Москва! Как много в этом звуке… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
Вот окружен своей дубравой
Петровский замок.
Мрачно он недавнюю гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головой,
Не праздник, не приемный дар —
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе в думы погружен,
Глядел на грозный пламень он…
Краткое содержание
Данный отрывок из поэмы «Евгений Онегин» покоряет красотой и лаконичностью своего сюжета. С первых строк видно, что поэт с огромной любовью и восхищением описывает достоинства непокорённой тирану Москвы. Он называет её не иначе, как «моя Москва». Пушкин передаёт читателям всю силу собственных чувств, овладевших им при встрече с родным городом – героем. Пушкин подчёркивает, что Москва дорога не только ему, но и каждому русскому человеку.
В данном отрывке автор описывает знаменитый Петровский замок, в котором находился Наполеон в момент пожара в 1812 году. Поэт восхищается тем, что Москва не сдалась самонадеянному императору. Каждая строка проникнута чувством патриотизма, огромной гордости за свою Родину. Москва не пошла «с повинной головою» к французам: она «готовила пожар нетерпеливому герою…».
История создания
Перед нами яркий поэтический фрагмент седьмой главы романа «Евгений Онегин». Благодаря лёгкости прочтения и глубокому патриотическому содержанию, этот отрывок давно воспринимается читателями как отдельное произведение. Известно, что поэт работал над романом семь лет, начиная с 1823 года. Точная дата написания данного отрывка не известна.
К моменту написания романа «Евгений Онегин», и данного отрывка в частности, Москва уже утратила статус официальной столицы. Её можно было назвать столицей христианства: в ней располагалась Патриархия православной церкви. Москву того времени многие современники Пушкина называли не иначе, как «большая деревня»: весь город был застроен невысокими деревянными домами.
Когда Пушкину было тринадцать лет, и он учился в Царскосельском Лицее, Москва пережила Бородинскую битву, пожар 1812 года. Поэт написал эти проникновенные строки, посвятив их городу, в котором родился и провёл своё детство.
Жанр, направление, размер
С формальной точки зрения не вполне корректно называть данный отрывок отдельным произведением. Перед нами эмоционально яркое, лирическое воспоминание о героическом прошлом Москвы, выдержанное в жанре гражданской и философской лирики. Данный поэтический отрывок относится к литературному направлению «реализм».
Поэтический размер – четырёхстопный ямб, с чередованием мужской/женской рифмы. В силу того, что перед нами отрывок романа, в нём сохранена рифмовка «онегинской строфы».
Композиция
Композиция произведения линейная. С семантической точки зрения она включает в себя:
- Вступление – с первых строк поэт выражает восхищение Москвой посредством торжественного слога и высокопарного обращения к великому городу.
- Развитие воспоминания – поэт описывает Петровский замок, в котором скрывался Наполеон во время пожара, развивая основную мысль, что город не оправдал надежд на скорую победу мирового тирана.
- Заключение – поэт рассказывает о том, как, не получив «ключи старого Кремля», Наполеон бессильно взирает на горящий город. Французский император, «отселе» погружённый в думу, чувствует себя проигравшим.
Образы и символы
Для раскрытия основной идеи данного отрывка, Пушкин использует содержательную палитру образов:
- образ Москвы – центральный. В трёх первых строках передаются размышления поэта о Москве. В данном случае Москва является не просто городом, она становится олицетворением Родины. Поэт ассоциирует Москву со звуком, в котором заключено так много эмоций «для сердца русского». Победившую Москву поэт описывает на контрасте с коленопреклонённой Москвой, которую мечтал увидеть Наполеон;
- образ Наполеона – рассуждая о Наполеоне, поэт создал выразительный образ опьянённого предчувствием скорой победы завоевателя, который даже не подозревает, что его победам пришёл конец. Он мечтает увидеть Москву «коленопреклоненной с ключами от старого Кремля». В этом отрывке заметна явная насмешка автора над недальновидным, самонадеянным императором. Пушкин называет Наполеона «нетерпеливый герой»: встретив отпор русских, он в грозном пламени горящей Москвы видит свою будущую судьбу;
- образ Петровского замка – часть отрывка, что начинается с картины Петровского замка, содержит такие слова: «мрачно он недавнею гордился славой». Под «недавней славой» следует понимать славу Петровского замка, в котором Наполеон впервые осознал, что уже вступил в русскую столицу, но ещё не одержал победы над Русью. Более того: пленение Москвы явилось началом его поражения. Тем не менее, Наполеон вошёл в город, неся с собою смерть и разрушения – именно этим определяется «мрачность» славы Петровского замка.
Темы и настроение
В данном произведении раскрывается главная тема – геройство и стойкость русского народа, нацеленного на победу над тиранией. Не только анализируемый отрывок, но и весь роман «Евгений Онегин» наполнены чувством истинного патриотизма, гордости за великую историю России. У читателей этих поэтических строк невольно возникает гордость за величие Москвы и её жителей.
Основная идея
Посредством создания этих замечательных строк, Пушкин доносит до нас идею о том, что невозможно сломить народ, который, чувствуя собственную правоту, отстаивает родную землю. Поработителям и тиранам, по мнению автора, всегда сложнее: они изначально не правы, и прекрасно осознают это. На их стороне лишь эгоистичное желание самоутвердиться, не более того. На стороне притесняемых людей – правда, искренность и чувство справедливости.
Средства выразительности
В произведении представлены следующие выразительные средства:
- эпитеты – «мрачный», «повинный», «грозный»;
- метафоры – «счастьем упоенный», «не пошла Москва моя»;
- высокая лексика – «упоенный», «коленопреклоненный», «отселе»;
- риторические отрицания – «не пошла», «не праздник», «не приёмный дар»;
- антитеза – «для сердца русского слилось».
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение