Разлука • cтихотворение и анализ
краткая информация
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Краткое содержание
Учёба заканчивается, приходит время расставаться. Друзья в последний раз слушают стихотворение друга – поэта. Именно так начинает своё произведение Пушкин. Затем автор обращается напрямую к своему ближайшему товарищу по перу Кюхельбекеру, желая ему счастья, познания истинной любви и свободы. Пушкин, выступая в роли лирического героя, клянётся хранить верность дружескому братству. Он уверяет, что, невзирая на любые события, навсегда останется преданным другом своим лицейским товарищам.
История создания
Произведение написано в 1817 г. В этот год учёба юного лицеиста Александра Пушкина подходила к завершению. В процессе учёбы Пушкин крепко сдружился со многими неординарными, талантливыми личностями. Особенно высоко он ценил дружескую связь с Вильгельмом Кюхельбекером, которого, шутя, называл «Кюхля». Именно к Кюхле обращается Пушкин в этом стихотворении. В первоначальной редакции произведение носило название «К Кюхельбекеру». Спустя несколько лет Пушкин решил его переименовать.
Жанр, направление, размер
Произведение представлено в жанре дружеского послания. Именно этот жанр стал излюбленным для Пушкина в самом начале его творческого пути. Автор применяет свой любимый поэтический размер – четырёхстопный ямб с чередованием перекрёстной и охватной рифмовок.
Композиция
С композиционной точки зрения стихотворение является трёхчастным. Это позволяет произвести его условное разделение на три семантических части:
- Первая часть – передаётся предчувствие скорого расставания и чувство тревоги, связанное с этим.
- Вторая часть – включает в себя напутствие и пожелание другу на его дальнейшую жизнь.
- Третья часть – финальная. Представляет собой поэтическую клятву преданности лицейскому содружеству и, конечно же, своему лучшему другу Кюхельбекеру. Поэт пишет, что не желает расставаться, но вынужден покориться судьбе.
Образы и символы
В произведении представлены два ключевых образа, раскрывающих основную идею стихотворения:
- образ лирического героя – центральный. Герой находится в подавленном состоянии по причине близкого расставания с друзьями. При этом, он понимает: пришло время каждому из друзей вступить на собственный жизненный путь. Кажется, что в последних строчках герой обращается сам к себе, но, на самом деле, он обращается к Творцу, прося у него здоровья во все времена всем тем, кто окружает его любимого друга;
- образ друга – поэт искренне восклицает слово: «Прости!». Он просит друга не расставаться хотя бы с Творчеством и Свободой, а также познать искреннюю любовь. Друг становится для поэта невероятно значимой фигурой, олицетворяющей собой преданность, открытость, молодость.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения – это дружба, имеющая огромное значение для поэта. Лицей в Царском Селе сыграл важную роль в формировании личности Пушкина. Под крышей лицея царил дух поэзии, вольномыслия. Дружеские связи, появившиеся в стенах лицея, выпускники сохранили на всю жизнь. Для Пушкина настоящие друзья – это те, кто имеет духовную связь, а также общность интересов, стремлений, идеалов. Произведение передаёт читателям настроение печали и трагичности. Это настроение подчёркивается ещё и тем, что в тексте осуществляется повтор слова «последний».
Основная идея
Основная идея заключена в том, что Пушкин даёт обещание сохранить крепкую дружбу и после окончания лицея: «Где б ни был я…святому братству верен я». Автор доносит до нас следующую мысль: необходимо ценить те дружеские отношения, что зародились в юности и были скреплены совместной учёбой, юношескими мечтами и весёлыми происшествиями.
Средства выразительности
Для передачи глубины собственных переживаний и чувств Пушкин использует разнообразные выразительные средства:
- эпитеты – «верный», «милый», «родимого», «последние»;
- метафоры – «в огне ли смертной битвы», «в сени уединенья»;
- олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья».
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение