Мышление
Эволюция мышления |
|
Первобытный человек | Современный человек |
Предметное мышление, большая роль чувственных впечатлений. | Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат. |
Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:
Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.
Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.
Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.
Мышление – это…
- Естественный процесс, функция мозга;
- отражение объективной действительности в понятиях, суждениях и теориях, которые и составляют высшую ступень познания мира человеком.
Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.
Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.
Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.
Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.
Процесс мышления условно делится на три этапа:
- Постановка задачи (формулирование вопроса).
- Поиск оптимального решения.
- Достижение нового знания (то есть принятие решения о дальнейших действиях или окончательное/частичное решение вопроса).
Формы мышления |
||
Понятие | Суждение | Умозаключение |
Выделение и обобщение объектов с помощью указания на их общий отличительный признак. | Утверждение или отрицание чего-либо о предмете. | Выведение из нескольких известных суждений (посылок) нового суждения (следствия). |
Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ
Типы мышления |
||
Образное | Понятийное | Знаковое |
Основано на получении чувственных впечатлений. Решение проблемы – конкретное действие. Свойственно первобытному человеку. | Теоретическое знание, основанное на использовании абстрактных понятий. Свойственно современному человеку. | Знание в форме языковых знаков (сигналов, признаков), каждый из которых заключает в себе познавательный образ того или иного явления, процесса (например, «+» — означает процесс сложения, «-» — процесс вычитания). Применяется в науке. |
Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:
Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.
Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.
Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).
Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.
Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.
Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.
Деятельность человека: основные характеристики ( 10 класс)
Деятельность – это…
— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.
— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.
Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:
- Создание искусственной среды обитания человека путем приспособления к природным условиям и преобразования их.
- Сознательное целеполагание.
- Воздействие на окружающий мир с помощью специальных орудий труда, с помощью которых расширяются и преумножаются возможности человека.
- Созидательность, продуктивность и творческий характер деятельности.
Структура деятельности и ее мотивация ( 10 класс)
Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:
Структура деятельности |
Субъект – тот, кто действует, от кого исходит активность. |
Объект – то, на что направлено действие. | |
Мотив – сознательное побуждение/потребность, оправдывающее деятельность. | |
Цель – представление об идеальном результате деятельности. | |
Средства – предметы и способы действия, которые используются в ходе деятельности. | |
Действие – составной элемент деятельности, относительно автономный, имеющий конкретную задачу. (Вся деятельность в целом состоит из отдельных действий: поступков, деяний и так далее). | |
Результат – конченый итог деятельности, состояние, в котором удовлетворяется потребность (может отличаться от цели деятельности). |
Многообразие деятельности ( 10 класс)
Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:
Типы деятельности |
|||
Игра | Учение | Труд | Общение |
Цель – сама деятельность, отдых и моральное удовлетворение от процесса.
— не предполагает создания материального продукта; — происходит в условной ситуации; — в процессе деятельности используются замещающие предметы; — способствует развитию личности.
|
Цель – приобретение новых знаний.
Формы учения: — Организованное (в образовательных учреждениях). — Неорганизованное (в других видах деятельности). — Самообразование. |
Цель – достижение практического результата.
Характерные черты: — Целесообразность; — Нацеленность на конкретный результат; — Необходимость знаний и умений; — Преобразование внешней среды. |
Цель – обмен деятельностью, опытом, информацией.
Общение – одно из необходимых условий для развития общества, в процессе общения передается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, происходит формирование личности и ее социализация личности. |
Сознание и деятельность ( 10 класс)
Философы и ученые уже долгие века спорят о сознании.
В естественнонаучном подходе: мозг — это продукт тела и он первичен. Сознание — это функция мозга, появляется из мозга, а значит — вторично.
В религиозно-идеалистических течениях: сознание считается первичным, а тело — уже производное сознания.
Однако, при любом подходе, и речь, и целеполагание (выбор цели) являются продуктами сознания.
В отечественной психологии принято считать, что сознание формируется в раннем возрасте, при общении ребенка с взрослыми. Происходит приобщение к знанию — со-знание через овладение языком. Вместе с познание предметного мира, созданного человечеством, происходит становление индивидуального (личного) сознания.
Сама деятельность формирует сознание и сознание влияет на деятельность. Происходит постоянное взаимовлияние и взаимообогащение одного другим.
Условия успешной деятельности человека (6 класс)
Деятельность, которая дает положительные результаты, называется успешной. Но что же необходимо для того, что бы она таковой стала?
Условием успешной деятельности является желание, сильная мотивация, которые побуждают человека достигать результата.
Так же условием является стремление к достижении цели и значимость результата, который нужно достигнуть в процессе данной деятельности.
Духовный мир человека — это его мысли и чувства (6 класс)
Очень часто за чувства мы принимаем эмоции. В чем же между ними разница?
Эмоция — это реакция, которую мы видим. Человек проявляет свои эмоции через мимику и жесты. (нахмуренное лицо, улыбка и др)
Чувство — это внутреннее состояние человека, может проявляться через эмоции (радость, счастье, раздражение, печаль и др.)
Мир мыслей и чувств (6 класс)
«Я мыслю, следовательно, существую.» Р. Декарт
«Я люблю, и, значит, я живу.» В. Высоцкий
— две эти цитаты раскрывают основной смысл мира мыслей и чувств.
Мир мыслей и чувств – духовный мир человека, формируется в процессе познания. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.
Мысли и чувства играют огромную роль в жизни людей. Чувства ненависти, злости разрушительно действуют на человека, в то время как чувство любви, радости способно исцелять и делать людей по-настоящему счастливыми.
Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности проявляете своё отношение к окружающему миру. Книга, работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада- это разнообразные чувства и эмоции. Человек не только мыслит, но ещё выражает свои чувства своё отношение к окружающему миру и людям.
Чаще всего встречаются следующие чувства:
- Нравственные
- Эстетические
- Интеллектуальные
Эти и чувство долга, наслаждение, переживания, чувство справедливости, радость от общения, любовь.
В нашей жизни чувства и эмоции занимают очень важное место, поскольку богатство эмоциональных переживаний помогает понять мир; чувства помогают понять людей, формируют отношения между людьми, способствуют познанию человеком самого себя.