Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) представляется достаточно любопытной. В начале своего царствования император рассчитывает провести либеральные реформы и даже даровать России Конституцию, отойдя от основ самодержавия. Однако в конце своего правления царь, столкнувшись с жёстким противодействием его замыслов, отказывается от своих ранних идей. С этого времени во внутренней политике можно наблюдать поворот к реакции.
Личность Александра I
Александр Павлович рос в в обществе сосуществования двух дворов: его бабушки Екатерины II в Санкт-Петербурге и его отца Павла I в Гатчине. Как известно, между матерью и сыном существовала острая неприязнь. Это отразилось на личности ещё совсем молодого Саши, который, по словам В.О. Ключевского, «должен был жить на два ума, держать две парадные физиономии». Такие отношения сформировали в нём такие качества, как скрытность, лицемерие, склонность к лести и недоверие. Его воспитателем стал швейцарец Ф.С. Лагарп, который приучил юного наследника к либеральным идеям эпохи Просвещения о всеобщем равенстве. Вступая на престол, Александр I мечтал реализовать то, чему его научил Лагарп.
Дней Александровых прекрасное начало
В первые годы правления вокруг императора сложился неофициальный кружок молодых людей, помогавший Александру I — Негласный комитет.
Негласный комитет заседал «негласно» и сосуществовал с официальным законосовещательным органом — Непременным советом, куда входили екатерининские вельможи.
В первые годы своего вступления на престол император сделал себя славу тем, что отменил деспотические указы Павла I. Так, в 1801 г. произошло восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, был принят указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. Также Александр повелел возвратить репрессированных при его отце. Кроме того, последовали послабления в ношении одежды, было разрешено вновь ввозить книги из-за границы.
Всё это было благодушно встречено обществом, благодаря чему этот отрезок его правления А.С. Пушкин метко назвал «дней Александровых прекрасное начало». Под этой фразой он наверняка также имел ввиду ряд послаблений в печати. Так, в 1804 г. был издан либеральный по своему характеру цензурный устав.
Реформы в области образования
- В 1803 г. была проведена реформа просвещения, по которой в России впервые вводилась единая система учебных заведений. В ней было 4 ступени: церковно-приходские школы— 1 год, уездные училища— 2 года, губернские гимназии — 4 года и университеты. Реформа была построена по принципам бессословности и преемственности. То есть доступ к образованию был открыт для всех сословий. К тому же, учащийся мог при желании пройти все ступени обучения: от церковно-приходского школы до университета.
- В 1804 г. был принят либеральный университетский устав. Он провозглашал самоуправление университетов: самостоятельный выбор ректора, профессоров, учебной программы и т.д. Также произошло открытие новых университетов: 1802 г. — в Дерпте; 1803 г. — в Вильно, в 1804 г. — в Харькове и Казани. В 1819 г. Петербургский институт был преобразован в университет.
- Открывались также привилегированные лицеи: Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811), где учился А.С. Пушкин.
Реформы в области государственного управления
- Важнейшим преобразованием Александра I стало создание в 1802 г. министерств вместо коллегий. В 1811 г. М.М. Сперанским было подготовлено «Общее учреждение министерств», по которому определялись устройство и порядок работы органов центральной власти. Министр единолично принимал решения в своей сфере и нёс персональную ответственность перед императором. В том же 1802 г. создавался Комитет министров — орган, координирующий действия всех министров.
- В 1802 г. Александр I провёл реформу Сената. Он стал высшим судебным, административным и контролирующим органом. В его обязанности входило делать императору «представления» по поводу устаревших законов и принимать участие в обсуждении новых.
Деятельность М.М. Сперанского
Сын бедного священника, М.М. Сперанский, благодаря своей работоспособности и таланту смог из подняться по карьерной лестнице и стать вторым человеком в государстве после самого императора. Как-то раз в 1806 г., замещая заболевшего министра внутренних дел В.П. Кочубея, М.М. Сперанский своим докладом произвёл благоприятнейшее впечатление на Александра I. С этого времени он стал играть ведущую роль во всех гражданских реформах.
- Так, знаменитым стал разработанный М.М. Сперанским указ «Об экзаменах на чин«. Он требовал, чтобы чины коллежского асессора (давал личное дворянство) и статского советника (давал потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзамена в объёме университетского курса. Эта мера вызывала всеобщее недовольство в чиновничьей среде.
- В 1810-1811 гг. М.М. Сперанский много работал над тем, чтобы ликвидировать бюджетный дефицит. Для этого был повышен ряд налогов, в том числе и на помещичьи имения. Это привело к росту недовольства М.М. Сперанским, который был и так далеко не популярен среди дворян. Это постепенно подготовило его будущую опалу.
- В 1808 г. Александр I повелел М.М. Сперанскому составить план преобразований. В 1809 г. тот представил императору «Введение к уложению государственных законов». В документе говорилось о необходимости проведении скорейших реформ во избежание революции. Предлагалось ввести принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Законодательную ветвь должна была представлять Государственная дума, которая получала право участвовать в обсуждении принятия законов. В то же время вся полнота власти оставалась в руках монарха, ограничение самодержавия не предусматривалось. Также реформатор рассчитывал создать Государственный совет — орган, который должен был координировать работу всех трёх ветвей.
- Александр I одобрил план М.М. Сперанского. При этом из всей программы был учреждён только Государственный Совет. Он получил законосовещательные функции. Ни один закон не мог быть представлен на утверждение императору без его предварительного обсуждения в Государственном Совете (на практике, этот принцип неоднократно нарушался). Также он должен был распределять финансовые средства между министерствами и рассматривать отчёты министров перед чтением их императору.
- Против деятельности М.М. Сперанского выступило консервативное дворянство и особо Н.М. Карамзин, составивший «Записку о древней и новой России», где он осуждал все предлагавшиеся нововведения. Под таким давлением Александр I, помня судьбу отца, вынужден был отступить и отправить своего ближайшего сподвижника в ссылку под предлогом сотрудничества с Наполеоном.
Крестьянский вопрос
Александр I был сторонником отмены крепостного права, но так и не решился пойти на его упразднение. Тем не менее он издал ряд указов, которые должны были немного облегчить положение крепостных. Важным было то, что император отказался добровольно раздавать государственных крестьян в частные руки.
- В 1801 г. вышел указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами. Дворянство лишилось своей монополии на землю.
- Также в 1801 г. было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворяне вместо писали о том, что крестьянин сдаётся в аренду. Поэтому на практике указ не имел никакого значения.
- В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах. По нему землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. Однако опять же на практике за первую половину XIX в. на волю было отпущено около 0,5% частновладельческих крестьян.
- В 1809 г. вышел указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь.
Несмотря на ряд предпринятых мер, в реальности положение крепостных не улучшилось.
Отдельно стоит сказать о решении крестьянского вопроса в Прибалтике. В этом регионе в Лифляндской и Эстляндской губерниях в 1804-1805 гг. были изданы указы о точной фиксации повинностей крестьян в пользу помещиков. Впоследствии вышли указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостного права. Крепостные освобождались, но без земли. Последний фактор имел ключевое значение. Не имея в собственности земли, крестьяне попали в ещё большую зависимость от помещиков, нежели ранее. Отмена крепостного права в Прибалтике впоследствии показала опасность освобождения крестьян без земли.
Проекты по отмене крепостного права в России
После Отечественной войны 1812 г. Александр I не оставил своих либеральных замыслов. Это проявилось, в том числе, и в отношении крепостных крестьян. Так, император приказал ряду чиновников разработать проекты по отмене крепостного права с тем условием, что это не вызывало бы сильного противодействия дворян. Среди всех программ выделяются проекты А.А. Аракчеева и Д.А. Гурьева.
- По мысли графа А.А. Аракчеева государство должно было каждый год выделять деньги на покупку земель, заложенных самими дворянами. Это бы не привело к росту их недовольства, потому что они сами заложили их государству из-за недостатка в средствах. Аракчеев предусматривал наделение крестьян землёй по 2 десятины на душу. Стоит сказать, что этот размер земли был необычайно мал, что вынудило бы крестьян арендовать поля у помещиков. Но самым любопытным моментом было то, что на реализацию проекта Аракчеева потребовалось бы около 200 лет.
- Проект министра финансов Д.А. Гурьева во многом основывался на записках правоведа М.Д. Балугьянского. Последний считал, что в России необходимо установить различные формы собственности, как в западных странах. Тогда крестьяне получат свободу без всякого специального указа. Стоит сказать об утопичности идеи искусственно насадить в России незнакомые ей формы собственности.
Александр I одобрил оба проекта, но как и во всех случаях ни один из них не был реализован.
Военные поселения
Перед непосредственным описанием такого феномена как военные поселения необходимо сказать пару слов о личности А.А. Аракчеева. Это был необычайно исполнительный государственный и военный чиновник. Именно он провёл успешную реформу артиллерии перед Отечественной войной 1812 г. Однако в традиционной историографии он остался как человек, давший название такому негативному явлению как аракчеевщина.
Разумеется, нельзя всё, что написано в данном определении приписывать А.А. Аракчееву. Известно, что первоначально сам Аракчеев был против военных поселений. Однако когда Александр I заявил, что они будут «во что бы то ни стало», то он принялся за дело со всеми упорством и преданностью. С другой стороны, это не оправдывает введение им жёсткой дисциплины и суровых наказаний за нарушение порядка.
Итак, вернёмся к истории военных поселений. Идея состояла в том, чтобы поставить армию на самообеспечение, сократив тем самым государственные расходы. Особенно остро эта проблема встала сразу после Отечественной войны, когда экономика и финансы страны находились в критическом состоянии. Поэтому было решено подселить военных в деревню к государственным крестьянам. Чуть позднее было принято решение о превращении самих крестьян в военных поселенцев. В их задачи входило нести военную службу, проводить военные учения и в то же время обеспечивать себя, выращивая продукты.
Была введена жёсткая регламентация дня. За любое нарушение следовало телесное наказание. Такой порядок дел приходился в тягость поселенцам, в результате чего нередко происходили бунты. Самыми крупными стали восстания в Чугуеве в 1819 г. и в Новгороде в 1831 г. Все они были жестоко подавлены.
По началу государству удалось сэкономить определённую часть денег. Однако впоследствии поселения были упразднены из-за их неэффективности.
Конституционные идеи Александра I
- По результатам Венского конгресса, на котором обсуждались итоги победы над Наполеоном, Россию получала большую часть Польши. Эта территория вошла в состав империи под названием «Царства Польского». Александр I решил реализовать свои либеральные замыслы в Польше, и в 1815 г. была принята Конституция Царства Польского. В Польше учреждался выборный двухпалатный парламент — сейм. В своей речи перед поляками император сказал, что желает даровать Конституцию и России.
- Вскоре Александр I секретно поручил Н.Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. В 1821 г. Н.Н. Новосильцев представил царю «Государственную уставную грамоту Российской империи». Проект выдвигал разделение ветвей власти, введение представительных органов и федеративный принцип. Должен был появиться законосовещательный парламент и из двух палат: Сената и Посольской палаты. Однако всё это осталось на бумаге. Вскоре Александр I полностью отказался от идей введения в России конституции. По мнению историка С.В. Мироненко это связано прежде всего с твёрдой позицией консервативной части дворянства оставить всё, как есть.
Поворот к реакции
Примерно в последние пять лет своего правления Александр I отказался от реформ и перешёл к реакционной политике.
- В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять крепостных крестьян в Сибирь за плохие проступки.
- Император увлёкся мистицизмом и религией. В результате в области просвещения усилилось влияние церкви. Так, в 1817 г. — произошло преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Синода А.Н. Голицыным.
- Начались «чистки» в университетах. М.Л. Магницким был «разгромлен» Казанский университет. В 1819 г. 11 профессоров уволили за вольнодумство. Также произошло ужесточение цензуры.
- В 1822 г. Александр I издал рескрипт о запрете всех тайных обществ, в том числе масонских лож.
Подводя итог внутренней политике Александра I, стоит сказать, что император так и не смог достичь поставленной цели — даровать России конституцию. Сохранялась незыблемость самодержавия. Крепостное право так же не было отменено. Тем не менее было именно при Александре I решению крестьянского вопроса уделили особое внимание. Кроме того, в этот период была создана единая система образования, открыты новые университеты. Также в государственном управлении были проведены своевременные реформы.