К морю • cтихотворение и анализ
краткая информация
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Краткое содержание
Поэт описывает море, словно одушевлённое существо: оно меняется, движется, живёт собственной жизнью. Для поэта море имеет тесную связь с людскими судьбами. В предельно сжатой форме содержание произведения можно изложить четырьмя пунктами:
- Обращение поэта к морю.
- Описание событий и чувств, связанных с морем.
- Описание фигур Байрона и Наполеона, сроднившихся для поэта с морской стихией.
- Клятва поэта в вечной преданности морю.
История создания
Поэт находился в 1820 г. в Южной ссылке. Сначала он едет в Кишинёв, но быстро разочаровывается пыльной провинцией. Пушкин добивается своего перевода из Кишинёва в Одессу: там он впервые в жизни видит море. «Свободная стихия» мгновенно пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало для Пушкина излюбленным местом, куда он приходил, чтобы подумать о сокровенном.
В 1824 г. поэт получил разрешение вернуться в родные места. Перед самым отъездом он начал писать произведение, в котором прощался с морем. Пушкин осознавал: из-за строгого режима ссылки он едва ли получит новую возможность побывать у моря. Произведение, начатое в Одессе, было закончено уже в Михайловском. Пушкиноведы спорят о том, кому именно оно посвящено: Байрону, Наполеону, либо Елизавете Воронцовой. Образы всех этих людей скрыты за метафорическими стихами.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру элегии. В нём автор передаёт личные переживания, проникнутые нотами тоски и грусти. Попрощавшись с морем, поэт чувствует печаль: мир для него стал пустым. Литературное направление, к которому относится произведение – романтизм. В стихотворении автор поднимает характерные для романтизма темы: томление, одиночество, тоска и грусть. Герой является одиноким странником, противопоставляющим себя обществу. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение представляет собой монолог – обращение лирического героя к морю. С композиционной точки зрения произведение можно разделить на несколько частей, благодаря тому, что автор начал писать его в Одессе, а закончил – в Михайловском, вдали от моря:
- Первая часть – лирический герой восхищается морем, восхваляя его.
- Затем передаются ностальгические настроения лирического героя, вспоминающего то великолепное время, когда он мог бродить по берегу, наслаждаясь морской красотой. Здесь подразумеваются образы Наполеона и Байрона.
- В финальной части, покончив с приятными воспоминаниями, автор переходит к завершающей фазе – прощанию с морем.
Образы и символы
Стихотворение изобилует различными образами:
- образ моря – центральный. Море, подобно человеку, обладает характером: оно гордое и свободное. Его красота «торжественна», но, вместе с тем, вечерний морской гул умиротворяет и успокаивает. Пушкин называет море своим «приятелем», разлуку с которым воспринимает, словно личную трагедию. Море служит отражением настроения лирического героя;
- образ Наполеона – французский император, сумевший покорить Европу, становится ещё одним романтическим образом стихотворения. Пожизненное заточение его на одиноком затерянном морском острове воспринимается поэтом, как реальное воплощение трагической судьбы легендарного человека, непонятого и отвергнутого толпой;
- образ Байрона. Параллельно с Наполеоном, появляется и «другой властитель наших дум», английский поэт, родоначальник романтизма – Байрон. Это такой же образ непонятого и гонимого толпой странника, погибшего при защите греческого народа в братоубийственной войне. Поэт упоминает его с целью продемонстрировать своё внутреннее состояние, когда он вынужден из одной ссылки отправляться в другую. Поэт, подобно Байрону, решителен, горяч, но, при этом, одинок и отвергнут толпой. Байрона он называет: «Могучим, глубоким и мрачным»;
- образ лирического героя – это пылкий, вольнолюбивый поэт, мечтающий совершить побег из России по морю. Держит его лишь одно – страсть к женщине. Но сожалеть ему не о чем, в море существует один пункт, вызывающий интерес – остров изгнания Наполеона. В других странах, куда он мог бы уплыть по морю, цивилизация давно стёрла границы между свободой и рабством, поэтому тирания присутствует везде. Спасение для себя и людей лирический герой видит в любви, в гармонии, в природе;
Темы и настроение
В стихотворении поэт поднимает несколько важных тем:
- Тема свободы – центральная. Желая отправиться в Европу по морю, лирический герой понимает, что и в заморских странах он не обретёт своего идеала. В пример приводятся трагические судьбы Байрона и Наполеона. Поэт не видит в окружающем мире ни социальных, ни политических, ни творческих свобод. Поэтому он считает нужным остаться на родном берегу.
- Тема одиночества – лирический герой описывает участь великих людей: Байрон и Наполеон погибли в состоянии непонимания и одиночества. Поэт, как и они, отвергнут обществом, чувствует себя никому не нужным. Новая ссылка заставляет его покинуть нового близкого «приятеля» – море, с которым он сроднился душой.
- Тема «Поэт и поэзия» – Пушкин описывает судьбу и характер Байрона, чтобы продемонстрировать единственно возможную для творца судьбу. Гордый поэт погибает в самом расцвете лет, оставляя за собой литературный след, так необходимый потомкам.
- Тема любви – именно чувство искренней любви удерживает поэта от бегства на чужбину. Он признаётся: «Могучей страстью очарован, на берегу остался я».
Основная идея
Основная идея произведения заключается в необходимости протеста против любой цивилизации. Человек может чувствовать себя счастливым лишь на лоне природы. Поэт понимает, что различные блага и чувства необходимы людям для радости. Но такие понятия, как любовь, свобода и природа всегда будут первостепенными.
Средства выразительности
С целью передачи внутреннего состояния лирического героя, а также воспроизведения красоты морских просторов, Пушкин использует следующие средства выразительности:
- эпитеты – «смиренный парус», «торжественная краса», «глухие звуки»;
- метафоры – «бездны глас», «катишь волны»;
- сравнения – «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум…»;
- аллитерация – шум волн автор передаёт посредством звуков: «з», «с», «ш» («Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз»);
- богатый синтаксис – много обращений, риторических вопросов, однородных членов.
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение