Различные трактовки искусства ( 10 класс)
Искусство – это…
В узком смысле: форма практического духовного освоения мира.
В широком смысле: наивысший уровень мастерства, умения в любой сфере общества (кулинария, медицина, строительство и так далее).
Искусство отличается от других сфер жизни общества тем, что:
— познает мир с помощью образного мышления, то есть выражением чувств и мыслей через образы в картинах, литературных или музыкальных произведениях;
— осваивает действительность с помощью особых категорий, таких как понятие «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического»;
— основные принципы художественного познания мира – это ценностно-образный и эстетический.
Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о том, когда и как появилось искусство. Существует несколько наиболее популярных теорий о происхождении искусства:
А. Биологизаторская (продолжения рода). Согласно ей, искусство изначально служило способом привлечения внимания противоположного пола.
Б. Игровая. Согласно этой теории, первоначально искусство было игрой, развлечением, и не имело практических целей.
В. Магическая. Сторонники этой теории предполагают, что искусство первоначально было частью магического обряда. Доказательством этой теории служат древние наскальные изображения животных, истыканные копьями и стрелами. Ученые считают, что, проводя магическую «репетицию» охоты, первобытные люди надеялись на удачный исход охоты в реальности.
Г. Трудовая. Согласно этой теории, искусство было результатом полезного труда. Предметы, созданные умело и наиболее подходящие для выполнения той или иной задачи, становились и объектом наслаждения. Например, красивым считался хорошо сделанный, острый каменный топор.
Функции искусства в обществе:
- Преобразующая. Искусство оказывает эстетическое воздействие на общество, произведения искусства, несущие в себе новые мысли и идеалы, способно влиять на мировоззрение многих людей.
- Художественно-концептуальная. Через произведения искусства люди могут анализировать и понимать события, происходящие в мире. Так, например, роман-утопия Евгения Замятина «Мы» отражает жизнь людей Советского Союза в 20-х гг XX века.
- Воспитательная. Через изучение и понимание искусства формируется личность человека, воспитываются его гуманистические качества.
- Эстетическая. Искусство с помощью наглядных примеров формирует идеалы красоты, представления о прекрасном и уродливом.
- Компенсаторная. Искусство может способствовать восстановлению морального равновесия и здоровья личности, наслаждение музыкой, литературой или живописью может оказывать терапевтический эффект.
- Предвосхищения. Произведения искусства часто в той или иной предсказывают развития общества. Особенно функция предвосхищения свойственна жанру фантастики. Писатели – авторы фантастических романов, часто предвосхищают появление новейшей техники.
- Гедонистическая. Создание и восприятие искусства доставляет людям наслаждение.
- Коммуникативная. Искусство позволяет людям со схожими интересами объединяться в группы, а также дает множество тем для общения.
- Рекреационная. Искусство может быть видом досуга, способом отдохнуть от повседневной рутины.
По количеству использованных средств искусство делят на:
«Простое», когда для создания произведения искусства используется только одно средство. К этому виду искусства, например, относится живопись, скульптура, музыка, поэзия.
«Комбинированное», когда для создания произведения искусства используется несколько средств. К этому виду искусства относятся кино, театр, балет).
Структура и состав изобразительного искусства ( 10 класс)
Искусство в широком смысле слова делится на:
1) временное искусство (музыка, драматургия);
2) синтетическое искусство (кино, балет);
3) пластическое искусство (пространственное, зрительное искусство): изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн), декоративно-прикладное.
Пластическое искусство подразделяется на монументальное и станковое.^ Монументальное искусствопредставляют произведения, отличающиеся большими, монументальными размерами и высоким эстетико-социальным значением.
В скульптуре – памятники и монументы. В живописи – роспись, фрески, мозаики и витражи.
В графике – плакаты, реклама.
^ Станковое искусство – музейное искусство, произведения, выполненные на станке.
Скульптурный станок. В живописи – на мольберте. В графике – печатный стан
Виды искусства
Архитектура – (лат. arhitektura, от греч. archi – главный и tektos – строить, возводить), зодчество (зье – русск. глина, возводить) – строительное искусство.
Три вида архитектуры:
1. Объемные сооружения – культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), промышленные (заводы, фабрики) и другие здания.
2. Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков.
3. Градостроительство – создание новых городов и реконструирование старых.
Скульптура(лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки.
Материалы: пластилин, глина, воск, дерево, гипс, камень (гранит, мрамор, известняк и т. д.), металл (бронза, чугун, железо, нержавеющая сталь).
^ По назначению скульптура бывает:
– монументальная (памятники, мемориальные ансамбли);
– станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки);
– монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи);
– скульптура малых форм.
^ По жанрам скульптура разделяется на:
— портрет;
— жанровую (бытовую – воспроизведение различных бытовых сцен);
— анималистическую (изображение животных);
— историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены)
^ Виды скульптуры:
Круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве:
– голова; бюст; скульптурная группа.
Рельеф (в переводе с французского – приподнимать) – вид искусства, в котором объемные изображения располагаются на плоскости – вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие.
Контррельеф – углубленный рельеф, применяемый для печатных изображений или рассматривания на просвет.
Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте.
Барельеф(фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, орнамент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.
Горельеф (фр. hout-relief – высокий рельеф) – разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на половину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости.
Живопись– один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.
Субъекты художественной культуры и деятели искусства ( 10 класс)
Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклонников сторонников, новых произведений и идей.
Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пикассо, симфонии Чайковского.
Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.
Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — это только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика.
Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.
Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства ( 10 класс)
Есть три определяющих для произведения искусства критерия:
1. отношение к предшественникам и традиции;
2. собственная ценность произведения;
3. влияние на последующих авторов.
Искусство в чистом виде не связано никакими обязательствами по воспитанию молодежи, по поддержанию нравственных канонов или улучшению демографической ситуации.
Есть еще более частные критерии хорошей литературы. Их тоже три:
- Воспринимаемость всеми возрастами.
- Каждое новое прочтение дает новую грань произведения.
- Остается ценным по мере удаления от времени написания.
Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» ( 10 класс)
Если в Средние века эстетическое сливается с художественным, то представление о собственно художественном в тот период почти не разрабатывается. Иначе говоря, средним векам недостает теории Изящных Искусств, представления об искусстве, которое было бы сродни современному — искусстве как о создании произведений, изначальная цель которых — эстетическое наслаждение (со всей той значимостью и достоинством, которые сопутствуют этому предназначению). Превратности, переживаемые системой искусств в Средние века, говорят о том, как трудно было определить и обозначить точную иерархию различных видов творческой деятельности. И действительно, возникающие подразделения всегда нацелены не на то, чтобы отделить изящные искусства от утилитарных (или от техники в строгом смысле слова), а на то, чтобы отделить более благородные искусства от ремесленных.
О различии между ремесленными и свободными искусствами говорит уже Аристотель (Политика VIII, 2); систематизацию искусств Средневековье наследует от Галена, который говорит об этом в трактате «Peri technes» («Об искусстве»). На протяжении Средних веков систему искусств будут разрабатывать разные авторы, и среди них можно назвать Гуго Сен-Викторского, Рудольфа из Лоншана и Доминика Гундисальви. Последний выстраивает свою систему в 1150 г., ссылаясь при этом на Аристотеля: среди высших искусств под словом «красноречие» мы находим поэтику, грамматику и риторику; механические искусства стоят на последнем месте. Порой дело доходит до того, что, объясняя слово mechanicae, некоторые авторы обращаются к глаголу moechari (прелюбодействовать); так поступает, например, Гуго Сен-Викторский (Didascalicon II, 21, PL 176, col. 760; ср.: Schlosser 1956, p. 78). Ремесленные искусства принижены, так как имеют дело с материей и упорным ручным трудом. Св. Фома также разделяет эту концепцию: ремесленные искусства sunt qudammodo serviles (в какой-то мере рабские), тогда как свободные искусства являются высшими и упорядочивают умозрительный материал, не подчиняясь телу, которое не столь благородно, как душа. Аквинат отдает себе отчет в том, что свободные искусства лишены рукотворной составляющей (присущей абстрактно понимаемому Искусству), но полагает возможным назвать их искусствами, хотя бы per quandam similitudinem (в силу некоторого подобия) (S. Th. I–II. 57, 3 ad 3). Таким образом, обнаруживается парадоксальное следствие: как проницательно замечает Жильсон (1958, р. 121), искусство возникает, когда разум обретает интерес к чему-то рукотворному, и чем больше искусству надлежит творить, тем в большей степени оно считается искусством. Однако в дальнейшем чем сильнее искусство воплощает в жизнь собственную сущность, чем больше оно делает, тем менее благородным становится и в конечном итоге превращается в искусство более низкого порядка.