Москва! Как много в этом звуке… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: неизвестно | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образы Москвы, Наполеона, Петровского замка Темы: героизм, патриотизм

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось…

Вот окружен своей дубравой

Петровский замок.

Мрачно он недавнюю гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головой,

Не праздник, не приемный дар —

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе в думы погружен,

Глядел на грозный пламень он…

Краткое содержание

А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину. 1880

Данный отрывок из поэмы «Евгений Онегин» покоряет красотой и лаконичностью своего сюжета. С первых строк видно, что поэт с огромной любовью и восхищением описывает достоинства непокорённой тирану Москвы. Он называет её не иначе, как «моя Москва». Пушкин передаёт читателям всю силу  собственных чувств, овладевших им при встрече с родным городом – героем. Пушкин подчёркивает, что Москва дорога не только ему, но и каждому русскому человеку.

В данном отрывке автор описывает знаменитый Петровский замок, в котором находился Наполеон в момент пожара в 1812 году. Поэт восхищается тем, что Москва не сдалась самонадеянному императору. Каждая строка проникнута чувством патриотизма, огромной гордости за свою Родину. Москва не пошла «с повинной головою» к французам: она «готовила пожар нетерпеливому герою…».

История создания

Перед нами яркий поэтический фрагмент седьмой главы романа «Евгений Онегин». Благодаря лёгкости прочтения и глубокому патриотическому содержанию, этот отрывок  давно воспринимается читателями  как отдельное произведение. Известно, что поэт работал над романом семь лет, начиная с 1823 года.  Точная дата написания данного отрывка не известна.

К моменту написания романа «Евгений Онегин», и данного отрывка в частности, Москва уже утратила статус официальной столицы. Её можно было назвать столицей  христианства: в ней располагалась Патриархия православной церкви. Москву того времени многие современники Пушкина называли не иначе, как «большая деревня»: весь город был застроен невысокими деревянными домами.

Когда Пушкину было тринадцать лет, и он учился в Царскосельском Лицее, Москва пережила Бородинскую битву, пожар 1812 года. Поэт написал эти проникновенные строки, посвятив их городу, в котором родился и провёл своё детство.

Жанр, направление, размер

С формальной точки зрения не вполне корректно называть данный отрывок отдельным произведением. Перед нами эмоционально яркое, лирическое воспоминание о героическом прошлом Москвы, выдержанное в жанре гражданской и философской лирики. Данный поэтический отрывок относится к литературному направлению «реализм».

Поэтический размер – четырёхстопный ямб, с чередованием мужской/женской рифмы. В силу того, что перед нами отрывок романа, в нём сохранена рифмовка «онегинской строфы».

Композиция

Композиция произведения линейная. С семантической точки зрения она  включает в себя:

  1. Вступление – с первых строк поэт выражает восхищение Москвой посредством торжественного слога и высокопарного обращения к великому городу.
  2. Развитие воспоминания – поэт описывает Петровский замок, в котором скрывался Наполеон во время пожара, развивая основную мысль, что город не оправдал надежд на скорую победу мирового тирана.
  3. Заключение – поэт рассказывает о том, как, не получив «ключи старого Кремля», Наполеон бессильно взирает на горящий город. Французский император, «отселе» погружённый в думу, чувствует себя проигравшим.

Образы и символы

Для раскрытия основной идеи данного отрывка, Пушкин использует содержательную палитру образов:

  • образ Москвы – центральный. В трёх первых строках передаются размышления поэта о Москве. В данном случае Москва является не просто городом, она становится олицетворением Родины. Поэт ассоциирует Москву со звуком, в котором заключено так много эмоций «для сердца русского». Победившую Москву поэт описывает на контрасте с коленопреклонённой Москвой, которую мечтал увидеть Наполеон;
  • образ Наполеона – рассуждая о Наполеоне, поэт создал выразительный образ опьянённого предчувствием скорой победы завоевателя, который даже не подозревает, что его победам пришёл конец. Он мечтает увидеть Москву «коленопреклоненной с ключами от старого Кремля». В этом отрывке заметна явная насмешка автора над недальновидным, самонадеянным императором. Пушкин называет Наполеона «нетерпеливый герой»: встретив отпор русских, он в грозном пламени горящей Москвы видит свою будущую судьбу;
  • образ Петровского замка – часть отрывка, что начинается с картины Петровского замка, содержит такие слова: «мрачно он недавнею гордился славой». Под «недавней славой» следует понимать славу Петровского замка, в котором Наполеон впервые осознал, что уже вступил в русскую столицу, но ещё не одержал победы над Русью. Более того: пленение Москвы явилось началом его поражения. Тем не менее, Наполеон вошёл в город, неся с собою смерть и разрушения – именно этим определяется «мрачность» славы Петровского замка.

 Темы и настроение

В данном произведении раскрывается главная тема – геройство и стойкость русского народа, нацеленного на победу над тиранией. Не только анализируемый отрывок, но и весь роман «Евгений Онегин» наполнены чувством истинного патриотизма, гордости за великую историю России. У читателей этих поэтических строк невольно возникает гордость за величие Москвы и её жителей.

Основная идея

Посредством создания этих замечательных строк, Пушкин доносит до нас идею о том, что невозможно сломить народ, который, чувствуя собственную правоту, отстаивает родную землю. Поработителям и тиранам, по мнению автора,  всегда сложнее: они изначально не правы, и прекрасно осознают это. На их стороне лишь эгоистичное желание самоутвердиться, не более того. На стороне притесняемых людей – правда, искренность и чувство справедливости.

Средства выразительности

В произведении представлены следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «мрачный», «повинный», «грозный»;
  • метафоры – «счастьем упоенный», «не пошла Москва моя»;
  • высокая лексика – «упоенный», «коленопреклоненный», «отселе»;
  • риторические отрицания – «не пошла», «не праздник», «не приёмный дар»;
  • антитеза – «для сердца русского слилось».

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 10.1k 👀