Сфера духовной жизни и её особенности (8 класс)
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Она включает в себя язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, то есть духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Духовные ценности постоянно созидаются в обществе. Это знания, идеи, образы, языки, искусство, обряды, обычаи, нормы. Но, в отличие от материальных ценностей, духовные являются более долговечными. Некоторые из них воспринимаются в современном мире, как легенды.
Народ нуждается в духовных ценностях не меньше, чем в материальных. Духовные ценности в большей степени запечатлевают особенности личности их создателей.
Создателями духовных ценностей являются: учителя, библиотекари, музейные работники, учёные. Кроме того, в этой сфере трудятся писатели, художники, артисты, музыканты. Именно об этих профессиях принято говорить как о творческих. С духовной сферой связаны и служители религиозных культов.
Достижения духовной культуры можно найти в таких местах, как библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
Культура личности и общества (8 класс)
С древних времён люди связывают с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Ещё в древности было замечено: если человек начинает создавать какие-либо предметы, не существующие в природе в натуральном (естественном) виде, это не проходит бесследно для него самого. Работая с естественными природными материалами (глиной, камнем, костью, деревом), человек одновременно работал и над собой: совершенствовал умения, развивал творческие способности, воображение, образное мышление. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становились достижениями культуры. Это была уже культура не внешняя, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевлённых вещах, а культура внутренняя, превращающаяся в достояние и богатство человека.
Но достигнуть вершины культуры возможно лишь благодаря упорному труду и борьбе с собственной ленью.
Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных аудиозаписей или дисков. По-настоящему культурный человек способен за художественными образами увидеть жизнь во всей её полноте и сложности. Общение с искусством является для него дополнительным источником, побуждающим к поиску средств решения реальных проблем окружающей жизни. По-настоящему культурный человек никогда не почувствует себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Человечность и порядочность — это те качества, которыми непременно обладает культурный человек.
Диалог культур как черта современного мира (8 класс)
Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов, совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.
В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.
Тенденции развития духовной культуры в современной России (8 класс)
Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких- либо ограничений. Правда, в этом потоке встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. Немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о насилии, жестокости, криминальной романтике на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.
Реформы, развернувшиеся во всех сферах общества, не могли не отразиться и на развитии культуры. Переход к рыночным отношениям существенно изменил положение духовной сферы. Государство перестало быть единственным источником её финансирования, но в то же время не все учреждения культуры могут выживать самостоятельно.
Традиции и новаторство в культуре (10 класс)
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
Культурная традиция – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Передаются и воспроизводятся способы наследования духовного опыта, ценности, формы и нормы, стили, образцы поведения. В обществах, которые называются традиционными, люди склонны жить так, как жили их предки, как заповедано богами, в соответствии с устойчивыми верованиями, по обычаям старины. Традиции, конечно, не остаются раз и навсегда неизменными. Наибольшие изменения происходят в моменты крутых переломов в жизни этноса, нации, страны. Когда существенно меняется жизнь, ценности переоцениваются. В истории человечества мощные изменения ценностного поля и традиций происходили в пору становления мировых религий. В России такие изменения были характерны для петровской эпохи, для времени после революции 1917 г.
Каждое поколение приносит в культуру что-то свое: научные и художественные открытия, нравы, обычаи, вкусы, манеру поведения.Появление нового в культуре неизбежно и необходимо. Ее развитие включает в себя две тенденции – к сбережению накопленного и созданию нового, к сохранению сложившегося стереотипа и к его преодолению.
Традиции и новаторство – две взаимосвязанные стороны развития культуры, определяющие наличие в ней как устойчивых, так и меняющихся элементов. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений, вбирая в себя идеи, ценности, способы деятельности, выработанные предыдущими поколениями. Но культура не может существовать не обновляясь. Культуру в целом и культуру определенного исторического периода, так же как конкретные ее формы, определяет связь старого и нового.
Нарушение этой связи, отказ от того, что наработано столетиями, опасно разрушением культуры. Устойчивость культуры, ее ценностей, и их изменчивость серьезно сказываются на реальной культурной преемственности, без которой само существование и развитие культуры – немыслимо.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная (10 класс)
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
- по связи с религией — религиозная и светская;
- по региональному признаку — культура Востока и Запада;
- по национальному признаку — русская, американская, французская и т. д.;
- по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
- по связи с территорией — сельская и городская культура;
- по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
- по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная;
- по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
- включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
- трудна для понимания для неподготовленных людей;
- эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
- аграрное общество;
- сельская культура;
- следование традициям и ритуалам;
- ограниченное информационное поле.
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
- имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
- чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры (10 класс)
Культура – явление сложное, многогранное, непросто разобраться в многообразии культур. Существует множество классификаций.
Культуры переплетаются, взаимодействуют между собой. В мире происходит постоянный диалог культур. Путем диалога культур сложилась уникальная мозаика человеческой цивилизации.
Диалог культур особенно важен в условиях полиэтнической, многоконфессиональной страны. Взаимодействие носит и политический характер, так как это связано с одним из способов снятия межнациональной напряженности без применения силы, это ли не консолидация общества.
Проблемы современной отечественной культуры
Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего Отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед.
Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурный земледелец уродует землю и т.д. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, язык, засоренный иноземными словами, сленгом и жаргонизмами, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что создавали столетиями: интеллект, дух, талант нации. Разрушаются старинные города, гибнут книги архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования.
Подход к решению проблем культуры в России следует искать не вовне, и внутри самого российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века. Конечно, вернуть утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, но смириться с утратой – значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.
Происхождение слова «культура» и его значение (10 класс)
Термин «культура» впервые встречается в одном из произведений знаменитого римского оратора Цицерона (45 г. до н. э.). Первоначально этот термин означал обработку почвы, её «культивирование», то есть изменения в природе под влиянием человека, в отличие от изменений, вызванных природными явлениями. Уже в этом первичном смысле термина была подчеркнута важная особенность культуры – ее человеческий фактор, высказана идея воздействия человека и его деятельности на окружающий мир.
В дальнейшем слово «культура» получило еще более обобщенное значение, которое охватывало совокупность созданных человеческими сообществами традиционных благ и ценностей. В этом смысле культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», как отдельный мир, созданный человеком дополнительно к миру естественному.
Таким образом, в самом общем смысле культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.
Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура (10 класс)
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.
Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного – культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает:
1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания);
2) культуру быта;
3) культуру топоса, то есть места жительства (жилища, дома, деревни, города);
4) культуру отношения к собственному телу и т.д.
По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и другие науки.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность.
Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно влияет на развитие культуры в целом.
Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:
- политическая культура;
- нравственная культура (мораль);
- эстетическая культура (искусство);
- религиозная культура;
- философская культура.
Но это не единственный способ классификации элементов духовной культуры. При социальном подходе культурологи выделяют две формы существования культуры: массовую и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества — элита. Её черты: закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг людей.
Рассмотрев структуру культуры, следует отметить наличие в культуре каждого народа классовых и общечеловеческих, национальных и интернациональных ценностей.
Элементы культуры и культурный комплекс (10 класс)
Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (танец, спортивная игра, этикет).
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Это совокупность всех культурных комплексов, присущих данному этносу, либо всему человечеству.
Культура чрезвычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся знаки, символы, язык, ценности, нормы, манеры, этикет, ритуалы, обычаи, традиции.
Этикет, его происхождение и правила (10 класс)
Этикет – это система правил, описывающих подобающее поведение человека в обществе.
Знание и соблюдение правил этикета показывает образованность и воспитанность человека. Этикет регулирует действия, внешний вид, речь.
Изначально этикет существовал как элемент придворной культуры, но сегодня он действует во всех общественных местах: театре и кино, ресторанах и кафе, в школе и на работе. Этикет описывает такое поведение, которое бы не доставляло дискомфорта окружающим и не нарушало привычные порядки. Несоблюдение этих правил может вызвать конфликты.
Нормы и правила этикета формируются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.
Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также им следовать. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.
Современные общепринятые правила поведения
Приветствие – это необходимый знак вежливости знакомому или человеку, с которым необходимо завязать знакомство. Кроме того, войдя в помещение, необходимо поздороваться первым.
Прощание. «Уходить по-английски» в нашем обществе неприлично. Поэтому, закрывая за собой дверь, необходимо обязательно попрощаться.
Благодарность – за оказанную услугу к обслуживающему персоналу, за помощь родных, друзей, к незнакомцу, придержавшему двери лифта.
Приличный внешний вид – аккуратная чистая одежда к месту и по погоде, а также сохранение личной гигиены.
Правила поведения в общественных местах
- Требуется сохранять тишину в соответствующих помещениях: в библиотеке, больнице, музее, театре, кино;
- Нельзя сорить на улице, в парке и любых других публичных местах;
- Запрещается курить и распивать спиртные напитки на уличных лавочках, и уж тем более вблизи детских игровых площадок;
- Плевать, ковыряться в носу, сморкаться на тротуар недопустимо – это не только некультурно, но и вызывает отвращение прохожих;
- Пробираясь в толпе, нужно использовать следующие слова: «разрешите пройти», «позвольте», «будьте добры»;
- В кино или театре пробираться к своим местам нужно лицом к сидящим. Если места в середине, то пройти к ним нужно заранее, чтобы потом не доставлять неудобство крайним сидящим зрителям;
- Во время спектакля нельзя кушать – для этого есть антракт и буфет;
- Сушить зонт в любом помещение следует в закрытом виде;
- При входе в любой общественный транспорт или метро, необходимо пропустить выходящих;
- В общественном транспорте нужно уступать место пожилым людям, маломобильным гражданам, беременным и женщинам с детьми;
- При входе в магазин или общественный транспорт сначала нужно пропустить выходящих людей, затем впустите первыми беременных женщин, пожилых людей и маломобильных граждан, и только потом зайти самому.
- Очередь должна соблюдаться, но женщин с малолетними детьми, беременных и маломобильных граждан следует пропускать вперед.
Чего делать нельзя
- Приходить в гости без уведомления – нужно обязательно заранее оповещать о своем визите даже к родным и друзьям, ведь нежданные гости приносят много хлопот.
- Класть телефон на стол в гостях, ресторанах, при собеседовании – это признак неуважения, который расценивается, как нежелание общаться с собеседником.
- Читать чужую переписку и заглядывать в чужой смартфон. Человек имеет право на неприкосновенность личной жизни.
- Задавать неудобные вопросы: спрашивать о зарплате, расспрашивать о личном, если, конечно, собеседник сам не затрагивает тему частной жизни.
- Яростно спорить и конфликтовать. В конфликтной ситуации воспитанный человек не кричит на оппонента, не опускается до оскорблений и спокойно приводит свои аргументы.
- Входить без стука в закрытое помещение. Нужно обязательно постучать в закрытую дверь как дома, так и на работе, входя в кабинет к коллеге или начальнику, тем самым можно уберегая человека за дверью от неловкой ситуации.
Общие правила приличия являются инструментом, регулирующим рамки, за которые в обществе выходить не следует.
Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры (10 класс)
Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Американский социолог и этнограф Дж. Мердок выделил универсалии — общие для всех культур. К ним относят:
- возрастную градацию;
- разделение труда;
- спорт;
- календарь;
- общинную организацию;
- образование;
- наличие ритуалов;
- системы родства;
- правила взаимодействия полов;
- язык;
- соблюдение чистоты;
- приготовление пищи.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.д.
Культурное наследие в России, проблемы его сохранения (10 класс)
Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти.
Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны. Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.
Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться. Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты.
Такая проблема наблюдается в странах, где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения. Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности. Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.
Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность. Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы (10 класс)
Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это — необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития.
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.
Ценности — положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности, к тем или иным фактам, событиям, явлениям, к другим людям, к самому себе.
Мировоззрение и его роль (10 класс)
Мировоззрение — это совокупность представлений человека об окружающем мире, о природе и обществе, о своём месте в нём. Мировоззрение состоит из важнейших убеждений.
Убеждение — твёрдая уверенность личности в чем-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями.
Мировоззрение включает в себя знания об окружающем мире и о самом себе. Никто не рождается с готовым, устоявшимся взглядом на мир. Мировоззрение человека формируется постепенно. На его развивающееся сознание оказывают воздействие те условия, в которых он живёт, те люди, которые его окружают. То есть мировоззрение всегда конкретно, исторично. Оно связано с уровнем общественного развития, с теми проблемами, которые людям приходится решать на данном уровне.
Мировоззрение человека может формироваться стихийно. Хотим мы этого или не хотим, окружающая действительность всё равно на нас воздействует. Мы получаем определённый жизненный опыт. У нас появляются определённые представления о мире, о людях. И мы действуем, опираясь на эти представления. Однако мировоззрение может быть и результатом целенаправленного воздействия на человека, его собственной рациональной деятельности.
Содержание мировоззрения: знания, ценности, эмоции, убеждения, вера, сомнение, идеи, представления, мнения.
Структура мировоззрения
- мироощущение – отдельный эмоционально окрашенный момент (с помощью одного органа чувств);
- мировосприятие – восприятие целостного образа какого-либо предмета (5 органов чувств);
- миропонимание – понимание сущностных основ с помощью разума.
Уровни мировоззрения
- Обыденный, практический, стихийный – это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Оно охватывает самые широкие слои общества;
- Концептуальный, теоретический – это совокупность взглядов, которая формируется под чьим-то влиянием, например школа. Оно формируется системно, по специальным программам и методикам.
Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое мировоззрение – это совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Оно основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент преобладает над разумными объяснениями, то есть все объясняется при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей;
2. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения;
3. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – прежде всего, на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.