Понятие культуры. Формы и разновидности культуры | теория по обществознанию 🙆 человек и общество

Термин «культура» происходит от латинского слова, которое в буквальном переводе означает «обрабатывать, возделывать землю» (аналогично русскому термину «культивировать» растения).

В настоящее время существуют разные подходы к определению термина «культура»:

  1. Технологический, согласно которому культура – это все результаты материальной и духовной деятельности людей.
  2. Деятельностный, согласно которому культура – это прежде всего творчество, деятельность по созданию чего-либо нового.
  3. Ценностный, согласно которому культура представляет собой действия людей в соответствии с моральными и духовными ценностями.
  4. Исторический, который представляет культуру как накопление исторического опыта, передачу его из поколения в поколение.
  5. Нормативный, согласно которому культура определяется как совокупность человеческих ценностей и норм (вещных, то есть материальных ценностей; логических, то есть истины; этических, то есть представлений о добре и зле; эстетических, то есть представлений о красоте).
  6. Антропологический, согласно которому культура – это результат человеческой деятельности, направленной на преобразование мира. Те вещи, которые нас окружают (письменный стол, книги, одежда, посуда) созданы человеком из природных материалов, то есть вторичны по отношению к природе. В результате преобразовательной деятельности человек формирует вокруг себя определенные материальные условия, совокупность которых называется «вторя природа».
  7. Семиотический (от греческого semeion – знак, признак), согласно которому культура – это система условных знаков, принятая в данном обществе (система математических знаков, жестов, знаков письма, ритуалов и так далее).

Принимая во внимание все, сказанное выше, постараемся дать термину «культура» конкретное определение:

  • Культура в широком смысле слова – это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • Культура в узком смысле слова – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Принято делить сферы существования культуры на материальную, духовную и социальную:

А) Материальная культура создается в процессе производства материальных благ, и все результаты данного производства составляют материальную культуру.

Б) Духовная культура – включает в себя творчество, результатом которого являются произведения искусства или научные открытия.

В) Социальная культура – это, прежде всего, форма организации совместной жизни (рабовладение, монархия, республика), она может быть различной в разных обществах и в разные исторические эпохи.

Материальная и духовная культура тесно связаны друг с другом, и одна форма может легко переходить в другую. Например, книга – это и продукт материальной культуры, предмет, и продукт духовной культуры с точки зрения ее содержания.

Предметы материальной или духовной культуры представлены на картине?

Если рассматривать культуру с точки зрения различных аспектов жизни общества, то можно выделить множество форм культуры. Вот некоторые их них:

  • Эстетическая – характеризует способность общество воспринимать и ценить прекрасное, развивать искусство и эстетическое восприятие в обществе. Чем выше уровень эстетической культуры в обществе, тем бережнее оно относится к произведениям искусства и тем больше творческих людей появляется в нем.
  • Нравственная – характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм. Чем выше уровень нравственной культуры, тем более безопасные и доверительные отношения устанавливаются между членами общества.
  • Профессиональная – характеризует уровень профессионального мастерства. Чем выше профессиональная культура, тем эффективнее работа компании/предприятия.
  • Экологическая – характеризует степень понимания единства системы «человек-природа». Чем выше уровень экологической культуры, тем бережнее общество относится к природе.

   Культура в обществе выполняет ряд важных функций:

  1. Познавательная: формирование представлений о мире.
  2. Оценочная: определение истинности знаний, дифференциация ценностей.
  3. Нормативная: создание системы морали и права, формирование ряда обязательных требований ко всем членам общества.
  4. Информативная: обеспечение передачи опыта от старшего поколения к младшему, обмен информацией.
  5. Коммуникативная: передача и распространение информации, совершенствование через общение.
  6. Социализации: приучение индивида к социальным ролям, осознание им моральных и культурных ценностей.

В ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию чаще всего проверяется знание учениками классификации культуры по уровню мастерства и типу аудитории. Эта классификация предполагает деление культуры на народную, массовую и элитарную.

Народная культура Как правило создается анонимными авторами. Широко бытует в народных массах. Основные признаки: устойчивая часть национальной культуры,, хранит традиции, включает в себя народные песни, сказки, поговорки, приметы, игры.
Массовая культура

(поп-культура)

Произведений культуры создаются в больших количествах с коммерческой целью. Имеет большое количество поклонников. Основные признаки: общедоступность, занимательность, серийность, пассивность восприятия, коммерческий характер.
Элитарная культура Создается с целью творческого самовыражения, не преследует коммерческих целей. Узкий круг ценителей, которые подготовлены к восприятию сложных произведений. Основные признаки: сложность содержания, узкий круг подготовленной аудитории, прибыль не является целью, определяет развитие всей культуры.

Культура не статична, она постоянно развивается. Процесс развития состоит из двух этапов: суммирования и накопления культурных традиций, созданных в прошлом, и преодоления этих же традиций с целью создания чего-то нового, лучшего.

Культура – не единый массив, а скорее множество направлений внутри одного явления. Так, различают субкультуру и контркультуру.

Субкультура – это самобытная часть культуры, присущая определенной социальной группе. Любая субкультура предполагает наличие знаний, ценностей, образа жизни, навыков, методов, целей, социальных ролей и статусов, которые существуют только внутри данной субкультуры. Например, молодежная культура – это по большей части культура потребления, она предполагает знание многих современных произведений (современная литература, музыка, кино), ценности представителей этой субкультуры отличаются от ценностей людей старшего поколения.

Контркультура кардинально отличается от господствующей культуры или находится с ней в открытом конфликте. Представители контркультуры асоциальны, стараются изменить существующую культуру. Не всегда контркультура хуже, чем господствующая культура.  К примеру, хиппи выступают против насилия и войн, за пацифизм и свободу.

Текст: , 7.2k 👀

Задание EO0421D

Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя. 2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. 3) К материальной культуре относят нормы морали. 4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции. 5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.

Для того, чтобы дать верный ответ, важно понимать, что такое культура и какие виды культуры существуют в современном обществе.

Культура – это преобразовательная деятельность человека и все материальные и духовные блага, созданные человеческим трудом. Культура развивается на основе уже полученного человечеством опыта, но с применением новых идей и методов. Следовательно, утверждения 2 и 5 – верны.

Культура бывает материальной и нематериальной. К первому виду относятся все вещи, созданные человеком (например, техника, мебель), ко второму – духовные блага (например, мораль). Таким образом, утверждение 3 не верно.

Существует еще один способ классификации культуры: деление на массовую, народную и элитарную.

Элитарная культура предъявляет высокие требования к общекультурному уровню потребителя, не нацелена на получение прибыли, доступна для понимания лишь ограниченного круга лиц.

Массовая культура не требовательная к уровню образования потребителя, направлена на получение прибыли, массовая, носит развлекательный характер.

Произведения народной культуры, как правило, не имеют автора, создаются коллективно и отражают быт и культуру народа, создавшего их.

Таким образом, утверждение 1 не верно, а утверждение 5 – верно.

Ответ: 245

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO2402s

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.


Культура (во всех ее смыслах) оказывала и оказывает большое влияние на жизнь людей. Она выполняет, например, такие функции, как:

  • Познавательная
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Социализации
  • Информативная
  • Коммуникативная

Культура может быть материальной – тогда под ней подразумевается все, что создано как результат производства – и духовной, под которой понимаются духовные ценности, нематериальные блага, удовлетворяющие духовные потребности людей. К культуре можно отнести как и то, что сразу приходит на ум – театр, литературу, музыку – так и, например, язык, церковь. Давайте подумаем над вопросом задания. Культура на самом деле помогает людям приобрести какую-то нравственную ориентациюосвоить накопленный предыдущими поколениями опыт, а также дает им возможность получить эстетическое наслаждение.

Вариант ответа может выглядеть так:

Языковая система, которая помогает людям осуществлять коммуникацию, является частью культуры. При отсутствии языка люди не смогли бы понять друг друга, и их взаимодействие было бы невозможным.

Культура напрямую участвует в формировании моральной и ценностной системы человека: приобщаясь к культуре, у человека формируется определенное самосознание, помогающее отличать плохое от хорошего, зло от добра, правильные поступки от неправильных. Без культуры самосознание человека развивалось бы сложнее.

Религия, которая также является частью духовной культуры, помогает многим людям найти некий смысл жизни, дает ответы на их вопросы и предоставляет ориентиры, помогает пережить сложные времена.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1203s

В городе Х провели социологический опрос, в ходе которого респондентам был задан вопрос: «Зачем вы смотрите телевизионные новостные программы?». Результаты показаны на диаграмме. Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
  1. Большинство респондентов не смотрит новости.
  2. Треть опрошенных смотрит новостные программы в силу привычки.
  3. Большая часть опрошенных смотрит новости, так как интересуется происходящим в стране и мире.
  4. Наименее популярными стали ответы «смотрю новости в силу привычки» и «это важно для моей работы».
  5. Четверть опрошенных смотрит новости, чтобы отвлечься после рабочего дня.

Первое утверждение неверно – ответ «я не смотрю новости» второй по популярности. Второе тоже неправильно – ответ «в силу привычки» выбрали меньше трети респондентов. А вот третье – верно: этот ответ был самым популярным. Четвертое также верно – видно, что сектора, занятые этими ответами, самые маленькие. Последнее утверждение ошибочно – этот вариант выбрали менее трети респондентов.

Ответ: 34

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0604s

Былины – один из ярких примеров русской народной культуры. В каких из приведенных фактов содержится информация, которая позволяет сделать вывод о том, что они относятся именно к народной культуре? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Они не имеют персонального авторства.
  2. Их изучают в школе так же, как и 30 лет назад.
  3. Их сюжеты были экранизированы.
  4. Они на протяжении долгих лет передавались из поколения в поколение.
  5. Их сюжеты были проиллюстрированы многими художниками.

Народная культура – одна из форм культуры, к которой относятся различные мифы, легенды, былины, сказания, эпос, составленные неизвестными авторами. Следовательно, первое положение – о том, что они не имеют персонального авторства – подходят. А вот изучение в школе не является ярким признаком народной культуры – так же, как и 30 лет назад, мы изучаем произведения Пушкина и Лермонтова, не относящиеся к народной культуре. Экранизация сюжетов также может быть характерна для всех форм культуры, что можно сказать и об иллюстрации художников. Передача из поколения в поколение – яркая черта народной культуры, нередко произведения обретали новые детали во время многочисленных пересказов.

Ответ: 14

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0404s

Выберите в списке события, отражающие проявления массовой культуры, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Выставка французских импрессионистов.
  2. Премьера нового комедийного фильма.
  3. Концерт известной поп-группы.
  4. Переиздание детектива-бестселлера.
  5. Открытие международного конкурса скрипачей.

Прочитав задание, нужно вспомнить, что массовая культура создается для широких слоев населения, она понятна неподготовленным людям и приспособлена для очень значительного круга лиц. Ее отличает активное тиражирование и популярность среди большей части людей. Противоположностью ей является элитарная культура, которая непонятна неподготовленным людям и является культурой ограниченных слоев общества.

В приведенном списке яркими примерами массовой культуры являются премьера новой комедии, концерт известной поп-группы и переиздание бестселлера. Выставка французских импрессионистов интересна далеко не большинству граждан и относится к элитарной культуре для тех, кто разбирается в искусстве. То же можно сказать и о международном конкурсе скрипачей – концерты классической музыки не пользуются широкой популярностью и, опять же, относятся к элитарной культуре.

Ответ: 234

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0106s

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вид деятельности Характеристика
Материальная Подразумевает преобразование реальных объектов природы и общества и создание вещей и материальных ценностей.
Подразумевает создание различных образов, систем научных и художественных ценностей, познавательную деятельность

Деятельность подразделяется на два основных вида – материальная и духовная. Зная только это, мы уже можем заполнить данную таблицу, а используя приведенную характеристику сделать это становится еще легче. Поскольку все варианты первого задания ЕГЭ по обществознанию связаны с различными общими классификациями, относящимися к наиболее важным аспектам предмета, оно считается одним из самых легких – правильно выполнить его можно за 1-2 минуты, оставив больше времени на выполнение более трудных номеров.

Ответ: духовная

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Вся теория

Мышление и деятельностьПриродное и общественное в человекеЗнание и виды знания. Истина и ее критерии.Мировоззрение, его виды и формыСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты обществаНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиОбразование и его значение для личности и обществаРелигия. МоральСвобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственностьПотребности и интересыИскусствоМоральОбщественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI векаФинансовые институты. Банковская системаИнфляция: виды, причины и последствияРынок труда. БезработицаЦенные бумагиПредпринимательствоПостоянные и переменные издержкиРынок и рыночный механизм. Спрос и предложениеЭкономические системыФакторы производства и факторные доходыЭкономика и экономическая наукаМировая экономикаСоциальный конфликтЭтнические общности и нацииСоциальные группыСоциальная стратификация и мобильностьГосударственный бюджетНалогиРоль государства в экономикеЭкономический рост и развитие. ВВП.Субъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные праваОсновы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство РФ о выборахПонятие и виды юридической ответственностиСистема российского права. Законотворческий процессПраво в системе социальных нормПолитическое лидерствоОрганы государственной власти Российской ФедерацииВиды социальных норм. Социальный контрольПонятие власти. Государство и его функцииПолитический процесс. Политическое участиеОрганизационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельностиПорядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договораСемейные правоотношения Особенности Административной юрисдикцииПраво на благоприятную окружающую среду и способы его защитыСемья и семейные отношенияСемейное хозяйствоСвободное времяРодинаГосударственные символы РоссииЧеловек познает мирИндивидуальность – плохо или хорошо?Человек в социальном измеренииУчимся узнавать и оценивать себяНа пути к жизненному успехуГражданин РоссииТруд и творчествоТруд в обществеМы – многонациональный народЧеловек. Загадка человекаОбщениеПрава и обязанности гражданБудь смелымНравственные основы жизни. Человек славен добрыми деламиПоощрение и наказаниеЧеловек среди людей. Межличностные отношенияДеньги и их функцииУголовно-правовые отношенияМеждународно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Права и свободы человека и гражданинаГражданское общество и государствоПолитические режимыОтклоняющееся поведениеСфера духовной культуры. Сфера духовной жизниКто стоит на страже законаЧеловек — часть природыСоциальные права человекаОтрочество – особая пора жизниПравовое регулирование отношений в сфере образованияОсновные отрасли права. Разновидности правовых норм.Слагаемые успеха в бизнесеДемографическая ситуация в современной России