Структура и функции политической системы (10-11 класс)
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и др.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Структуру политической системы составляют следующие компоненты:
- субъекты политической организации общества, к которым относятся — государство, политические партии, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и др;
- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.
Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры. Объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии;
7) политическая социализация (формирование политического сознания индивида и «включение» его в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);
8) легитимация политической власти (достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).
Государство в политической системе. Политические режимы (10-11 класс)
Политический режим – это приёмы и методы осуществления государственной власти.
По степени политической свободы личности и соблюдения государством её прав и свобод политико-правовые режимы подразделяют на демократические и антидемократические.
Политические режимы:
- Демократический (демократия);
- Антидемократический;
- Авторитарный (авторитаризм);
- Тоталитарный (тоталитаризм).
Демократия – власть народа (от греч. «демос» — народ, «кратос» — власть).
Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.
Демократия, как правило, присуща странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.
Признаки демократии:
— суверенитет народа, то есть признание народа источником власти, обладающим правом осуществлять её через органы государственной власти и органы местного самоуправления и путём референдумов;
— выборность основных органов государственной власти. Выборы должны быть свободными, справедливыми, регулярными;
— равенство политических прав граждан, а также равенство всех граждан перед законом;
— приоритетность прав человека над правами государства, их защита, неприкосновенность личности, право свободно выражать своё мнение, критиковать правительство;
— политический и идеологический плюрализм — наличие различных социально-политических партий, движений, групп; существование альтернативных, конкурирующих между собой источников информации, выведенных из-под правительственного контроля.
Антидемократический режим — это режим, при котором попираются права и свободы личности и установлена диктатура одного человека или группы лиц.
Антидемократические режимы подразделяют на тоталитарные, авторитарные и военные (хунта).
Авторитаризм – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа.
Авторитарный режим — это режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью страны, но не претендующий на тотальный контроль над обществом. «Государство – это я» Людовик XIV.
Характерные черты авторитаризма:
- Высокая централизация власти;
- Ограниченный и контролируемый плюрализм;
- Доминирование управляемых над управляющими;
- Невмешательство в частную жизнь;
- Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.
Военный режим — это режим, при котором во главе страны стоит военная группировка (хунта), захватившая власть в результате государственного переворота.
Признаки военного режима:
- отмена конституции страны и замена её актами военных властей;
- роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
- ограничение политических прав и свобод человека;
- создание при хунте консультативных органов из технократов.
Отечественный и мировой опыт показывают, что авторитаризм имеет тенденцию перерастать в тоталитаризм.
Тоталитаризм – политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом.
Тоталитарный режим — это режим, который претендует на полный контроль над личностью со стороны государства.
Признаки тоталитарного режима:
— наличие единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером, которая фактически срослась с государственным аппаратом;
— наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм);
— полный контроль власти над средствами массовой информации;
— монополия государства на средства вооружённой борьбы;
— командно-административная система управления экономикой.
Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента (10 класс)
Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).
Выборы в парламент
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.
Состав парламента
Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).
Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.
Основные направления политики (9 класс)
Политика разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя политика представляет собой сферу публичной власти, в которой регулируются отношения между государствами. К ней относят:
- установление дипломатических отношений между государствами;
- открытие представительств государств;
- проведение международных переговоров;
- обеспечение безопасности государственной границы;
- заключение международных договоров;
- членство в международных организациях.
Направления внешней политики: оборонное, внешнеэкономическое, культурное и иные.
Внутренняя политика представляет собой управление внутри государства.
Управлением в экономической сфере занимается экономическая политика (денежно-кредитная политика, распределение доходов государства, выпуск национальной валюты, производство товаров, стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией, взимание налогов, инвестиционные процессы и так далее).
Управлением в социальной сфере занимается социальная политика. К данной сфере относятся: борьба с безработицей, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина, бесплатное образование, поддержка нетрудоспособного населения, поддержка здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в стране, добровольное медицинское страхование, организация санаторно-курортного отдыха для детей.
Управлением в духовной сфере занимается культурная политика. Её задачами являются: сохранение культурного наследия, создание единого культурного пространства, организация выставок художников, популяризация русской литературы, открытие школ искусств, организация заседания Союза писателей, проведение музыкального концерта и другое.
Политика многообразна, но в любом случае она основана на публичной власти и регулирует социальные взаимоотношения. Политика во многом определяет, какой будет жизнь общества. Участие людей в политике — это довольно сложная и весьма ответственная деятельность, к которой необходимо подготовиться каждому современному человеку.
Основные понятия: политика, власть. Власть и легитимность (9, 11 класс)
Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.
Общество не может существовать без власти. Власть необходима, для того чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.
Власть – это:
- способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;
- функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;
- сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;
- реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.
Только в начале XIX века люди поняли, что власть должна быть легитимной, то есть так или иначе обоснованной. Существует три вида легитимности власти:
- Традиционная. Власть устанавливается на основе традиций, обычаев, привычек, которые существуют издавна, являются священными, непоколебимыми. Этот вид легитимности присущ монархиям: правитель, по традиции, передает власть своему преемнику (способы выбора преемника может быть разным), и эта традиция – священна, никто из жителей страны не сомневается в правах на власть самого правителя и его преемника;
- Легальная или рационально-правовая. Власть устанавливается на основе юридических норм, которые регулируют отношения руководства и подчинения. Этот вид легитимности характерен для конституционных государств: в конституции (и других законодательных актах) четко прописана процедура избрания президента, и человек, которого, следуя этой процедуре, назначили главой государства, в глазах жителей страны имеет законное право на власть;
- Харизматическая. Власть принадлежит лидеру, сила и авторитет которого не подлежат сомнению. Харизматические лидеры, как правило, неофициальные, однако иногда они добиваются государственных постов. Хороший тому пример – В.И. Ленин.
Все составные части политической системы общества (государство, политические партии, общественно-политические объединения) осуществляют политическую власть. Ее центральное звено – государственная власть, а остальные части политической системы осуществляют только политическую негосударственную власть.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет (10-11 класс)
Власть бывает формальной и неформальной.
Формальная власть – это власть должности, которая обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления предприятием. Формальная власть измеряется либо количеством подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими лицами.
Реальная власть – это власть как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системой отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Выделяют пять основных форм власти: власть принуждения, власть вознаграждения, законная власть, экспертная власть и власть примера.
1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Подчиненный верит, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой различного рода неблагоприятные последствия (выговор, штраф, увольнение, понижение в должности);
2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Подчиненный верит, что руководитель может удовлетворить его потребности или выдать вознаграждение;
3. Экспертная власть(влияние через разумную веру). Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями и компетенцией, что позволит решить возникающие проблемы, достичь поставленных целей, удовлетворить потребности;
4. Власть примера (влияние с помощью харизмы). Данная власть нередко формируется по мере отождествления подчиненного со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти;
5. Законная власть (влияние через традицию). Предусматривает влияние на подчиненных через традиции, способные удовлетворить потребности исполнителя в защищенности и принадлежности. Основывается на убеждении подчиненных в праве руководителя отдавать обязательные для выполнения приказы.
Становление власти в качестве политического института общества (10-11 класс)
Политический институт – это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённые отношения политической власти в обществе.
Воспроизводство политических отношений обеспечивается благодаря:
— нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
— санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;
— восприятию сложившегося институционального порядка как привычного.
Политические институты в современном обществе
Институт парламентаризма – регулирует отношения, связанные с созданием основных правовых норм и представительством интересов различных социальных групп в государстве.
Институты исполнительной власти – осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по управлению всеми общественно-значимыми сторонами жизни государства.
Институт государственной службы – регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе.
Институт главы государства – регулирует отношения в обществе, которые позволяют главе государства выступать от имени всех граждан, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны и соблюдение конституционных прав граждан.
Институт судопроизводства – регламентируют отношения, которые складываются при урегулировании конфликтов в обществе.
Институт гражданства – определяет взаимные обязательства государства и гражданина.
Институт избирательного права – регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов главы государства.
Институт политических партий – упорядочивает отношения, которые складываются в ходе создания политических организаций и их дальнейшего взаимодействия.
Политические институты:
- государство (государство включает в себя институт президента, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.);
- политические партии (обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности).
Основные цели политической партии
— формирование общественного мнения;
— политическое образование и воспитание граждан;
— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни;
— выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.
Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления.
Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть (10 класс)
Законодательная | Исполнительная | Судебная |
Принимает законы, утверждает государственный бюджет | Исполняет принятые решения, оказывает государственные услуги гражданам | Решает правовые споры и накладывает юридическую ответственность |
Коллективный представительный орган — парламент | Правительство | Суды |
- Органы власти имеют конкретные полномочия и более профессионально их исполняют;
- Независимость ветвей власти позволяет им осуществлять контроль друг за другом и применять ограничительные меры в случае использования власти не в интересах общества. Этот механизм называется системой сдержек и противовесов;
-
Принцип разделения властей осуществлён в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации;
- Контроль за органами власти осуществляется не только гражданами, но и остальными ветвями власти. Это помогает избежать ошибок в управлении;
- Невозможность незаконного захвата власти;
- Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти. Он выступает как самостоятельный орган и не имеет полной власти над остальными ветвями.
Основы государства (9 класс)
Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства (10-11 класс)
Тот факт, что государство обладает властью над обществом, означает не только права политических лидеров на определенные привилегии. Осуществление политической власти также предполагает, что политический лидер несет множество обязанностей по отношению к государству и его гражданам.
Государство – это организация публичной политической власти, распространенной на все общество, официально представляющей его, опирающейся при необходимости на средства и меры принуждения.
Теории о происхождении государства
Разные политические концепции по-разному объясняют происхождение государства:
- Концепция насилия (Д. Юм, Е. Дюринг) предполагает, что институт политической власти сформировался в результате узурпации (начала внутренней, когда один член племени получил власть над остальными, а затем внешней – когда одно племя получило власть над другими).
- Договорная концепция (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) состоит в том, что люди выбрали себе лидера, добровольно согласились пожертвовать частью своих свобод ради безопасности и стабильности. Избранный лидер несет перед обществом ответственность, выполняет определенные обязанности.
- Марксистская концепция (К. Маркс) объясняет появление государства необходимостью, которая возникла из-за развития и усложнения экономических отношений. Распространение более эффективных железных орудий повышало производительность труда, это, в свою очередь, приводило к появлению излишков продукта и, следовательно, к обогащению некоторых членов общества. Так появилось материальное неравенство, а вслед за ним – и социальное, сформировались классы. Наиболее богатые классы старались укрепить свои позиции в обществе, накапливая богатство и стараясь удержать, сохранить его. Так сформировалось государство.
- Теологическая концепция (Фома Аквинский, Августин Блаженный) состоит в том, что земные государства – это отражение «божественного порядка», при этом правитель государства – «божий помазанник», «наместник Бога на земле».
Признаки и функции государства
Как и любой социальный институт, государство обладает рядом признаков:
- наличие особой системы органов и учреждений, составляющий государственный аппарат управления, то есть наличие публичной власти;
- наличие территории, на которую распространяется юрисдикция этого государства;
- правовая система, существование норм, соблюдение которых обязательно для всех граждан страны;
- суверенитет, то есть полная независимость и самостоятельность государства по отношению к другим государствам;
- налоговая система;
- наличие суда, армии, органов защиты правопорядка.
Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные основными задачами, стоящими перед обществом.
Внутренние функции государства
— Экономическая, то есть регулирование рыночных отношений с помощью экономических методов (налогов, льгот, кредитов);
— Социальная, то есть обеспечение нормального уровня жизни для тех граждан страны, которые по тем или иным причинам не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры);
— Экологическая, то есть выполнение обязательств по заботе об окружающей среде перед гражданами страны;
— Информационная, то есть предоставление гражданам страны своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в стране и в мире (для этого используются государственные СМИ);
— Правоохранительная, то есть защита прав и свобод граждан государства.
Внешние функции государства
— Защита страны от внешних угроз, оборона;
— Сотрудничество с другими странами;
— Осуществление внешнеэкономических отношений с другими странами, международными организациями.
Для осуществления всех перечисленных выше функций существует государственный аппарат – система специальных органов и учреждений, с помощью которых государство управляет обществом.
Политическое сознание (11 класс)
Политическое сознание – это совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров.
Политическое сознание тесно связано с другими видами и формами осознания действительности: нравственным сознанием, религиозным, правовым, эстетическим и др.
- Индивидуальное политическое сознание — личные взгляды, позиция отдельного человека, основанные на его жизненном опыте;
- Групповое политическое сознание складывается в пределах определенных этнических, религиозных, экономических, профессиональных и иных групп, отражая их политические предпочтения;
- Общественное политическое сознание используется для характеристики сознания макроколлективов. Оно формируется на основе типичных для данного общества оценок политической жизни, на основе традиционных ценностей.
Политическая идеология (11 класс)
Политическая идеология – это система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.
Политическая идеология содержит взгляды данной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах группы. Она отвечает на вопросы:
1. Какой должна быть государственная власть?
2. Какую политику она должна проводить?
Идеология выполняет ряд функций в политической жизни общества:
• мировоззренческую;
• ценностную;
• мотивационную;
• легитимизирующую;
• интегрирующую.
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам: претензиям на тотальную значимость (или глобальность) и нормативности.
Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения.
Формы политической идеологии
- социально-политические теории, дающие обоснование определенных ценностей и идеалов;
- политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций;
- выступления партийных и государственных деятелей;
- сознание граждан, определяющее их политическое поведение.
Современные политические идеологии (11 класс)
К числу основных политических идеологий, существующих в современном мире, относят либеральную, консервативную, анархическую, социалистическую и коммунистическую идеологии.
Идеология | Основные идеи | Главные ценности | Современное состояние |
Либеральная | Свободные личности образуют общество, а общество создает государство, которое должно охранять права и свободы личности. | Права и свободы личности, демократия, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом, свобода мысли и слова. | Стала неолиберализмом, признавшим необходимость участия государства в экономической жизни, социальной помощи низшим слоям общества. |
Консервативная | Незыблемость естественным образом сложившихся порядков. | Традиционализм, стабильность, порядок, семья, религия, мораль. | Стала неоконсерватизмом, сблизившись с либерализмом и признав свободу индивида и государственное регулирование экономики. |
Социал-демократическая | Путь к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий. | Свобода, справедливость, солидарность. | Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию. |
Коммунистическая | Путь к социализму через революцию и диктатуру пролетариата. | Равенство, социальная справедливость. | Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму. |
Националистическая | Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям. | Национальная принадлежность. | Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства. |
Фашистская | Оценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим, обоснование политического господства фашистской партии, враждебное отношение к демократическим партиям. | Расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип, принцип фюрерства. | Существует как неофашизм, стремящийся отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины 20-го века. |
Обыденное и теоретическое сознание (11 класс)
Обыденное и теоретическое сознание – это по сути 2 уровня общественного сознания: низший и высший. Они различаются между собой глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.
Обыденное сознание присуще всем людям, оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их повседневного опыта. Это во многом стихийное отражение людьми социальной жизни, без какой либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.
Чем ниже уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек не обо всем мыслит научно. Так что область функционирования обыденного сознания весьма широка.
Обыденное сознание людей позволяет с достаточной достоверностью на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни (экономики, политики, морали, искусстве) и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепленные опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и развития общества.
Теоретическое сознание — это осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и законы их развития. В силу этого оно представляется как более высокий уровень общественного сознания.
Теоретическое сознание выступает как система логически связанных между собой положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни.
В качестве субъектов теоретического сознания выступают не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, то есть люди, которые могут научно судить об общественных явлениях.
Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Результатом является развитие того или другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о развитии общества. С другой стороны обыденное сознание людей (в области производственной деятельности, народной медицины и т.д.) может подталкивать их к научному осмыслению многих проблем.
Политическая психология, политическая пропаганда, роль СМИ в политике (11 класс)
Средства массовой информации — это социальный институт, осуществляющий сбор, передачу и распространение информации среди широких масс населения.
Функции СМИ в политической жизни общества
- Информирование населения о событиях политической жизни. Именно с помощью различных средств массовой информации мы и узнаём о событиях политической действительности, программах политических партий и кандидатов.
- Осуществление общественного контроля за действиями власти. СМИ могут дать не только моральную оценку событиям, опираясь на силу общественного мнения, но и правовую характеристику действиям политических лидеров.
- Образование и социализация граждан. Включение населения в политические отношения через его информирование и усвоение норм политической жизни.
- Выражение общественных интересов. Средства массовой информации являются одним из способов выявления наиболее значимых социально-экономических проблем, существующих в обществе, а также инструментом представления различными социальными группами своих политических целей и убеждений.
- Формирование общественного мнения. СМИ, освещая события политической действительности, сопровождают их определёнными оценками и комментариями, что оказывает влияние на восприятие происходящего.
Стоит учитывать, что роль СМИ в политической системе общества изменяется в зависимости от установленного в государстве политического режима. Средства массовой информации имеют разное значение в демократическом и антидемократическом режимах. Так, в демократическом государстве на СМИ возложена обязанность общественного контроля за деятельностью как отдельных политических лидеров, так и политических партий в целом — таким образом, они представляют собой «четвёртую» ветвь власти.
Политическое поведение, политический терроризм (11 класс)
Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.
К экстремистским типам политического поведения относится терроризм.
Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и др) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений. Парламентская ассамблея Совета Европы заявила, что цель политического терроризма «заключается в подрыве демократии и парламентских институтов. Терроризм представляет собой серьезную угрозу демократическому обществу, разрушая его моральную и социальную ткань».