Русская культура Серебряного века | теория по истории 🏺 начало XX века

В начале XX в. русская культура переживает процесс обновления. Во многом это было связано с переходом к индустриальному обществу, который затронул повседневную жизнь обычных людей. Деятели искусства постепенно отказывались от старых форм и предрассудков, устремляясь в поиске новых ориентиров нового мира. Писатели, поэты, художники объединялись в особые духовные школы, которые стремились найти новые формы самовыражения. Особое значение имело зарождающееся направление модерна.

Определение

Модерн (франц. moderne – новый, новейший, современный) — художественный стиль в искусстве начала XX в.,  для которого характерны декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть, обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, плоские фигуры.

Образование

Начало XX в. отмечается ростом учебных заведений и увеличением уровня грамотности населения. Так, росло число гимназий, реальных училищ. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку для нужд фирм и промышленных предприятий.

Открывались высшие учебные заведения. В 1909 г. в Саратове появился университет. К 1914 г. в России действовало более 100 тыс. высших учебных заведений.

Наука

Портрет академика И.П. Павлова. Худ. М. Нестеров

В начале XX в. российская наука смогла нести ценный вклад в мировой физико-технический прогресс.

  • Физик П.Н. Лебедев создал первую в России физическую школу и разработал учение о световом давлении.
  • Н.Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики и самолётостроения.
  • К.Э. Циолковский в своих научных трудах обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений.
  • Механик-самоучка Ф. А. Блинов собрал первый в мире трактор-платформу на гусеничном ходу.

Были совершены важные открытие в естественных науках.

  • И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета, вёл активную борьбу с эпидемиями.
  • И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. За труды по физиологии пищеварения в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
  • К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
  • В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Биосфера — область распространения жизни на земле. Ноосфера — высшая стадия эволюции биосферы, где деятельность человека становится решающим фактором влияния.

В этот период российские учёные внесли весомый вклад в развитие исторический науки: В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, А.А. Корнилов.

Философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, М.О. Гершензон и др.) занимались проблемой исторически-самобытного пути России. В 1909 г. вышел знаменитый сборник «Вехи», в котором отвергался революционный путь развития и содержался призыв идти к религиозному сознанию.

Литература

Н.С. Гумилёв

Так, успехом продолжал пользоваться жанр критического реализма. Авторы поднимали вопросы справедливости современного им общества. Это проявилось в произведениях Л.Н. Толстого («Живой труп», «Хаджи-Мурат»), А.П. Чехова («Три сестры», «Вишнёвый сад», рассказы).

Популярность приобрели произведения А. М. Горького, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого. Они также стремились показать неприглядные стороны повседневной жизни.

Поэзия начала XX в. переживала свой расцвет, названный Серебряным веком. В начале приобрело актуальность такое явление, как декаданс. Однако после периода пессимистического настроения поэты стали утверждать нечто новое (например, представители футуризма). Несмотря на новые направления, в поэзию пришла плеяда крестьянских поэтов в лице С.А. Есенина, С.А. Клычкова, Н.А. Плиева.

Декаданс (франц. décadence — «упадок») — явление, объединившее на рубеже XIX–XX вв. различные типы художественных устремлений, для которых свойственен пессимистический взгляд на исторический процесс и роль личности в современном обществе, а также кризисные, упадочные, деструктивные настроения в искусстве.

Савельев К.Н. Декаданс // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1.

  • Акмеизм (от гр. — высшая степень чего-либо, цветущая сила) (А. Ахматова, Н. Гумилёв, О. Мандельштам). Отстаивали самоценность реальной жизни.

Ты говорил слова пустые,

А девушка и расцвела,

Вот чешет кудри золотые,

По-праздничному весела.

Теперь ко всем церковным требам

Молиться ходит о твоем.

Ты стал ей солнцем, стал ей небом,

Ты стал ей ласковым дождем.

Глаза темнеют, чуя грозы.

Неровен вздох ее и част.

Она пока приносит розы,

Но захоти, и жизнь отдаст.

Н. Гумилёв. Ты говорил слова пустые…

  • Символизм (от гр. — знак) (Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов). Они отвергали реальный  материальный мир и сосредотачивали внимание на внутреннем мире, мире символов и идей.

Я людям чужд и мало верю

Я добродетели земной:

Иною мерой жизнь я мерю,

Иной, бесцельной красотой.

Я верю только в голубую

Недосягаемую твердь.

Всегда единую, простую

И непонятную, как смерть.

О, небо, дай мне быть прекрасным,

И лучезарным, и бесстрастным,

И всеобъемлющим, как ты.

Д. Мережковский. Голубое небо.

  • Футуризм (от лат. — будущее) (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Каменский). Сосредотачивались не столько на содержании, сколько на новой форме стихосложения. Ассоциацию эгофутуристов возглавлял И. Северянин, чьи выступления пользовались огромной популярностью.

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

В. Хлебников. Кузнечик.

 

Живопись

  • В живописи продолжало действовать общество передвижников (И.Е. Репин — «Заседание Государственного совета», В.А. Серов — портреты М.Н. Ермоловой, А.М. Горького, И.А. Морозова).
    Появились новые модернистские направления:
  • В 1898 г. было создано общество «Мир искусства» (Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов) во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым: «искусство для искусства», уход от реальной жизни, искусство свободно от социальных проблем, должно воспевать красоту, изысканность и утончённость прежних эпох.
    Авангардизм: внешняя беспредметность искусства, новые колорит и формы:
    — В 1907 г. образовалась группа «Голубая роза» (Н. С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян);
    — В 1911 г.— группа «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк);
    — В 1912 г.— группа «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич (супрематизм) — «Чёрный квадрат на белом фоне».
  • Выдающиеся произведения создаёт М. А. Врубель («Пан», «Демон», роспись и отделка каминов).

Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Б. Кустодиев

Архитектура

Дом Рябушинского. Арх. Ф.О. Шехтель

В начали XX в. активно застраивались города. Возводились многоэтажные дома, здания банков и других торговых предприятий.

С конца XIX в. преобладала эклектика. Это, например, здание Казанского вокзала в Москве (арх. А.В. Щусев), а также здание гостиницы «Метрополь» (арх. В.Ф. Валькотт).

Процесс поиска нового стиля архитектуры завершился утверждением архитектуры модерна. Яркими примерами могут быть дом Рябушинского в Москве, здания Ярославского вокзала, Московского Художественного академического театра, дом Московского купеческого общества (арх. Ф.О. Шехтель), здание Азово-Донского банка в Санкт-Петербурге (арх. Ф.И. Лидваль).

Скульптура

Известность приобрели произведения П.П. Трубецого (портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина), А. С. Голубкиной (образы пролетариев: «Железный», «Рабочий», композиции «Спящие», «Вдали музыка и огни», «Старость» и др.), С.Т. Конёнкова (возродил искусство деревянной скульптуры: «Лесовик», «Нищая братия», «Купальщица»), С.М. Волнухина (бюст М.П. Третьякова, памятник первопечатнику Ивану Фёдорову)

Музыка и театр

«Русские сезоны» С.П. Дягилева

В музыке начало XX в. отмечено творчеством творчество А.Н. Скрябина (симфоническая поэма «Поэма экстаза»), А.К. Глазунова (балет «Раймонда»), С.В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И.Ф. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица»).

Популярным стал вокальный певец Ф.И. Шаляпин, выступавший в Большом театре.

В 1898 г.  был основан Московский Художественный театр (режиссёры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). Там были поставлены  пьесы А.П. Чехова и А.М. Горького.
В 1904 г. актрисой В. Ф. Комиссаржевской был создан театр в Санкт-Петербурге.

Декорации к спектаклям оформляли художники объединения «Мир искусства»: К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст и др.

Особым культурным феноменом стали «Русские сезоны»  в Париже (1909–1912 гг.) , организованные С.П. Дягилевым, способствовали ознакомлению европейцев с искусством: балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

Кино

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. В 1907–1908 гг. кинопромышленник и сценарист А. А. Ханжонков построил первую кинофабрику в Москве. В кинематографе прославились актёры Вера Холодная, И.И. Мозжухин и режиссёр Я. Я. Протазанов.

В 1908 г. был показан первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» (о С. Разине).

В 1911 г. на экраны вышел первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Итог

Подводя итог, можно сделать вывод, русская культура Серебряного века переживала свой расцвет. Большое влияние на культуру имело явление модерна, которое проявилось в поиске новых жанрах, течениях и стилей. Жизнь городов интенсифицировалась, деятели культуры отказывались от старых форм и стремились найти новые точки опоры в новом мире. Изменения в культуре были вызываны

 

 

 

Текст: Максим Романович, 2.1k 👀

ЕГЭ по истории

Вся теория

Восточнославянские племена и их соседиТеории возникновения государства у восточных славянПервые князья. Рюрик, Олег, Игорь.Княгиня Ольга и ее сын СвятославПервая усобица на Руси: победа ВладимираПравление Владимира Святославича. Крещение Руси.Вторая усобица на Руси (1015-1019)Ярослав Мудрый. Русская Правда.Усобица ЯрославичейВладимир Мономах. Любечский съезд.Мстислав Великий и начало феодальной раздробленностиРаспад Киевской Руси на княжестваЗавоевания монголовРусь и Золотая ОрдаАлександр Невский: крестоносцы на Западе и Орда на ВостокеНачало возвышения МосквыДмитрий Донской. Куликовская битва.Два Василия и династическая война 1425-1453 гг.Культура Руси в XIII-XV вв.Становление Русского централизованного государстваВнешняя политика в эпоху Ивана IV ГрозногоВнутренняя политика в эпоху Ивана IV ГрозногоСмутное времяПервый из Романовых. Михаил Фёдорович.Эпоха Алексея МихайловичаФёдор Алексеевич. Царевна Софья.Новые явления в экономике России XVII векаРеформы Петра I ВеликогоРазвитие культуры России в XVII векеВнешняя политика Петра I ВеликогоПетровские преобразования в культуреЭпоха «дворцовых переворотов»«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II ВеликойВнешняя политика Екатерины II ВеликойПравление Павла IКультура в России после Петра I в XVIII в.Внутренняя политика Александра IВнешняя политика Александра IВосстание декабристовВнутренняя политика Николая IВнешняя политика при Николае IОбщественная мысль второй четверти XIX в.Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II.Внешняя политика Александра IIАлександр III. Внутренняя и внешняя политикаОбщественное движение во второй половине XIX в.Культура, наука и просвещение XIX векаВнутренняя политика Николая II. Первая русская революция.Внешняя политика Николая IIРеформы Столыпина и первый опыт российского парламентаризмаРоссия в Первой мировой войнеВеликая Российская революция 1917 годаВнутренняя и внешняя политика Советского руководства 1917-1918 гг.Гражданская война 1918-1922 гг.Образование СССРНовая экономическая политика (НЭП)Внутрипартийная борьба и победа И.В. Сталина«Большой скачок»: индустриализация и коллективизация«Культурная революция»Политическое развитие в 1930-е гг. Репрессии.