Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений.
В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности.
Свобода и необходимость
Стремление к абсолютной, ничем не ограниченной свободе, для человека естественно, однако в XVIII веке Томас Гоббс впервые заговорил о необходимости ограничения свободы каждого отдельного человека. Именно Т. Гоббс впервые проанализировал состояние абсолютной свободы и сформулировал теорию общественного договора. Мыслитель пришел к выводу, что, если каждый человек будет обладать абсолютной свободой, то в мире наступит «война всех против всех», человечество уничтожит само себя. Чтобы избежать войны и самоуничтожения, люди вынуждены ограничивать свою свободу и частично передавать право управления собой одному человеку или группе лиц. Т. Гоббс считал, что именно так появились первые человеческие государства, люди получили возможность существовать цивилизованно, а взамен – утратили часть свобод.
Для того, чтобы лучше понять феномен свободы личности, важно разобраться в противоречии волюнтаризма («воля») и фатализма («необходимость»).
Противоречие между волей и необходимостью |
|
Волюнтаризм |
Фатализм |
Основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни. | Вера в предопределение. Вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим). |
Согласно идеям волюнтаризма, основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Волюнтаризм – признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни. Тот, кто действует в духе волюнтаризма, не считается с объективными законами мироздания, произвольно решает вопросы о жизни общества, исходя исключительно из своих желаний. Волюнтаризмом можно назвать желание Петра I уподобить быт русского дворянства европейскому. Бритье бород, ношение европейских платьев и присутствие на ассамблеях не было необходимостью и иногда вступало в противоречие с русскими традициями, однако решающим фактором в «европеизации» русского дворянства стала не объективная необходимость, а воля молодого Императора.
Фатализм часто понимается как вера в предопределение, рок, судьбу или Божий замысел. Последователи идей фатализма верят, что мир – то единый организм или механизм, работа которого четко организована. В мире нет места случайностям, все процессы в нем объективны (то есть не зависят от сознания человеке) и закономерны, одно вытекает из другого. То есть, согласно представлениям фаталистов, вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим). При таком подходе оказывается, что свободы выбора у человека нет, мир предсказуем, в нем господствует жесткая необходимость на всех этапах существования. Для наглядности примера снова обратимся к желанию Петра I европеизировать быт русского дворянства и в общих чертах объясним все произошедшее с помощью детерминизма: в силу объективных причин Петр I рос в селе преображенском и общался с иностранцами, это взрастило в нем интерес к европейской культуре. Во время «великого посольства» этот интерес возрос, и вполне естественно, что молодой, деятельный царь захотел сделать свой двор похожим на европейский. Правитель обладал жестким характером (отчасти из-за необходимости противостоять царевне Совье в борьбе за власть), мало кто из дворян осмеливался ему перечить, поэтому изменение быта русского дворянства было неизбежным.
В XVII веке жил и работал и Бенедикт Спиноза, который сформулировал следующий тезис: «свобода есть осознанная необходимость». Во всей природе нет свободы, все в ней подчинено жесткой необходимости. Так и человек не абсолютно свободен, он понимает, что для выживания должен подчиняться государственным законам, соответствовать набору своих социальных ролей и т.д. Но Б. Спиноза также считал, что человек, познавая, может обрети свободу. И хотя люди не могут изменить естественный ход вещей, они в силах организовать свою деятельность в соответствии с ним и таким образом превратиться из «раба» мира в его «господина». Если вдуматься, то вся наша жизнь построена на умении человека совладать с объективными природными процессами: мы не можем изменить природу электричества, но успешно пользуемся им, не можем изменить естественный процесс роста растений, но, зная его тонкости, можем вырастить наиболее подходящую для нас пищу.
Если принять за истину все вышесказанное о необходимости, то возникает проблема свободы личности. Она заключается в том, что, если причина всех действий – необходимость, а случайности играют второстепенную роль, то новых возможностей не сущесвтует, и человек, постоянно действующий в соответствии с необходимостью, превращается в автомат, робота, который действует по заранее заданному алгоритму. Проблема свободы личности является центральной в работах знаменитых философов: Николая Бердяева, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра.
Н.А. Бердяев, пытаясь решить эту проблему, пришел к выводу, что свобода человека состоит в способности создавать что-то новое, в самовыражении через творчество.
Способность к творчеству, а, следовательно, и возможность быть свободным, вытекает из двуединства человеческого бытия: с одной стороны, человек подчиняется объективным законам природы, с другой – может абстрагироваться от них, взглянуть на себя и мир со стороны. Только человек способен задать вопрос «Что это?». Таким образом, человек вынужден действовать в соответствии с необходимостью, неизбежно подчиняться законам природы и общества, но он же, обладая свободной волей, может прервать необходимость и цепь причинно-следственных связей. Пример человека, который максимально освободился от объективных законов бытия – аскет. Аскетизм предполагает сведение к минимуму контакты с обществом, строгие ограничения в питании и в одежде. Верхом добродетели в некоторых религиозных течениях Индии считается полный отказ от еды – сознательное прерывание необходимости питаться.
То есть свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.
Противоречие между личностью и обществом в вопросе свободы порождает разные модели поведения:
- Открытый конфликт с обществом (такое поведение может быть характерным для последователей анархизма – системы идей, полностью отрицающей любую необходимость).
- Бегство от мира (не найдя себя в обществе, человек может встать на путь духовного самопознания, став монахом или аскетом).
- Приспособление к миру, добровольный отказ от стремления к свободе (этот путь выбирает большинство людей).
Свобода и ответственность
В реальности свобода чаще всего проявляется в возможности выбрать линию поведения. И за свой выбор человек несет ответственность.
Свобода действий всегда предполагает ответственность перед обществом. Таким образом свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.
Свобода – это возможность поставить цель. Чем выше цель действия, чем лучше человек понимает объективные условия, тем полнее реализуется свобода в человеческой деятельности. Ответственность, в свою очередь, предполагает необходимость осознавать объективные условия и умение выбрать наиболее оптимальные, обоснованные пути достижения цели.
Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.
По мере развития личности и демократизации общества вектор направленности ответственности смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (личная ответственность). Однако развитие свободы означает и увеличение ответственности за свой выбор. Не каждый человек готов выдержать груз ответственности: появляется новая проблема, которую немецкий философ Эрих Фромм назвал «бегством от свободы».
Таким образом свобода – это очень противоречивый феномен человеческой жизни, который может быть как великим даром, так и тяжелым бременем.