Термин «культура» происходит от латинского слова, которое в буквальном переводе означает «обрабатывать, возделывать землю» (аналогично русскому термину «культивировать» растения).
В настоящее время существуют разные подходы к определению термина «культура»:
- Технологический, согласно которому культура – это все результаты материальной и духовной деятельности людей.
- Деятельностный, согласно которому культура – это прежде всего творчество, деятельность по созданию чего-либо нового.
- Ценностный, согласно которому культура представляет собой действия людей в соответствии с моральными и духовными ценностями.
- Исторический, который представляет культуру как накопление исторического опыта, передачу его из поколения в поколение.
- Нормативный, согласно которому культура определяется как совокупность человеческих ценностей и норм (вещных, то есть материальных ценностей; логических, то есть истины; этических, то есть представлений о добре и зле; эстетических, то есть представлений о красоте).
- Антропологический, согласно которому культура – это результат человеческой деятельности, направленной на преобразование мира. Те вещи, которые нас окружают (письменный стол, книги, одежда, посуда) созданы человеком из природных материалов, то есть вторичны по отношению к природе. В результате преобразовательной деятельности человек формирует вокруг себя определенные материальные условия, совокупность которых называется «вторя природа».
- Семиотический (от греческого semeion – знак, признак), согласно которому культура – это система условных знаков, принятая в данном обществе (система математических знаков, жестов, знаков письма, ритуалов и так далее).
Принимая во внимание все, сказанное выше, постараемся дать термину «культура» конкретное определение:
- Культура в широком смысле слова – это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
- Культура в узком смысле слова – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
Принято делить сферы существования культуры на материальную, духовную и социальную:
А) Материальная культура создается в процессе производства материальных благ, и все результаты данного производства составляют материальную культуру.
Б) Духовная культура – включает в себя творчество, результатом которого являются произведения искусства или научные открытия.
В) Социальная культура – это, прежде всего, форма организации совместной жизни (рабовладение, монархия, республика), она может быть различной в разных обществах и в разные исторические эпохи.
Материальная и духовная культура тесно связаны друг с другом, и одна форма может легко переходить в другую. Например, книга – это и продукт материальной культуры, предмет, и продукт духовной культуры с точки зрения ее содержания.
Если рассматривать культуру с точки зрения различных аспектов жизни общества, то можно выделить множество форм культуры. Вот некоторые их них:
- Эстетическая – характеризует способность общество воспринимать и ценить прекрасное, развивать искусство и эстетическое восприятие в обществе. Чем выше уровень эстетической культуры в обществе, тем бережнее оно относится к произведениям искусства и тем больше творческих людей появляется в нем.
- Нравственная – характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм. Чем выше уровень нравственной культуры, тем более безопасные и доверительные отношения устанавливаются между членами общества.
- Профессиональная – характеризует уровень профессионального мастерства. Чем выше профессиональная культура, тем эффективнее работа компании/предприятия.
- Экологическая – характеризует степень понимания единства системы «человек-природа». Чем выше уровень экологической культуры, тем бережнее общество относится к природе.
Культура в обществе выполняет ряд важных функций:
- Познавательная: формирование представлений о мире.
- Оценочная: определение истинности знаний, дифференциация ценностей.
- Нормативная: создание системы морали и права, формирование ряда обязательных требований ко всем членам общества.
- Информативная: обеспечение передачи опыта от старшего поколения к младшему, обмен информацией.
- Коммуникативная: передача и распространение информации, совершенствование через общение.
- Социализации: приучение индивида к социальным ролям, осознание им моральных и культурных ценностей.
В ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию чаще всего проверяется знание учениками классификации культуры по уровню мастерства и типу аудитории. Эта классификация предполагает деление культуры на народную, массовую и элитарную.
Народная культура | Как правило создается анонимными авторами. | Широко бытует в народных массах. | Основные признаки: устойчивая часть национальной культуры,, хранит традиции, включает в себя народные песни, сказки, поговорки, приметы, игры. |
Массовая культура
(поп-культура) |
Произведений культуры создаются в больших количествах с коммерческой целью. | Имеет большое количество поклонников. | Основные признаки: общедоступность, занимательность, серийность, пассивность восприятия, коммерческий характер. |
Элитарная культура | Создается с целью творческого самовыражения, не преследует коммерческих целей. | Узкий круг ценителей, которые подготовлены к восприятию сложных произведений. | Основные признаки: сложность содержания, узкий круг подготовленной аудитории, прибыль не является целью, определяет развитие всей культуры. |
Культура не статична, она постоянно развивается. Процесс развития состоит из двух этапов: суммирования и накопления культурных традиций, созданных в прошлом, и преодоления этих же традиций с целью создания чего-то нового, лучшего.
Культура – не единый массив, а скорее множество направлений внутри одного явления. Так, различают субкультуру и контркультуру.
Субкультура – это самобытная часть культуры, присущая определенной социальной группе. Любая субкультура предполагает наличие знаний, ценностей, образа жизни, навыков, методов, целей, социальных ролей и статусов, которые существуют только внутри данной субкультуры. Например, молодежная культура – это по большей части культура потребления, она предполагает знание многих современных произведений (современная литература, музыка, кино), ценности представителей этой субкультуры отличаются от ценностей людей старшего поколения.
Контркультура кардинально отличается от господствующей культуры или находится с ней в открытом конфликте. Представители контркультуры асоциальны, стараются изменить существующую культуру. Не всегда контркультура хуже, чем господствующая культура. К примеру, хиппи выступают против насилия и войн, за пацифизм и свободу.