Поэт и толпа • cтихотворение и анализ
краткая информация
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
Краткое содержание
Читая это произведение, мы становимся свидетелями диалога двух непримиримых антагонистов: творца и людской толпы. Несмотря на то, что их разговор во многом напоминает дискуссию древних философов, стремящихся найти истину, в данном случае диалог оказывается безрезультатным. Он не приводит ни к разрешению конфликтной ситуации, ни к достижению взаимопонимания.
История создания
Для поэта двадцатые годы девятнадцатого века были очень сложными. Пушкина сослали в ссылку, отчего он приобрёл репутацию «опальный поэт». Помимо этого, он с регулярным постоянством испытывал на себе жёсткие нападки цензоров. Поэту было крайне сложно спокойно творить и размеренно жить: он чувствовал непреодолимое бремя вины перед своими товарищами – декабристам. Поэт старался по мере сил помогать декабристскому движению, поэтому поражение восстания он воспринял чрезвычайно тяжело.
Пушкина всё чаще одолевал вопрос: в чём заключается подлинное предназначение творца в социуме? Он верил: громкое поэтическое слово способно менять людское сознание, а соответственно, и окружающий мир. Собственные размышления и выводы поэт выразил посредством данных стихотворных строк. Произведение было создано в 1828 г. Изначально оно называлось «Чернь». Автор переименовал его в 1836 г., в процессе подготовки нового издания.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой, излюбленный Пушкиным жанр – «философская лирика».
- С точки зрения построения произведение представляет собой литературное направление «классицизм». Повествование о лире и статуе Аполлона свидетельствует о том, что поэт перенёс сюжет в условия античности.
- С точки зрения отображения жизненных реалий, данное произведение уверенно относится к реализму. Предельно правдоподобно передаются переживания романтического героя, неразрешимый спор между контрагентами.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Имеется чередование различных рифм: парной, перекрёстной и кольцевой.
Композиция
С композиционной точки зрения произведение представляет собой диалог между творцом и толпой (чернью). Стихотворный текст состоит из четырёх семантических частей:
- Первая часть – демонстрируется агрессивное непонимание необразованной людской толпы творчества поэта. Чернь не знает, зачем ей поэтическое слово, в чём его реальная польза.
- Вторая часть – поэт высказывает толпе упрёк в том, что «чернь» думает лишь об одном: о собственной корысти.
- Третья часть – толпа предпринимает враждебное наступление на поэта. Чернь требует практической пользы от его творчества: она просит поэта преподать ей урок, избавляющий от пороков.
- Четвёртая часть – лирический герой, осознавая тот факт, что не способен достучаться до сердец бездушной черни, отказывается удовлетворять её требования. Этим отказом он прочерчивает границу между представителями искусства и необразованной «чернью». Читатели понимают: ни одна из конфликтующих сторон не желает приходить к компромиссу а, значит, данный конфликт неразрешим.
Образы и символы
Для полноценного раскрытия основной идеи, в произведении представлено два центральных образа:
- образ поэта – этот образ имеет последовательное раскрытие в тексте: сначала посредством оценки слушающей поэта толпы, а затем – посредством прямой речи самого творца. Чернь во всём ищет практическую выгоду для себя, поэтому не видит никакого прока в поэзии, искусстве. При этом толпа не отрицает, что песни поэта способны волновать сердца. Она сравнивает поэта со «своенравным чародеем», признавая этим его непонятную власть над душами, и требует направить эту власть ей во благо. Поэт не согласен с точкой зрения черни: «Не для житейского волненья… мы рождены для вдохновенья»;
- образ толпы – этот образ даётся через многочисленные определения: «бессменный народ», «червь земли» и пр. Основным символом приземлённости мыслей толпы является в произведении «печной горшок»: он становится для черни гораздо важнее духовных устремлений.
Также в стихотворении присутствует образ лирического героя – это сам поэт в сложный период своей жизни.
Темы и настроение
Главная тема произведения – роль поэта в истории, степень его влияния на социум. Поэт беспокоится из-за непонимания между представителями двух лагерей: теми людьми, кто «рождён для вдохновения»; и теми, кто ищет в искусстве лишь практическую выгоду для себя.
Основная идея
Основная идея произведения – непримиримость двух различных точек зрения при взгляде на общий предмет. Поэт резко выступает против заказного искусства, пропагандируя ценность чистой поэзии. Он уверен: поэзия не способна воздействовать на умы людей, если она создаётся по заказу.
Средства выразительности
В стихотворении Пушкин пользуется большим спектром выразительных средств:
- эпитеты – «надменный», «вдохновенная», «рассеянная»;
- метафоры – «хладные скопцы», «червь земли»;
- сравнения – «как ветер, песнь его свободна», «душе противны вы, как гробы»;
- олицетворение – «душа вкушает хладный сон».
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение