Мадонна • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1830 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной, образы святых, образ Бога Темы: любовь и ненависть, мечта

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Краткое содержание

В. Гау. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1842

В самом начале стихотворения поэт сообщает читателям об одном живописном шедевре, которым он желал бы владеть лично. Затем автор подробнейшим образом описывает эту картину, делая это ярко и талантливо. В финале произведения поэт сообщает о том, как неожиданно и счастливо сбылась его мечта: он встретил свою прекрасную «Мадонну» здесь, на Земле.

История создания

Данное произведение появилось в творческой тетради творца в 1830 г. Автор написал его, вдохновившись согласием, данным Натальей Гончаровой на брак. Известная московская прелестница не сразу дала согласие на брак с поэтом: случилось это лишь со второго раза. Этим фактом объясняются столь радостные эмоции Пушкина.

Прежде чем услышать от избранницы долгожданное: «Да», поэт продолжительное время вёл переписку с будущей женой. В одном их посланий, Пушкин признавался Гончаровой, что был буквально околдован картиной итальянского живописца Перуджио с изображением Мадонны. По мнению поэта, картинная Мадонна была внешним отражением Натальи Гончаровой. Даже на стене своей домашней гостиной Пушкин повесил изображение белокурой  Мадонны.

В ответном послании будущему мужу Гончарова написала: он должен восторгаться собственной супругой, а вовсе не художественным полотном. Таким образом, находясь буквально на пороге жизни семейной, поэт создал это произведение.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру элегии: романтический герой мечтает, пребывая в плену неторопливых раздумий. Стихотворение справедливо отнести к литературному направлению «романтизм». В основе его стандартный для поэзии времён средневековья сюжет преклонения доблестного Рыцаря перед прекрасной Девой.  Пушкин соединяет черты своей любимой с ликом Мадонны, привнося в развязку произведения реализм, но, при этом, не переступая границ классического романтического канона. Поэтический размер – шестистопный ямб. Использованы все возможные варианты рифмовок.

Композиция

Стихотворение с композиционной точки зрения является  монологом романтического героя, поэтапно раскрывающим  представление поэта об идеале семьи и женщины. С семантической точки зрения произведение можно разделить на три части:

  1. Часть первая – повествование о живописном полотне – мечте.
  2. Часть вторая – описание двух образов: Спаситель и Пречистая Дева.
  3. Часть третья – повествование об осуществлении желания.

С формальной точки зрения композиция стихотворения представляет сонет, состоящий из  пары катренов  и пары терцетов.

Образы и символы

Поэт выстраивает галерею образов постепенно, аккуратно двигаясь от одной строчки к другой:

  • образ лирического героя полностью совпадает с автором. Пушкин повествует о любовании художественным полотном гениального живописца от собственного «я». В преклонении перед образом Мадонны соединены воедино: божественный трепет и лирическая восторженность. Герой утверждает: нет на свете ничего прекраснее, чем молодая женщина, держащая на руках ребёнка. А, если женщиной является сама Мадонна, и держит она на руках самого Спасителя – тогда каждый человек преклонит перед таким полотном колени;
  • образы святых – святые (образы Спасителя и Богоматери), изображённые на картине, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом великого художника. Для поэта важно не просто присутствие в собственном доме Мадонны с Младенцем, а возможность общения с ними;
  • образ Бога – незримое присутствие Всевышнего ощущается буквально в каждой строчке стиха. Именно Богом поэту ниспослана прекрасная Мадонна;
  • образ «чистейшей прелести» – это символ любви и мечты. Пронизывая ткань поэтического сюжета, на Землю с небес проступает образ возлюбленной поэта.

Темы и настроение

В произведении Пушкин раскрывает две темы. Они тесно переплетаются между собой: мечта об идеальной семье и образ Мадонны. Поэтому сложно однозначно утверждать, какая из тем является основной:

  1. Тема преклонения перед красотой – данная тема часто звучит в творчестве Пушкина. Но в этом произведении присутствует тотальное, всепоглощающее преклонение перед женской красотой. В образе Мадонны, с которым поэт отождествляет образ своей невесты, соединены представления автора о Красоте и Чистоте, как о наивысших ценностях мироздания.
  2. Тема благодарности Богу – для Пушкина первая столичная красавица Наталья Гончарова становится воплощением абсолютно всего, чему он преданно служит. Эта женщина для поэта «чистейшей прелести чистейший образец».

Стихотворение проникнуто настроением нежности, трепетности и благоговения от предстоящей встречи с прекрасным созданием, за чью судьбу отныне надлежит отвечать лирическому герою.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: и на Земле человек может повстречать отголоски небесной красоты. Поэт даже мечтать не мог о таком огромном чуде, как обладание чистейшей красотой. Он лишь любовался художественным изображением Мадонны. Но Бог смилостивился над ним, послав живое воплощение небесного идеала – любимую женщину.

Средства выразительности

Пушкин старается не перенасыщать данное произведение выразительными средствами. Вместе с тем, они помогают автору раскрыть тему, продемонстрировать эмоциональную палитру лирического героя. Этому способствуют:

  • эпитеты – «суеверно дивился», «важное сужденье»; «старинные мастера»;
  • метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали…во славе и в лучах»;
  • повторы – «тебя мне ниспослал, тебя…»

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 5.3k 👀