Брожу ли я вдоль улиц шумных… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Краткое содержание
Как таковой сюжет в этом произведении отсутствует. Читая данные стихотворные строки, мы просто знакомимся с потоком рассуждений автора на непростую тему бренности бытия, его взглядами, мыслями о жизни и смерти.
История создания
Известно, что Пушкина не воспринимало светское общество всерьёз, хотя поэту было на момент написания произведения около тридцати лет. К тому же, он, испытывая существенные финансовые затруднения, вынужден был вместо занятий любимым творчеством ходить на ежедневную, чуждую для себя службу. Всё это заставляло Пушкина предаваться грустным размышлениям, воплощённым в данном стихотворении.
Произведение появилось на свет в 1829 г. Спустя год его напечатала «Литературная газета». Изначально было две редакции. В окончательной, знакомой нам редакции, автор существенно смягчил прямолинейность формулировок, когда лирический герой не просто намекал, а сразу же сообщал о том, что его неотступно преследуют навязчивые суицидальные мысли.
Жанр, направление, размер
Перед нами классическая элегия, имеющая реалистические мотивы. Элегия посвящена грустным размышлениям лирического героя: он думает об окончании жизни, внутренне смиряясь с неизбежностью конца. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм»: в нём легко почувствовать одиночество лирического героя, заметить его постоянные мысли об окончании земного существования.
Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, происходит чередование женской/мужской рифм. Всё это придаёт элегии черты рассуждения, превращая её в способ обретения душевного покоя, как для самого поэта, так и для читателей.
Композиция
Произведение условно можно разделить на две части, по четыре строфы в каждой:
- Первая часть построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, всё приводит его к мыслям о смерти.
- Вторая часть посвящена, как и первая часть, теме неизбежности смерти, но в ней имеются размышления лирического героя о времени и месте этого фатального события.
Рассуждения поэта выстроены крайне последовательно. Мысль развивается поэтапно: от размышления о смерти конкретного человека – к размышлению о возрождении всего живого. Лирический герой уверен: даже после смерти остаётся нечто вечное и дорогое.
Образы и символы
Пушкин использует смысловую галерею образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:
- образ лирического героя – стихотворение написано от первого лица. Лирический герой полностью тождественен автору, являясь отражением раздумий поэта. Непосредственно сам Пушкин старается понять бытие, сам Пушкин рассуждает на тему бренности всего живого и желает быть погребённым не на чужбине, а в родных краях. Лирический герой взирает на окружающее его пространство, думая о тленности и смерти;
- образ младенца – поэт говорит о том, что младенцу «время цвести», в отличие от лирического героя, которому пришло «время тлеть». Младенец символизирует новую жизнь. Но и ему в будущем уготован тот же тягостный удел, что и лирическому герою;
- образ дуба – поэт повествует о дубе, который смог пережить отцов. Он называет его «патриархом леса». Лирический герой воспринимает дуб, как символ бессмертия, вечной жизни. Он рассуждает о том, что могучий дуб переживёт и его, и следующие поколения людей;
- образы жизни и смерти – поэт уверен: жизнь ходит «под руку» со смертью. Но, в этом утверждении заключён оптимистический посыл, адресованный читателям. Автор считает: в любом конце есть начало нового, а значит, будет и «у гробового входа младая жизнь играть».
Темы и настроение
Основная тема произведения одна – это смерть, неизбежность её прихода, а также робкая попытка понять её суть. Стихотворение проникнуто деструктивным настроением о смерти, увядании всего живого. В нём ощущаются тоска, печаль и, вместе с тем, некое смирение перед неизбежностью. При этом, несправедливо утверждать, что стихотворение насквозь пессимистично и беспросветно. Наоборот, хоть смерть и неизбежна, но именно через неё происходит ежегодное возрождение природы.
Основная идея
Основная идея заключена в следующем: любой человек, достигший зрелых лет, должен не только думать о неизбежной смерти, но и учиться жить с мыслью о том, что однажды она придёт за ним. Многие пушкиноведы утверждают, что поэт в жизни был человеком суеверным, мистически настроенным: он одновременно и боялся смерти, и пытался её предугадать.
Средства выразительности
Проникновенное настроение данного произведения подчёркнуто разнообразием выразительных средств, использованных Пушкиным для передачи основной мысли:
- эпитеты – «юноши безумные», «улицы шумные», «дуб уединенный»;
- метафоры – «промчатся годы», «мне время тлеть, тебе цвести», «смерть пошлёт судьбину».
Следует заметить, рассуждая на столь сложную тему, поэт практически не пользуется возвышенными словами. Лексика произведения предельно проста: в ней немало бытовых понятий, почти отсутствуют старославянизмы.
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение