Сожженное письмо • cтихотворение и анализ
краткая информация
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Краткое содержание
Стихотворный сюжет описывает процесс сожжения письма. Сначала лирический герой не решается бросить письмо в огонь, но затем всё же бросает. Языки пламени мгновенно и жадно испепеляют «все радости» души героя.
Буквально за секунды тёмные листки бумаги охватываются огнём, сворачиваясь от пламенного жара. Вслед за бумагой плавится сургуч и лёгкий профиль любимой женщины, что запечатлён на полях письма, теряет свои очертания. Герой наблюдает, как любовное послание превращается в маленькую горсть пепла. Душа героя страдает, сжимаясь от страшной боли одиночества и горя. В результате, он остаётся в полном одиночестве: один на один с собственными воспоминаниями.
История создания
Это произведение появилось на свет в 1825 г., в имении Михайловском. Пушкин написал стихотворение под воздействием впечатлений от недавно случившейся в собственной жизни драмы. Пребывая в южной ссылке в 1823г., поэт свёл знакомство с одной из прелестных и умнейших дам своей эпохи – он сблизился с графиней Елизаветой Воронцовой. Она была женой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого состоял ссыльный Пушкин.
За знакомством Воронцовой и Пушкина последовал весьма бурный роман, который в скором времени перестал быть тайной для окружающих. В результате чего обманутый муж подал ходатайство о высылке опального поэта в его имение Михайловское, подальше от собственной супруги. Графиня Воронцова попросила влюблённого поэта сжигать редкие письма, полученные от неё. Свои послания к любимой Пушкин запечатывал массивным перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Именно этот перстень поэт назвал собственным талисманом.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет жанр любовной лирики, хотя в нём заметны характерные черты элегии, послания и романса. Поэтический размер, использованный поэтом – шестистопный ямб. Рифмовка смежная, мужская. Обратите внимание: в заключительных строчках рифмовка отсутствует. Такой приём позволил автору максимально тактично выразить душевное состояние лирического героя, у которого по причине сильнейшего разочарования опускаются руки.
Композиция
Произведение отличается простой линейной композицией. Очерёдность событий стремительно и емко передаётся в пятнадцати стихотворных строках (три четверостишия и 1 трёхстишие). Композиция проста и последовательна, она делит произведение на три условные части:
- Первая часть – монолог лирического героя, который решает предать огню послание от возлюбленной.
- Вторая часть – поэт даёт описание сожжения любовного послания. Этот акт доставляет ему сильнейшее душевное терзание.
- Третья часть – лирический герой обещает горстке пепла бессмертие.
Образы и символы
Пушкин представил читателям в данном произведении интересную, наполненную смыслом систему образов:
- образ лирического героя – он полностью идентичен автору. Сестра Пушкина Ольга рассказала биографам поэта о том, что он крайне трогательно относился к письмам от Воронцовой. К примеру, получив от неё послание, тут же уединялся и несколько суток проводил в задумчивости. Это была сильная страсть, породившая немало шедевров любовной лирики;
- образ письма – центральный. В нём аккумулирована мысль о том, что хрупкая ниточка, связующая поэта с возлюбленной, ещё не оборвалась. Для поэта каждая строчка этого послания подобна сокровищу;
- образ огня – символизирует очищение и, одновременно, безжалостную стихию. Пожирающий послание огонь противопоставлен беззащитности и нежности письма;
- образ сгорающих листов – бумажные листы любовного письма воспринимаются лирическим героем как одушевлённые существа: они буквально корчатся от боли, сгорая в огне. По их движениям легко догадаться, что в этот момент происходит в душе героя;
- образы влюблённых «он» и «она» – мы не видим героиню. О её незримом присутствии говорят лишь письма, хранящие частицу её души. Возлюбленная названа только в первой строчке («Она велела»), но её отражение нежно ложится на всё происходящее вокруг. Главный герой – получатель письма, сжигающий его в огне. Он вынужден так поступить, но не в силах забыть и больше не писать.
Темы и настроение
Тематика этого стихотворения остаётся актуальной во все времена, для всех влюблённых:
- Тема любви – чувства лирического героя невероятно искренни и драматичны.
- Тема тоски – поэт испытывает сильнейшую любовь к Воронцовой. Это чувство стало для него не столько счастливым, сколько деструктивным и тоскливым по любимой женщине. Известно, что кольцо, подаренное Воронцовой на прощание, Пушкин впервые снял лишь за несколько минут до роковой дуэли с Дантесом в 1837 г.
- Тема прошлого – лирический герой настолько зависит от своих любовных воспоминаний, что даже пепел от сожжённого письма он считает отрадой для себя.
Настроение произведения отличается высокой экспрессивностью и эмоциональностью.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в прощании с огромной любовью и сожжении целой страницы жизни. Даже брошенные в огненное пламя забвения искренние чувства оседают на сердце пеплом печали и тоски.
Средства выразительности
Использованные Пушкиным средства выразительности передают нам всю чувственную палитру лирического героя, позволяя искренне сопереживать ему:
- эпитеты – «отрада бедная», «пламя жадное», «пепел милый»;
- метафоры – «душа моя не внемлет»;
- олицетворения – «пламя приемлет», «тёмные свернулись листы»;
- инверсия – «как долго медлил я», «как долго не хотела рука…».
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение