Цветок • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1829 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ цветка, образы "его" и "её" Темы: любовь и ненависть, смысл жизни

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Краткое содержание

Дж. Лейстер. Тюльпан из ее книги. 1643

У данного произведения простой сюжет: лирический герой находит в старинной книге кем-то сорванный, засушенный и позабытый цветок. Поблекшие от времени лепестки его поднимают в сердце героя целую бурю чувств, переживаний, размышлений. Он размышляет о человеческом существовании, мечтах, надеждах, устремлениях. Поэт думает о настоящем и будущем: случайная находка пробуждает мысли о жизни, склонной к увяданию, как этот сорванный цветок. Поэт задаёт риторические вопросы, рассуждая: где мог вырасти цветок – в прошлом году, либо в прошлом веке? Он всматривается в его бледные краски, размышляя: как долго он цвёл – мгновение, один час, либо целый день? Кто решил сорвать это прелестное творение природы – жестокий, равнодушный человек, либо человек с горячим, любящим сердцем?

История создания

Год написания произведения – 1828. В это время Пушкин на протяжении полутора лет проживал в Петербурге с позволения императора. Но, городом он быстро пресытился, да и непростые жизненные обстоятельства не способствовали счастливому веселью. При этом Пушкин чётко осознавал, что пришло время навсегда распрощаться с беззаботной молодостью. Всё это явилось основанием для написания несложного по сюжету, но глубокого по смыслу стихотворения. Произведение впервые увидело свет в 1829 году на страницах журнала «Галатея».

Жанр, направление, размер

По жанровой классификации перед нами элегия. Произведение выдержано в минорной тональности задумчивого рассуждения. С целью создания ритмического рисунка автор использует излюбленный поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Стихотворение буквально пропитано духом литературного направления «сентиментализм». Обращение автора к образу цветка, а также уподобление растения человеческой жизни отсылает нас к сентиментальной традиции. Предмет авторского размышления – зыбкая душевная ткань человеческих взаимоотношений.

Композиция

Композиционно произведение включает в себя лишь одну часть – это поэтические раздумья о судьбе засохшего растения. Стихотворение делится на четыре строфы:

  1. Первая строфа – в ней лирический герой находит и открывает старую книгу, обнаруживая в ней «засохший, безуханный» цветок. Растение наводит на лирического героя, отождествляющего себя с найденным цветком, размышления о прошлом.
  2. Вторая, третья и четвёртая строфы представляют собой множество риторических вопросов. Задавая их, поэт делает читателей активными участниками собственных размышлений. Пушкин словно приглашает нас вместе с ним подумать о том, что чувство самой искренней любви может пройти бесследно.

Произведение начинается со слова «цветок»,  им же и завершается. Таким способом автор создаёт у читателей ощущение замкнутости бытия. Отсутствие ответов на множество поставленных вопросов лишь усиливает и подтверждает это ощущение.

Образы и символы

Всё произведение построено на одном центральном образе – это образ цветка. Также присутствуют такие персонажи, как «герой» и «героиня»:

  • образ цветка является символом остывших чувств, некогда искренних и горячих. Поэт сожалеет о том, что чувства, даже самые сильные, могут угаснуть. Тогда после них остаются на страницах старых книг вот такие высохшие цветы;
  • образ влюблённой пары – воображение поэта рисует образ романтического героя и героини, влюблённых друг в друга. Именно сорванный ими цветок, по мнению поэта, стал символом их первого либо последнего свидания. Поэт размышляет о том, какими были эти влюблённые, когда жили и где? «Он» и «она» напрочь лишены каких-либо психологических и портретных характеристик. Всех троих (цветок, «его» и «её») ожидает единственный безрадостный удел в виде забвения;
  • образ лирического героя – это поэт-мечтатель. В его сердце находят живой отклик все впечатления жизни. Даже такой неприметный объект, как засохший цветок становится для героя поводом написать философское произведение о смысле человеческого бытия.

Темы и настроение

Главная тема – прошедшая любовь, которую символизирует засохший цветок, найденный в книге. Это быстротечность любви и ценность каждой минуты, наполненной счастьем. Произведение посвящено чувству любви, которое нередко заканчивается расставанием. Человеческие чувства отличаются мимолётностью, поэтому важно ценить тот отрезок времени, который проведён рядом с дорогим человеком. Основной проблемой произведения является хрупкость бытия. Поэт считает, что обстоятельства и время способны срывать человеческие жизни, словно цветы, обрекая на забвение.

Основная идея

Основная идея в том, что всё земное проходит слишком быстро. Всё быстро забывается, подобно аромату и красоте сорванного цветка. Пушкин утверждает, что жизнь человека – это короткий миг в сравнении с вечностью мироздания. Следует трепетно относиться к каждому дню своей «хрупкой» жизни, уважать не только свои, но  и чужие чувства.

Средства выразительности

Поэт, используя классические средства выразительности, сумел создать соответствующие основной мысли настроение и атмосферу. Использованы следующие тропы:

  • эпитеты – «странная мечта», «роковая разлука», «одинокое гулянье»;
  • метафоры – «сорван рукою», «лесная тень», «душа наполнилась мечтой»;
  • сравнение – «как сей неведомый цветок»;
  • антитеза – на приёме противопоставления построено всё произведение: цветок был сорван знакомой рукой – или чужой? Живы ли те, кто его сорвал, либо «уже увяли»?

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 1.9k 👀