Брожу ли я вдоль улиц шумных… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1830 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы жизни и смерти, дуба, младенца Темы: жизнь и смерть, смысл жизни

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю;

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Краткое содержание

З. Андриевич. Смерть художника. 1901

Как таковой сюжет в этом произведении отсутствует. Читая данные стихотворные строки, мы просто знакомимся с потоком рассуждений автора на непростую тему бренности бытия, его взглядами, мыслями о жизни и смерти.

История создания

Известно, что Пушкина не воспринимало светское общество всерьёз, хотя поэту  было на момент написания произведения около тридцати лет. К тому же, он, испытывая существенные финансовые затруднения,  вынужден был вместо занятий любимым творчеством ходить на ежедневную, чуждую для себя службу. Всё это заставляло Пушкина предаваться грустным размышлениям, воплощённым в данном стихотворении.

Произведение появилось на свет в 1829 г. Спустя год его напечатала «Литературная газета». Изначально было две редакции. В окончательной, знакомой нам редакции, автор существенно смягчил прямолинейность формулировок, когда лирический герой не просто намекал, а сразу же сообщал о том, что его неотступно преследуют навязчивые суицидальные мысли.

Жанр, направление, размер

Перед нами классическая элегия, имеющая реалистические мотивы. Элегия посвящена грустным размышлениям лирического героя: он думает об окончании жизни, внутренне смиряясь с неизбежностью конца. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм»: в нём легко почувствовать одиночество лирического героя, заметить его постоянные мысли об окончании земного существования.

Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, происходит чередование женской/мужской рифм. Всё это придаёт элегии черты рассуждения, превращая её в способ обретения душевного покоя, как для самого поэта, так и для читателей.

Композиция

Произведение условно можно разделить на две части, по четыре строфы в каждой:

  1. Первая часть построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, всё приводит его к мыслям о смерти.
  2. Вторая часть посвящена, как и первая часть, теме неизбежности смерти, но в ней имеются размышления лирического героя о времени и месте этого фатального события.

Рассуждения поэта выстроены крайне последовательно. Мысль развивается поэтапно: от размышления о смерти конкретного человека – к размышлению о возрождении всего живого. Лирический герой  уверен: даже после смерти остаётся нечто вечное и дорогое.

Образы и символы

Пушкин использует смысловую галерею образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

  • образ лирического героя – стихотворение написано от первого лица. Лирический герой полностью тождественен автору, являясь отражением раздумий поэта. Непосредственно сам Пушкин старается понять бытие, сам Пушкин рассуждает на тему бренности всего живого и желает быть погребённым не на чужбине, а в родных краях. Лирический герой взирает на окружающее его пространство, думая о тленности и смерти;
  • образ младенца – поэт говорит о том, что младенцу «время цвести», в отличие от лирического героя, которому пришло «время тлеть». Младенец символизирует новую жизнь. Но и ему в будущем уготован тот же тягостный удел, что и лирическому герою;
  • образ дуба – поэт повествует о дубе, который смог пережить отцов. Он называет его «патриархом леса». Лирический герой воспринимает дуб, как символ бессмертия, вечной жизни. Он рассуждает о том, что могучий дуб переживёт и его, и следующие поколения людей;
  • образы жизни и смерти – поэт уверен: жизнь ходит «под руку» со смертью. Но, в этом утверждении заключён оптимистический посыл, адресованный читателям. Автор считает: в любом конце есть начало нового, а значит, будет и «у гробового входа младая жизнь играть».

Темы и настроение

Основная тема произведения одна – это смерть, неизбежность её прихода, а также робкая попытка понять её суть. Стихотворение проникнуто деструктивным настроением о смерти, увядании всего живого. В нём ощущаются тоска, печаль и, вместе с тем, некое смирение перед неизбежностью. При этом, несправедливо утверждать, что стихотворение насквозь пессимистично и беспросветно. Наоборот, хоть смерть и неизбежна, но именно через неё происходит ежегодное возрождение природы.

Основная идея

Основная идея заключена в следующем: любой человек, достигший зрелых лет, должен не только думать о неизбежной смерти, но и учиться жить с мыслью о том, что однажды она придёт за ним. Многие пушкиноведы утверждают, что поэт в жизни был человеком суеверным, мистически настроенным: он одновременно и боялся смерти, и пытался её предугадать.

Средства выразительности

Проникновенное настроение данного произведения подчёркнуто разнообразием выразительных средств, использованных Пушкиным для передачи основной мысли:

  • эпитеты – «юноши безумные», «улицы шумные», «дуб уединенный»;
  • метафоры – «промчатся годы», «мне время тлеть, тебе цвести», «смерть пошлёт судьбину».

Следует заметить, рассуждая на столь сложную тему, поэт практически не пользуется возвышенными словами. Лексика произведения предельно проста: в ней немало бытовых понятий, почти отсутствуют старославянизмы.

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 5.5k 👀