Бесы • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1830 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: путник, ямщик, бесы Темы: добро и зло, изъяны общества, свобода, человек и природа

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» – «Нет мочи;

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?»

«Кто их знает? Пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Краткое содержание

Зимняя снежная ночь. По дороге, почти не освещаемой невидимой луной, несется одинокая повозка. Мутное небо, удручающий пейзаж, нарастающая стихия пугают героя, и он просит ямщика сильнее подгонять и без того уставших лошадей, но тот отвечает, что их водят по кругу бесы, которые хотят их погубить. Путники сбиваются с дороги и становятся свидетелями бесовского хоровода.

Описание бесов автор начинает со слов ямщика, у которого от страха настолько разыгралось воображение, что он «видит», как один бес толкает лошадь, второй дует ему в глаза, а третий, сверкнув искрой, исчезает во мраке ночи. Кони стоят, колокольчик замолк, но, внезапно какая-то неведомая сила заставляет животных сорваться с места.

Бесы. Иллюстрация. Художник Н. Родионов

Лошади мчатся, не разбирая дороги, а путник с ужасом наблюдает за кружащимися в танце, безобразными в своем обличье, злыми духами. Этот страшный бесовский танец сопровождается непонятными звуками, которые возвещают то ли о похоронах нечистой силы, то ли о ведьминой свадьбе. Лунный свет почти не пробивается сквозь мутное небо, повозка несется, а рядом с ней кружится в своем безумном хороводе беснующаяся нечистая сила, воем и визгом наводящая на героя мрачные мысли и предчувствия.

История создания

Помолвка Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой, о которой было объявлено весной 1830 года, стала предысторией написания «Бесов». Той же осенью Пушкин едет в Большое Болдино с целью вступить во владение одной из деревень. Поэт еще не знает, что карантин, введенный из-за эпидемии холеры, не даст ему вовремя вернуться в Москву. Так, на протяжении трех месяцев, Пушкин, снедаемый хандрой и меланхолией, вынужден был оставаться в Болдино.

Таким образом, осень 1830 года, которую впоследствии назовут Болдинской, явилась периодом создания одного из лучших пушкинских творений – произведения «Бесы». Первое название этого стихотворения – «Шалость», но когда оно было написано, то явило собой повествование вовсе не шаловливого содержания, и было переименовано в соответствии с сюжетом.

Центральные образы

Главными персонажами стихотворения являются путник, совершающий поездку, ямщик, который первым почувствовал присутствие бесов, и сами бесы. Ямщик в данном произведении олицетворяет простой русский народ, бесов же можно охарактеризовать, как представителей угнетающего этот народ, класса.

Путник и ямщик – реальные человеческие образы, которым свойственны страх и растерянность. Бесы – представители сверхъестественного, они, как и полагается, связаны с потусторонним миром, поэтому все силы зла стоят на их стороне.

Природа также оказывается вовлеченной в эту игру бесов с путниками: луна почти скрыта туманным небом, по которому ходят тяжелые тучи, звезды совсем не видны, ничего невозможно рассмотреть из-за нескончаемой снежной пелены. Перед глазами читателя предстает поистине страшная и мистическая картина.

Композиция

В композиционном плане стихотворение можно разделить на три части, каждая их которых начинается словами «Мчатся тучи, вьются тучи…».

В первой части читатель наблюдает за разбушевавшейся стихией, в которой суеверный темный ямщик узрел кружащихся в хороводе бесов. Эта часть служит завязкой и несет в себе черты народного фольклора.

Кульминационную нагрузку берет на себя вторая часть. Страх ямщика передается путнику, и теперь уже оба персонажа становятся свидетелями бесовской пляски. Напряжение в этой части достигает пика.

Третья часть является развязкой. Герой отстраняется от созерцания бесов и погружается в свой внутренний мир. Нечистая сила напоминает о себе воем, терзающим его душу. В последней части Пушкин проводит четкую параллель между потусторонними существами и миром господ, а также показывает, что отстраненность путника, не что иное, как нежелание ассоциировать себя с представителями высшего света, равнодушными к тяжелому положению простого народа.

Жанр

Стихотворение принадлежит к романтическому направлению в литературе. По роду его можно назвать лирическим. Жанр больше похож на балладу, отягощенную философским смыслом. Такое смешение жанров в одном произведении позволяет назвать его лирической балладой, наделенной признаками философской лирики.

Размер и средства художественной выразительности

«Бесы» написаны четырехстопным хореем. Этот размер используется для написания народных песен и другого стихотворного фольклора, что приближает данное стихотворение к народному.

С помощью выразительных приемов, таких, как повторения: «вьюга злится, вьюга плачет», «колокольчик дин-дин-дин» автору удается добиться нагнетающей обстановки. Мистический оттенок стихотворение приобретает, благодаря эпитетам: «снег летучий», «неведомые равнины», «ночь мутна» и т.д. Олицетворения «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи» превращают природу в сообщницу потусторонней силы.

Проблематика и основная идея

В стихотворении в иносказательном виде звучит тема, которая волновала не только Пушкина, но и всех прогрессивных людей того времени – подневольное положение народа, отсутствие его свобод.

Бесы в произведении – это бездушные богачи и подобные им представители дворянства. Наподобие зловещих сил они уводят темный народ от действительности, испугом и обманом не давая ему подумать о своем человеческом достоинстве, о вольной и спокойной жизни. Таким образом, данное произведение – это наглядная картина, описывающая положение дел в современном автору обществе.

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 6.1k 👀