Мадонна • cтихотворение и анализ
краткая информация
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Краткое содержание
В самом начале стихотворения поэт сообщает читателям об одном живописном шедевре, которым он желал бы владеть лично. Затем автор подробнейшим образом описывает эту картину, делая это ярко и талантливо. В финале произведения поэт сообщает о том, как неожиданно и счастливо сбылась его мечта: он встретил свою прекрасную «Мадонну» здесь, на Земле.
История создания
Данное произведение появилось в творческой тетради творца в 1830 г. Автор написал его, вдохновившись согласием, данным Натальей Гончаровой на брак. Известная московская прелестница не сразу дала согласие на брак с поэтом: случилось это лишь со второго раза. Этим фактом объясняются столь радостные эмоции Пушкина.
Прежде чем услышать от избранницы долгожданное: «Да», поэт продолжительное время вёл переписку с будущей женой. В одном их посланий, Пушкин признавался Гончаровой, что был буквально околдован картиной итальянского живописца Перуджио с изображением Мадонны. По мнению поэта, картинная Мадонна была внешним отражением Натальи Гончаровой. Даже на стене своей домашней гостиной Пушкин повесил изображение белокурой Мадонны.
В ответном послании будущему мужу Гончарова написала: он должен восторгаться собственной супругой, а вовсе не художественным полотном. Таким образом, находясь буквально на пороге жизни семейной, поэт создал это произведение.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру элегии: романтический герой мечтает, пребывая в плену неторопливых раздумий. Стихотворение справедливо отнести к литературному направлению «романтизм». В основе его стандартный для поэзии времён средневековья сюжет преклонения доблестного Рыцаря перед прекрасной Девой. Пушкин соединяет черты своей любимой с ликом Мадонны, привнося в развязку произведения реализм, но, при этом, не переступая границ классического романтического канона. Поэтический размер – шестистопный ямб. Использованы все возможные варианты рифмовок.
Композиция
Стихотворение с композиционной точки зрения является монологом романтического героя, поэтапно раскрывающим представление поэта об идеале семьи и женщины. С семантической точки зрения произведение можно разделить на три части:
- Часть первая – повествование о живописном полотне – мечте.
- Часть вторая – описание двух образов: Спаситель и Пречистая Дева.
- Часть третья – повествование об осуществлении желания.
С формальной точки зрения композиция стихотворения представляет сонет, состоящий из пары катренов и пары терцетов.
Образы и символы
Поэт выстраивает галерею образов постепенно, аккуратно двигаясь от одной строчки к другой:
- образ лирического героя полностью совпадает с автором. Пушкин повествует о любовании художественным полотном гениального живописца от собственного «я». В преклонении перед образом Мадонны соединены воедино: божественный трепет и лирическая восторженность. Герой утверждает: нет на свете ничего прекраснее, чем молодая женщина, держащая на руках ребёнка. А, если женщиной является сама Мадонна, и держит она на руках самого Спасителя – тогда каждый человек преклонит перед таким полотном колени;
- образы святых – святые (образы Спасителя и Богоматери), изображённые на картине, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом великого художника. Для поэта важно не просто присутствие в собственном доме Мадонны с Младенцем, а возможность общения с ними;
- образ Бога – незримое присутствие Всевышнего ощущается буквально в каждой строчке стиха. Именно Богом поэту ниспослана прекрасная Мадонна;
- образ «чистейшей прелести» – это символ любви и мечты. Пронизывая ткань поэтического сюжета, на Землю с небес проступает образ возлюбленной поэта.
Темы и настроение
В произведении Пушкин раскрывает две темы. Они тесно переплетаются между собой: мечта об идеальной семье и образ Мадонны. Поэтому сложно однозначно утверждать, какая из тем является основной:
- Тема преклонения перед красотой – данная тема часто звучит в творчестве Пушкина. Но в этом произведении присутствует тотальное, всепоглощающее преклонение перед женской красотой. В образе Мадонны, с которым поэт отождествляет образ своей невесты, соединены представления автора о Красоте и Чистоте, как о наивысших ценностях мироздания.
- Тема благодарности Богу – для Пушкина первая столичная красавица Наталья Гончарова становится воплощением абсолютно всего, чему он преданно служит. Эта женщина для поэта «чистейшей прелести чистейший образец».
Стихотворение проникнуто настроением нежности, трепетности и благоговения от предстоящей встречи с прекрасным созданием, за чью судьбу отныне надлежит отвечать лирическому герою.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в следующем: и на Земле человек может повстречать отголоски небесной красоты. Поэт даже мечтать не мог о таком огромном чуде, как обладание чистейшей красотой. Он лишь любовался художественным изображением Мадонны. Но Бог смилостивился над ним, послав живое воплощение небесного идеала – любимую женщину.
Средства выразительности
Пушкин старается не перенасыщать данное произведение выразительными средствами. Вместе с тем, они помогают автору раскрыть тему, продемонстрировать эмоциональную палитру лирического героя. Этому способствуют:
- эпитеты – «суеверно дивился», «важное сужденье»; «старинные мастера»;
- метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали…во славе и в лучах»;
- повторы – «тебя мне ниспослал, тебя…»
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение