Цветок • cтихотворение и анализ
краткая информация
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Краткое содержание
У данного произведения простой сюжет: лирический герой находит в старинной книге кем-то сорванный, засушенный и позабытый цветок. Поблекшие от времени лепестки его поднимают в сердце героя целую бурю чувств, переживаний, размышлений. Он размышляет о человеческом существовании, мечтах, надеждах, устремлениях. Поэт думает о настоящем и будущем: случайная находка пробуждает мысли о жизни, склонной к увяданию, как этот сорванный цветок. Поэт задаёт риторические вопросы, рассуждая: где мог вырасти цветок – в прошлом году, либо в прошлом веке? Он всматривается в его бледные краски, размышляя: как долго он цвёл – мгновение, один час, либо целый день? Кто решил сорвать это прелестное творение природы – жестокий, равнодушный человек, либо человек с горячим, любящим сердцем?
История создания
Год написания произведения – 1828. В это время Пушкин на протяжении полутора лет проживал в Петербурге с позволения императора. Но, городом он быстро пресытился, да и непростые жизненные обстоятельства не способствовали счастливому веселью. При этом Пушкин чётко осознавал, что пришло время навсегда распрощаться с беззаботной молодостью. Всё это явилось основанием для написания несложного по сюжету, но глубокого по смыслу стихотворения. Произведение впервые увидело свет в 1829 году на страницах журнала «Галатея».
Жанр, направление, размер
По жанровой классификации перед нами элегия. Произведение выдержано в минорной тональности задумчивого рассуждения. С целью создания ритмического рисунка автор использует излюбленный поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Стихотворение буквально пропитано духом литературного направления «сентиментализм». Обращение автора к образу цветка, а также уподобление растения человеческой жизни отсылает нас к сентиментальной традиции. Предмет авторского размышления – зыбкая душевная ткань человеческих взаимоотношений.
Композиция
Композиционно произведение включает в себя лишь одну часть – это поэтические раздумья о судьбе засохшего растения. Стихотворение делится на четыре строфы:
- Первая строфа – в ней лирический герой находит и открывает старую книгу, обнаруживая в ней «засохший, безуханный» цветок. Растение наводит на лирического героя, отождествляющего себя с найденным цветком, размышления о прошлом.
- Вторая, третья и четвёртая строфы представляют собой множество риторических вопросов. Задавая их, поэт делает читателей активными участниками собственных размышлений. Пушкин словно приглашает нас вместе с ним подумать о том, что чувство самой искренней любви может пройти бесследно.
Произведение начинается со слова «цветок», им же и завершается. Таким способом автор создаёт у читателей ощущение замкнутости бытия. Отсутствие ответов на множество поставленных вопросов лишь усиливает и подтверждает это ощущение.
Образы и символы
Всё произведение построено на одном центральном образе – это образ цветка. Также присутствуют такие персонажи, как «герой» и «героиня»:
- образ цветка является символом остывших чувств, некогда искренних и горячих. Поэт сожалеет о том, что чувства, даже самые сильные, могут угаснуть. Тогда после них остаются на страницах старых книг вот такие высохшие цветы;
- образ влюблённой пары – воображение поэта рисует образ романтического героя и героини, влюблённых друг в друга. Именно сорванный ими цветок, по мнению поэта, стал символом их первого либо последнего свидания. Поэт размышляет о том, какими были эти влюблённые, когда жили и где? «Он» и «она» напрочь лишены каких-либо психологических и портретных характеристик. Всех троих (цветок, «его» и «её») ожидает единственный безрадостный удел в виде забвения;
- образ лирического героя – это поэт-мечтатель. В его сердце находят живой отклик все впечатления жизни. Даже такой неприметный объект, как засохший цветок становится для героя поводом написать философское произведение о смысле человеческого бытия.
Темы и настроение
Главная тема – прошедшая любовь, которую символизирует засохший цветок, найденный в книге. Это быстротечность любви и ценность каждой минуты, наполненной счастьем. Произведение посвящено чувству любви, которое нередко заканчивается расставанием. Человеческие чувства отличаются мимолётностью, поэтому важно ценить тот отрезок времени, который проведён рядом с дорогим человеком. Основной проблемой произведения является хрупкость бытия. Поэт считает, что обстоятельства и время способны срывать человеческие жизни, словно цветы, обрекая на забвение.
Основная идея
Основная идея в том, что всё земное проходит слишком быстро. Всё быстро забывается, подобно аромату и красоте сорванного цветка. Пушкин утверждает, что жизнь человека – это короткий миг в сравнении с вечностью мироздания. Следует трепетно относиться к каждому дню своей «хрупкой» жизни, уважать не только свои, но и чужие чувства.
Средства выразительности
Поэт, используя классические средства выразительности, сумел создать соответствующие основной мысли настроение и атмосферу. Использованы следующие тропы:
- эпитеты – «странная мечта», «роковая разлука», «одинокое гулянье»;
- метафоры – «сорван рукою», «лесная тень», «душа наполнилась мечтой»;
- сравнение – «как сей неведомый цветок»;
- антитеза – на приёме противопоставления построено всё произведение: цветок был сорван знакомой рукой – или чужой? Живы ли те, кто его сорвал, либо «уже увяли»?
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение