Историки считают, что с петровского времени можно говорить о формировании «новой русской культуры», или «культуры нового времени». В период правления Петра Великого ещё больше усилились культурные связи с Европой. Стоит отметить, что западное влияние русская культура испытала ещё в XVII в., поэтому реформы Петра были прямым продолжением политики его предшественников. Преобразования никак не коснулись повседневной жизни основного населения России — крестьян. Их культура оставалась традиционной, вне европейского влияния.
Просвещение
При Петре образование стало светским. Для дворян обучение в школах стало обязательным.
В 1714 г. вышел указ, запрещавший жениться недорослям, не окончившим «цифирной школы». В России было открыто 42 таких школы. Туда принимали детей всех сословий, за исключением крестьян. Таким образом, образование было доступно преимущественно только господствующему классу. Царь заботился лишь о важности просвещения для дворян.
Пётр I большое внимание уделил профессиональному образованию, чтобы поставить на службу государству просвещённых людей.
В 1701 г. открылась школа математических и навигацких наук. Она была расположена в здании Сухаревской башни. Также начали работать Артиллерийская, Медицинская, Инженерная школы. В 1715 г. появилась Морская академия.
В России продолжали создавать новые школьные учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича.
Научные знания
Именно Пётр I положил начало развитию науки в России. В 1724 г. он подписал указ об учреждении Академии наук в Санкт-Петербурге. Её открытие состоялось уже после его смерти в 1725 г. Она стала центром научных изысканий. Так как отечественных кадров практически не было, то в её состав вошли приглашённые из заграницы учёные. В Академии было три отделения — математическое, физическое и гуманитарных наук. В ее состав входило 12 академиков. Они должны были изучать и преподавать порученные им науки, выступать «с докладами и советами».
К Академии наук были прикреплены первая научная библиотека (открыта в 1714 г., для всеобщего посещения — в 1728 г.) и Кунсткамера — музей редких и экзотических экспонатов (открыт для посещения в 1719 г.).
Продолжали совершаться географические экспедиции. Путешественник В.В. Атласов в конце XVII в. совершил экспедицию на Камчатку и составил её описание. При содействии Академии наук Пётр I издал указ об организации первой морской научной экспедиции — Первой Камчатской экспедиции. Она началась в 1725 г. Возглавлял её Витус Беринг. Её задачей было выявить, соединяются ли Азия и Америка.
При Петре были достигнуты важные открытия и в технике. Так, в 1712 г. А.К. Нартов изобрёл токарный станок. Также он сконструировал зуборезные и винторезные станки. Гидростроитель И.И. Сердюков обеспечил своими разработками создание Вышневолоцкой судоходной системы.
Публицистика
При Петре I публицистика, зародившаяся при его отце Алексее Михайловиче, получила дальнейшее развитие.
С 1702 г. начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости». Это означало появление в России периодической печати.
Сподвижник Петра I Феофан Прокопович написал ряд трактатов, обосновывающих тезис, что самодержавие — наилучшая форма правления для России и что церковь должна быть подчинена государству: «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент».
Интересной можно считать книгу И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», где русский ремесленник, а потом и купец выступал за развитие русской промышленности и поддержку купечества государством.
Архитектура
В целом характерной чертой Петровской культуры является переход к светской архитектуре. Основной стиль — петровское барокко: симметричность фасадов, монументальность, геометричность построений. Архитекторы: Ж. Леблон, Д. Трезини.
В такой европейском стиле началась застройка Санкт-Петербурга: геометрическая правильность улиц, симметричность.
Доменико Трезини: Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.
Скульптура
Скульптура представлена работами итальянского мастера Б.К. Растрелли: бюсты Петра I, А.Д. Меншикова, конный монумент Петра I, портретная статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.
Живопись
В живописи Петровской эпохи завершается обмирщение культуры: происходит переход от парсуны к новому жанру — портрету.
В этот период особую известность получили портреты кисти И.Н. Никитина («Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе») и А. М. Матвеева («Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных).
Развивалось и гравюрное искусство: А. Ф. Зубов — «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга».
Театр
В 1702 г. Москве на Красной площади был открыт общедоступный публичный театр, чей репертуар состоял из немецких,
французских, испанских пьес. Труппа состояла из немецких актёров.
Быт людей
Во время поездки в Европу Пётр I вдохновился европейскими обычаями, и по возвращении из «Великого посольства» в Россию приступил к преобразованиям в сфере быта.
- Приказал высшим слоям населения (дворянам, служебным лицам) носить европейскую одежду (немецкие платья).
- Собственноручно сбривал бороды боярам и издал указ, обязывающий всем, кроме духовенства и крестьян, брить бороды. Также вышел указ, вводящий налоговые пошлины на ношение бороды для тех, кто хотел её сохранить. Об уплате налога свидетельствовал медный «бородовый знак».
- Разрешалось курить табак. До этого это было запрещено Соборным Уложением 1649г.
- В 1718 г. Пётр I издал указ о введении ассамблей.
- По приказу Петра I с немецкого была переведена книга об этике, правилах поведения в светском обществе — «Юности честное зерцало». Она была дополнена самим царём.
Преобразования в быту коснулись исключительно представителей высшего общества — дворян, чиновников, городской верхушки. Для крестьян жизнь оставалась традиционной, неизменной.
Мнение историков
В историографии существует интересная точка зрения на реформы Петра I в быту и культуре. Её автор — Н. Я. Данилевский, написавший труд «Россия и Европа».
Философ выделил два направления в реформаторской деятельности царя Петра I – это государственное и реформативное. Под государственным он имел в виду все его военные, промышленные (строительство мануфактур), административные реформы, а также строительство флота. Под реформативным он рассматривал изменения в быте, нравах, обычаях в русском обществе.
Первая деятельность царя заслуживает признания, благословения потомства, а вторая деятельность требует к себе критического осмысления и критического отношения. Это связано с тем, что слепое подражание европейским обычаям привело к большому ущербу для национальной культуры: «К чему было брить бороды, надевать немецкие кафтаны, загонять в ассамблеи, заставлять курить табак, учреждать попойки (в которых даже пороки и распутство должны были принимать немецкую форму), искажать язык, вводить в жизнь иностранный этикет». Болезнь российской культуры историк назвал «европейничаньем».
Таким образом, в период правления Петра I российская культура продолжает активнейшим образом развиваться по западноевропейскому образцу, окончательно принимая светский характер.
Используемая литература:
Кулиев Ф.М.О., Кулиева Н.В. «Европейничанье как болезнь русской жизни // Вестник экспертного совета. 2020. №4 (23).