Во второй половине XIX в. особую силу приобрело революционное направление. Оно вылилось в формировании собственной идеологии и создании подпольных революционных организаций. Также продолжали развиваться либеральное и консервативное течения.
Подъём революционных настроений
Революционно настроенная интеллигенция оказалась недовольна противоречивостью и умеренностью Великих реформ 1860-1870-х гг. Крестьянские восстания в Пензенской и Казанской губерниях 1861 г. подкрепили их уверенность в том, что народ был настроен против действующей власти, включая императора. Ослабление цензуры в 1860-х гг. позволило революционерам свободно вести пропаганду и издавать журналы.
Идеология революционного народничества
В 1860-е гг. сложилось два рупора революционной оппозиции. А.И. Герцен издавал в Лондоне первую русскую бесцензурную газету «Колокол», в которой осуждалась самодержавная власть царя и пропагандировался грабительский характер Крестьянской реформы. Другим печатным органом был «Современник«, в котором ключевую роль играл Н.Г. Чернышевский. Будучи арестованным и посаженным в Петропавловскую крепость, он написал роман «Что делать?». В нём описывались образ идеального революционера и социалистическое устройство общества. Революционная молодёжь зачитывалась этим произведением и вдохновлялась на борьбу с самодержавием.
Статьи А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского легли в основу теории революционного народничества:
- У России особый путь исторического развития, который подразумевает переход к социализму, минуя капитализм.
- Первый тезис обосновывался тем, что в России существует идеальный прообраз будущего социалистического общества в миниатюре — крестьянская община. Она должна была стать «ячейкой» этого общества.
- Установить социализм в России предполагалось через крестьянскую революцию, свержение самодержавия и царя. То есть революционеры считали возможным поднять крестьян на восстание, которое устранит власть императора.
Основные течения в народничестве
- Пропагандистское направление. Идеолог: П.Л. Лавров. Он считал, что крестьяне не готовы к революции. Для подготовки народа к восстанию его необходимо «разбудить» путём пропаганды. П.Л. Лавров призывал революционную молодёжь идти в народ, в крестьянскую среду и постепенно склонять крестьян на свою сторону, раскрывая преимущества социалистического устройства общества.
- Анархическое (бунтарское) направление. Идеолог: М.А. Бакунин. Данное течение отвергало государство как институт. Согласно М.А. Бакунину любое государство является средством насилия, деспотизма и эксплуатации народа. Взамен он предлагал создать союз самоуправляющихся общин. В отличие от П.Л. Лаврова М.А. Бакунин полагал, что крестьянин — бунтарь по своей природе и что его не надо готовить к революции. Он рассчитывал, что крестьяне созрели для крупного бунта. Разжечь восстание поручалось революционерам, которые должны пойти в народ не пропагандировать, а агитировать и призывать к неотложной борьбе против самодержавия.
- Заговорщическое направление. Идеолог: П.Н. Ткачёв. Он отвергал идею крестьянской революции, полагая, что крестьянин не сможет воспринять идеи социализма из-за его веры в царя-батюшку (пропаганда не подходила). П.Н. Ткачёв не был согласен ни с П.Л. Лавровым, ни с М.А. Бакуниным. Его идея состояла в том, что революция должна принять форму насильственного переворота. Он мог быть осуществлён законспирированной революционной организацией с железной дисциплиной. После свержения царя, государство должно было сохраниться. Однако к власти, по его мысли, придут революционные силы.
Народнические организации
После формирования народнической идеологии начался процесс возникновения кружков и тайных обществ. Они прошли длительную эволюцию от метода пропаганды до политического террора и охоты на царя.
«Земля и воля» (1861–1864 гг.)
Основатели: Н.А. и А.А. Серно-Соловьёвичи, А.А. Слепцов, Н.И. Утин, Н.Н. Обручев и др. Общество создавалось под влиянием идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Последний непосредственно способствовал возникновению организации. Участники поддерживали восстание в Польше 1863-1864 гг. и готовились к крестьянской революции. Вскоре Н.Г. Чернышевский был арестован. Надежды участников на крупный крестьянский бунт не оправдались. В связи с этим организация приняла решение о самороспуске.
Кружок Н.А. Ишутина — А.И. Худякова (1863-1866 гг.)
Основателями стали представители интеллигенции. В среде участников были сторонники пропаганды и террора. Так, в 1865 г. появилась группа «Ад». Она начала подготовку цареубийства. Идея состояла в том, что убийство царя сможет спровоцировать крестьянское восстание. В 1866 г. члены «Ада» Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Преследуя императора в Летнем саду, он выстрелил несколько раз, но промахнулся. После покушения организация была ликвидирована.
«Народная расправа» С.Г. Нечаева (1869-1871 гг.)
В 1869 г. вольнослушатель Московского университета С.Г. Нечаев основал общество «Народная расправа». Он решил построить организацию на строгом подчинении лидеру. В своих методах взаимодействия с соратниками он использовал обман, шантаж, угрозы. В сотрудничестве с М.А. Бакуниным и П.Н. Ткачёвым он составляет «Катехизис революционера». Это свод правил, которых должны придерживаться все участники общества во исполнение главной цели — революции.
Для поднятия авторитета и укрепления дисциплины С.Г. Нечаев решил провести показательный суд над студентом И. Ивановым, который выказал неповиновение лидеру. И. Иванов был убит, после чего началось громкое расследование по данному делу. Организацию ликвидировали, а С.Г. Нечаев успел бежать заграницу. В 1872 г. правительство Швейцарии согласилось выдать его России как уголовного преступника. Он был посажен в Петропавловскую крепость, где и умер.
Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией.
Катехизис революционера
Кружок чайковцев (1871-1874 гг.)
Общество возникло из объединения молодёжных кружков по самообразованию. На протяжении всего времени в организацию входили М. А. Натансон, Д.А. Клеменц, Н.В. Чайковский, Н.А. Чарушин, С.Л. Перовская, Л.А. Тихомиров, П.А. Кропоткин, С.М. Степняк-Кравчинский и др. Участники занимались распространением нелегальной литературы в России, изданием революционных брошюр и пропагандой в среде крестьян-рабочих.
В 1870-е гг. в России существовала целая сеть кружков в разных городах, однако самым крупным считались «чайковцы» в Санкт-Петербурге. Кружок был назван по имени Н.В. Чайковский, который выступал представителем этого общества в переговорах с другими организациями. Важно отметить, что общество не имело единоличного лидера и отвергало диктаторские методы С.Г. Нечаева. Спустя несколько лет большая часть участников была арестована полицией, и кружок перестал существовать. Однако именно он подготовил и инициировал массовую акцию народников — «хождение в народ».
«Хождение в народ» 1874-1875 гг.
В середине 1870-х гг. произошла массовая народническая акция — «хождение в народ». Сотни народников устремились в деревня и сёла с целью вести революционную пропаганду в среде крестьян. Они показывали крестьянам пороки самодержавной власти, призывали к свержению царя и установлению справедливого социалистического общества.
Данная акция была стихийной. У народников не было единого центра управления и программы. Условно пропаганду можно разделить на два вида: летучую (передвижение от села к селу, чтение революционных лозунгов и прокламаций) и оседлую (проживание в конкретном селе, постепенное распространение нелегальной литературы, создание революционных кружков).
К большому сожалению для народников крестьяне не смогли воспринять идеи свержения царя и мысли о социалистическом будущем. Крестьяне отличались своей консервативностью, верой в царя-батюшку и восхвалением его за отмену крепостного права. Все недостатки реформы они перекладывали на помещиков-дворян. Поэтому «хождение в народ» закончилось полным провалом. Крестьяне с большим недоверием относились к пропагандистам-народникам и зачастую доносили на них в полицию. В результате множество революционеров было арестовано.
«Земля и воля» (1876-1879 гг.)
В 1876 г. возникла централизованная народническая организация — «Земля и воля» (названа в память о прошлой «Земле и воле» 1860-х гг.). Она имела свой устав и программу деятельности. В её состав входили Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов,В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.М. Степняк-Кравчинский и др. Своей целью общество ставило свержение самодержавия путём социалистической крестьянской революции. В целях пропаганды революционеры организовывали различного рода ассоциации в деревнях. Также при их непосредственном участии в 1876 г. состоялась первая в России политическая демонстрация рабочих у Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Кроме того, в программе разрешался индивидуальный террор против наиболее вредных чиновников. Так, в 1878 г. произошло покушение В.И. Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. В том же году С.М. Степняк-Кравчинский среди бела дня в центре Петербурга заколол кинжалом шефа жандармов Н.В. Мезенцова и сумел скрыться. Член «Земли и воли» А.К. Соловьёв самолично решил совершить цареубийство. В 1879 г. он совершил неудачное покушение на Александра II, промахнувшись из пистолета несколько раз.
После чреды разногласий в 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две самостоятельные организации: «Чёрный передел» (основной метод — пропаганда, лидер — Г.В. Плеханов) и «Народную волю» (метод — индивидуальный террор, лидеры — А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Первая в 1883 г. перебралась в Женеву и стала известна под новым названием «Освобождение труда». Вторая начала охоту на царя.
«Народная воля» и охота на царя
В 1879 г. они устроили взрыв на железнодорожных путях. По случайности, народовольцы взорвали не тот вагон. В 1880 г. народоволец Степан Халтурин заложил динамит в Зимнем дворце. Однако вновь произошло чудо: обед перенесли на полчаса позже, и император не пострадал.
Однако 1 апреля 1881 г. «Народная воля» всё же добилась своего. Александр II выехал на смену караула в Михайловском дворце. Когда царя проезжал по Екатерининскому каналу, народоволец Н. Рысаков бросил бомбу в экипаж. После первого взрыва император не пострадал. Он вышел из кареты и подошёл к революционеру. В этот момент бомбу бросил И.И. Гриневицкий. От второго взрыва были смертельно ранены как царь, так и революционер. Через несколько часов Александр II скончался.
Цареубийство не спровоцировало крестьянское восстание. Наоборот, как мы убедились ранее, крестьяне испытывали глубокое уважение к императору. После покушения заговорщики были арестованы и 5 из них (А.И. Желябов, С. Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков) были казнены. К середине 1880-х гг. все народнические организации были разгромлены. Наступил закат революционного народничества.
Рабочее движение
Как известно, после отмены крепостного права появился класс рабочих (пролетариат). В связи тяжёлыми условиями труда и низкой заработной платой обострилось рабочее движение. Появились первые рабочие организации, которые занимались устройством стачек и пропагандой идея по свержению самодержавия. Первыми стали «Южнороссийский союз рабочих»,
в Одессе (1875–1876 гг.; лидер — Е.О. Заславский) и «Северный союз русских рабочих» в Санкт-Петербурге (1878–1880 гг.; лидеры — С.Н. Халтурин, В.П. Обнорский).
Одновременно с этим в Россию стали проникать идеи марксизма о противостоянии классов рабочих (пролетариата) и предпринимателей (буржуазии). Согласно марксизму, не крестьяне, а рабочие должны осуществить социалистическую революцию, и свергнуть режим царя и капитализма. В социалистическом строе, по их мысли, жестокая эксплуатация рабочих предпринимателями прекратится.
Пропагандой марксистских идея начала заниматься группа «Освобождение труда» в Женеве во главе с Г.В. Плехановым. Они распространяли книги К. Маркса на русском языке. В России также начали действовать первые марксистские общества: кружок Благоева (1883–1885 гг.), «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» (1885–1888 гг.), кружок Федосеева в Казани (1888 г.), «Социал-демократическое сообщество» М.И. Бруснева (1889–1892 гг.), «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895–1898 гг.). Последнюю организацию возглавляли В.И. Ульянов (Ленин) и Ю.О. Цедербаум (Мартов).
Эти общества занимались изучением книг К. Маркса, пропагандой среди рабочих и организацией рабочих стачек и маёвок. Социал-демократическое движение продолжило активно развиваться в начале XX века.
Либеральное направление
После земской реформы центр либерального движения переместился в земства. Основными представителями стали И.И. Петрункевич, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин. Они выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных органов от земских учреждений. Так, проект М.Т. Лориса-Меликова вполне соответствовал их идеологии и планам. Однако из-за усиления революционного движения и ряда покушений на царя непосредственно после реформ большое влияние получили консерваторы.
После разгрома революционного народничества появилось такое направление как либеральное народничество. Оно подразумевало воплощение народнических идей мирным путём, с помощью медленной политической эволюции. Основными представителями стали Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко. Они выступали против капитализма и проповедовали теорию «малых дел». Это концепция, согласно которой молодёжи следует идти работать учителями, агрономами, врачами в земствах на благо народа.
Консервативное направление
Консерваторы постоянно находились наверху, близко к императору. Однако именно после убийства Александра II их влияния оказалось решающим. В период правления Александра III консерваторы проводили важные преобразования по ужесточению цензуры и усилению позиций дворянства.
Так, ключевую роль играли обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, редактор «Московских ведомостей» М.Н. Катков, министр народного просвещения Д.А. Толстой и другие. Их идеалы состояли в сохранении незыблемости самодержавия, поддержке дворянства и корректировке Великих реформ 1860-1870-х гг.
Подводя итог, следует сказать, что во второй половине XIX в. особую популярность приобрело революционное движение. Оно претерпело эволюцию от революционного народничества до начала социал-демократического движения, основавшегося на идеях марксизма. Это означало, что оно продолжит своё развитие в новом XX в. На ряду с этим продолжали существовать либеральное и консервативное течения.