стал Е. Ярославский.
Новые явления 1930-х гг.
В 1930-е гг. началась унификация творческих устремлений художников. Власть устранила все направления искусства, сделав основным социалистический реализм. Он должен был утверждать государственные идеи, прославлять партию и отображать исключительно позитивные стороны советской жизни, идеализируя её.
С целью обеспечения полного идеологического контроля началось объединение деятелей культуры и искусства в профессиональные союзы: советских писателей (1934 г.), композиторов, художников, архитекторов.
В 1938 г. за авторством ИВ. Сталина вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший обязательным ориентиром в толковании истории и то, что было с ней связано. Это означало установление жёстких рамок в науке, запрет на альтернативную интерпретацию различных событий. И.В. Сталин полностью контролировал издание учебников по разным наукам.
Кроме того, было репрессировано около 1000 идейно чуждых писателей (Н. Клюев, П. Васильев, О. Мандельштам и др.), тысячи выдающихся деятелей культуры и искусства.
Выводы
Таким образом, «культурная революция» полностью перевернула духовную жизнь России. Советская власть стремилась избавиться от имперского прошлого, создавая новое социалистическое культурное пространство. При этом велась активная работа по борьбе с неграмотностью. Внедряя новую идеологию, руководители партии одновременно ограничивали художников и писателей в их творчестве. Те, кто не мог принять такой поворот событий, уезжали в эмиграцию. Со временем идеологический нажим становился всё сильнее. Тех, кто отклонялся от «курса партии» подвергали репрессиям.