Социальная группа – одна из главных составляющих социальной структуры.
Люди, состоящие в социальной группе, взаимодействуют между собой в ее пределах, а также участвуют в межгрупповых отношениях. Эти взаимодействия определяют социализацию личности, то есть включенность личности в социальное взаимодействие.
Социальная группа – это совокупность людей, объединенных по тому или иному признаку. Например, таким признаком может быть сходство условий жизнедеятельности людей (жители городов, жители деревень и сел), общность потребностей людей (потребители бытовой техники, спортивного снаряжения и т.д.), совместная деятельность (волонтеры, менеджеры, инженеры и т.д.), самопричисление людей к конкретной общности (христиане, атеисты и т.п.) и многое другое.
Классификация социальных групп
Малые и большие социальные группы
В зависимости от плотности связей между людьми, а также от величины группы выделяют большие и малые социальные группы
Большие социальные группы – это группы людей, объединенных одним социально-значимым признаком, в которых состоят более нескольких десятков человек.
Например, люди, принадлежащие к одному вероисповеданию или одной партии, или люди одной профессии будут составлять большую социальную группу.
Характерный признак большой социальной группы состоит в том, что конкретный ее член никогда не сможет вступить в контакт со всеми остальными. Например, один христианин никогда не сможет познакомиться со всеми христианами, а один инженер – со всеми инженерами страны и тем более мира, однако с некоторыми членами своей группы христианин или инженер могут контактировать, причем эти контакты могут быть очень обширными.
Малые социальные группы состоят из людей, объединенных общей деятельностью, находящихся в непосредственном личном контакте. Малые группы подразделяют на:
а) Первичные группы, которые характеризуются:
— непосредственными межличностными контактами членов группы;
— высокий уровень эмоциональной привязанности членов группы друг к другу;
— именно через эти группы индивид получает первую социализацию, усваивает ценности, идеалы общества, в котором ему предстоит жить.
Примером малой социальной группы может быть семья или группа лучших друзей. Каждый член этих групп тесно общается с другими, может обратиться к ним за моральной поддержкой, такая группа оказывает моральное влияние на каждого своего члена.
б) Вторичные группы, которые характеризуются:
— необязательностью эмоциональных отношений между членами группы;
— общей целью, ради которой осуществляется взаимодействие;
— черты личности в такой группе не имеют значения, если личность хорошо выполняет свои функции.
Пример вторичной социальной группы – крупный рабочий коллектив, у которого есть общая цель – благополучие предприятия. У каждого члена этой группы есть свои обязанности. Между членами рабочего коллектива могут существовать дружеские, доверительные отношения, но это – необязательное условие для качественной работы.
Формальные и неформальные группы
В зависимости от того, обладают ли группы официальным юридическим статусом, их делят на формальные и неформальные.
Вид группы | Формальные группы | Неформальные группы | |
Определение | Объединение людей, построенное на основе специальных документов: уставов, служебных инструкций, деклараций и других. | Объединение людей, которое сложилось и функционирует спонтанно, его деятельность не регламентирована никакими официальными документами. | |
Признаки | Члены этой группы:
— настроены на достижение общей цели, выполнение какого-либо вида деятельности; — находятся в формальном иерархическом соподчинении; — имеют четкую спецификацию, каждый выполняет свою работу; — не обязаны поддерживать друг с другом никаких отношений, кроме рабочих. |
— отношения внутри группы определяются индивидуальными особенностями ее членов;
— группа функционирует на основе общих целей или интересов; — поведение членов группы, как правило, регламентируется неписанными правилами; — скрепление группы происходит за счет авторитета ее лидера. |
|
Примеры | — Производственный коллектив.
— Спортивная команда. — Воинское подразделение. |
— Компания друзей.
— Неформальный клуб поклонников артиста/певца.
|
|
Социальные процессы в современной России ( 10 класс)
В ходе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.
Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйственно-экономического класса, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.
В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т. д.).
Молодежь в современном обществе ( 11 класс)
Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние.
Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.
Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11–15 лет, а ранним юношеским – 16–18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen–nineteen).
Молодежь как социальная группа ( 10-11 класс)
Молодежь – это группа, объединенная на основе социального и демографического признака, характеризуется определенными возрастными характеристиками (люди от 16 до 25 лет).
Именно в возрасте 16 – 25 лет окончательно формируется личность человека, завершается его социализация. Это период, когда человек становится социально-зрелым, самостоятельным, входит в мир взрослый людей и адаптируется к нему.
Молодежь как социальная группа имеет ряд социальных особенностей:
- необходимость освоения новых социальный ролей (усвоение и принятие социальных стереотипов и норм поведения, принятых в обществе);
- большие возможности для социальной мобильности (перспективы профессионального роста, возможность получения образования);
- неустойчивость, переходность положения («поиск себя», частая смена работы, получение образования).
Кроме того, молодежь отличается специфическим набором психологических качеств:
- противоречивость внутреннего мира (связана с тем, что мировоззрение личности в этот период сложилось еще не до конца);
- неустойчивая психика, высокий уровень эмоциональности;
- низкая толерантность (отсутствие терпимости, радикальность взглядов);
- желание выделиться из толпы, отличаться от остальных;
- наличие молодежной субкультуры.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте ( 10-11 класс)
Подростковый возраст – это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 – 12 и продолжается до 16 – 17 лет – периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско – школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др.
Молодежная субкультура ( 10 класс)
Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).
Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения.
Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.).
В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.
Кто может быть лидером? (6 класс)
Чаще всего лидер принимает на себя руководство коллективом или же группой ребят. Человек в группе играет разные роли. Самым интересным является то, что каждая из ролей дает возможность человеку проявить себя с той или другой стороны.
Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает людей за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.