Бесы • cтихотворение и анализ
краткая информация
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» – «Нет мочи;
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Краткое содержание
Зимняя снежная ночь. По дороге, почти не освещаемой невидимой луной, несется одинокая повозка. Мутное небо, удручающий пейзаж, нарастающая стихия пугают героя, и он просит ямщика сильнее подгонять и без того уставших лошадей, но тот отвечает, что их водят по кругу бесы, которые хотят их погубить. Путники сбиваются с дороги и становятся свидетелями бесовского хоровода.
Описание бесов автор начинает со слов ямщика, у которого от страха настолько разыгралось воображение, что он «видит», как один бес толкает лошадь, второй дует ему в глаза, а третий, сверкнув искрой, исчезает во мраке ночи. Кони стоят, колокольчик замолк, но, внезапно какая-то неведомая сила заставляет животных сорваться с места.
Лошади мчатся, не разбирая дороги, а путник с ужасом наблюдает за кружащимися в танце, безобразными в своем обличье, злыми духами. Этот страшный бесовский танец сопровождается непонятными звуками, которые возвещают то ли о похоронах нечистой силы, то ли о ведьминой свадьбе. Лунный свет почти не пробивается сквозь мутное небо, повозка несется, а рядом с ней кружится в своем безумном хороводе беснующаяся нечистая сила, воем и визгом наводящая на героя мрачные мысли и предчувствия.
История создания
Помолвка Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой, о которой было объявлено весной 1830 года, стала предысторией написания «Бесов». Той же осенью Пушкин едет в Большое Болдино с целью вступить во владение одной из деревень. Поэт еще не знает, что карантин, введенный из-за эпидемии холеры, не даст ему вовремя вернуться в Москву. Так, на протяжении трех месяцев, Пушкин, снедаемый хандрой и меланхолией, вынужден был оставаться в Болдино.
Таким образом, осень 1830 года, которую впоследствии назовут Болдинской, явилась периодом создания одного из лучших пушкинских творений – произведения «Бесы». Первое название этого стихотворения – «Шалость», но когда оно было написано, то явило собой повествование вовсе не шаловливого содержания, и было переименовано в соответствии с сюжетом.
Центральные образы
Главными персонажами стихотворения являются путник, совершающий поездку, ямщик, который первым почувствовал присутствие бесов, и сами бесы. Ямщик в данном произведении олицетворяет простой русский народ, бесов же можно охарактеризовать, как представителей угнетающего этот народ, класса.
Путник и ямщик – реальные человеческие образы, которым свойственны страх и растерянность. Бесы – представители сверхъестественного, они, как и полагается, связаны с потусторонним миром, поэтому все силы зла стоят на их стороне.
Природа также оказывается вовлеченной в эту игру бесов с путниками: луна почти скрыта туманным небом, по которому ходят тяжелые тучи, звезды совсем не видны, ничего невозможно рассмотреть из-за нескончаемой снежной пелены. Перед глазами читателя предстает поистине страшная и мистическая картина.
Композиция
В композиционном плане стихотворение можно разделить на три части, каждая их которых начинается словами «Мчатся тучи, вьются тучи…».
В первой части читатель наблюдает за разбушевавшейся стихией, в которой суеверный темный ямщик узрел кружащихся в хороводе бесов. Эта часть служит завязкой и несет в себе черты народного фольклора.
Кульминационную нагрузку берет на себя вторая часть. Страх ямщика передается путнику, и теперь уже оба персонажа становятся свидетелями бесовской пляски. Напряжение в этой части достигает пика.
Третья часть является развязкой. Герой отстраняется от созерцания бесов и погружается в свой внутренний мир. Нечистая сила напоминает о себе воем, терзающим его душу. В последней части Пушкин проводит четкую параллель между потусторонними существами и миром господ, а также показывает, что отстраненность путника, не что иное, как нежелание ассоциировать себя с представителями высшего света, равнодушными к тяжелому положению простого народа.
Жанр
Стихотворение принадлежит к романтическому направлению в литературе. По роду его можно назвать лирическим. Жанр больше похож на балладу, отягощенную философским смыслом. Такое смешение жанров в одном произведении позволяет назвать его лирической балладой, наделенной признаками философской лирики.
Размер и средства художественной выразительности
«Бесы» написаны четырехстопным хореем. Этот размер используется для написания народных песен и другого стихотворного фольклора, что приближает данное стихотворение к народному.
С помощью выразительных приемов, таких, как повторения: «вьюга злится, вьюга плачет», «колокольчик дин-дин-дин» автору удается добиться нагнетающей обстановки. Мистический оттенок стихотворение приобретает, благодаря эпитетам: «снег летучий», «неведомые равнины», «ночь мутна» и т.д. Олицетворения «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи» превращают природу в сообщницу потусторонней силы.
Проблематика и основная идея
В стихотворении в иносказательном виде звучит тема, которая волновала не только Пушкина, но и всех прогрессивных людей того времени – подневольное положение народа, отсутствие его свобод.
Бесы в произведении – это бездушные богачи и подобные им представители дворянства. Наподобие зловещих сил они уводят темный народ от действительности, испугом и обманом не давая ему подумать о своем человеческом достоинстве, о вольной и спокойной жизни. Таким образом, данное произведение – это наглядная картина, описывающая положение дел в современном автору обществе.
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение