Вольность • cтихотворение и анализ
краткая информация
Беги, сокройся от очей
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Краткое содержание
Вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина появились уже в период его раннего творчества. В то время молодой поэт еще смело выражал свои мысли и не вполне представлял те последствия, которые он вскоре ощутит на себе. Оду «Вольность» он написал сразу после окончания Царскосельского лицея, в 1817 году. Восемнадцатилетний Александр уже твердо знал, что посвятит свою жизнь поэзии, и не сомневался, что к своему идеалу – всеобщей свободе – он должен призывать в своих произведениях.
Ода «Вольность» стала ярким тому примером. Именно здесь Пушкин четко обозначает свое место в обществе как поэта и гражданина. Он считает, что не стоит разменивать данный ему свыше талант по мелочам и свою позицию выражает словами: «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!».
Несмотря на молодость, поэт осознает: чтобы изменить мир и сделать его лучше, нужно пройти очень тяжелый и непростой путь. Он с горечью отмечает, что повсюду царит «законов гибельный позор», с которым вынуждены мириться все, независимо от сословия. Однако, если для власть предержащих эти законы считаются нормой, то для угнетенного простого народа и, особенно, для крепостных, их можно сравнить с оковами каторжан.
Будучи уверенным, что каждый человек имеет право на свободу выбора, Пушкин делает вывод, что власть должна передаваться не по наследству, а по закону и только достойным людям. Это можно назвать открытым выступлением против самодержавия, которое есть результат покорности народа. Пушкин предрекает наступление таких времен, когда власть имущим тоже придется подчиняться законам, когда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».
История создания
Ода «Вольность» появилась на свет сразу после окончания Пушкиным лицея, в 1817 году. Написана она была в доме братьев Тургеневых, который располагался на набережной Фонтанки. Окна их квартиры выходили на Михайловский замок, где некогда убили царя Павла Первого. Возможно, само это место и навеяло сюжет произведения.
Пушкин не пытался опубликовать свое творение, так как понимал, чем это может для него обернуться. Но, в 1820 году о нем все же стало известно властям, и Пушкин был приговорен к Южной ссылке. Публикация «Вольности» состоялась уже после смерти поэта, в 1856 году. Оно было издано Герценом в сборнике «Полярная звезда».
Персонажи и образы
Оды всегда отличаются многообразием художественных образов. Не является исключением и пушкинская «Вольность».
Автор рисует обобщенный образ Монарха, возомнившего себя властителем мира. Но законы природы не могут подчиняться ему, и к этой истине поэт еще не раз вернется в своем произведении. Для характеристики этого образа Пушкин подбирает самые нелестные выражения: «ужас мира, стыд природы», «неправедная власть», «тираны мира», «самовластительный злодей».
В противовес Монарху выступает образ покорного народа, который, несмотря на страдания, молчит, провоцируя, тем самым, еще большее беззаконие.
Поэт считает своим долгом открыть народу глаза, чтобы он увидел истинный образ кровавого тирана. Поэтому в оде звучит призыв прекратить терпение и восстать:
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Композиция
В «Вольности нет ни завязки, ни кульминации с развязкой. Но по смыслу можно разделить ее на три части.
В первой части происходит отказ от «изнеженной лиры» с намерением отныне обличать беззаконие.
Во второй части раскрываются политические взгляды героя. В ней Пушкин утверждает, что стране необходим честный и справедливый закон, который бы защищал граждан от самоуправства властей. В этой же части автор приводит в пример печальные судьбы мировых монархов: Павла I, Людовика, Наполеона. Даже в завуалированном виде, практически без имен, читателю понятно, о ком идет речь.
Третья часть посвящена призыву к властям одуматься и следовать закону. Но, не удобному им, а такому, который бы защищал всех граждан, независимо от сословия.
Жанр
Ода «Вольность» принадлежит к литературному направлению классицизм. По роду литературы – это торжественная лирика. Жанр произведения понятен – сам поэт определил его как оду.
Размер и средства художественной выразительности
В «Вольности» использован четырехстопный ямб. Строфы состоят из восьмистиший, в которых первые четыре строки имеют перекрестную рифмовку (АБАБ), последние четыре – опоясывающую (ВГГВ).
В произведении очень много глаголов: «хочу воспеть», «беги», «поразить», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей». Это придает динамику и стремительность общей картине. Многие слова экспрессивно окрашены, по ним можно понять эмоциональный настрой автора, который сопровождал его при написании оды: «порок», «тираны», «позор», «рабство».
Пушкин использует много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира», «благородный след», «возвышенный галл» и другие. Присутствуют такие метафоры, как: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор». В тексте встречается очень много олицетворений: «молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа».
Проблематика и основная идея произведения
Самая главная проблема оды – самодержавный строй Российского государства. Пушкин, будучи образованным человеком, не мог не понимать, что свержение самодержавия в некоторой степени невозможно. Он и сам признавался, что всегда был противником кровопролития. Но, вместе с тем, он никогда не переставал мечтать о свободе народа и о светлом будущем своей родины.
Произведение «Вольность» имеет неоценимое значение для развития русской литературы, ведь именно с него и ему подобных сочинений началось постепенное и неотвратимое переосмысление ситуации в Российском обществе. Одними из первых, кто проникся свободолюбивыми настроениями, стали просвещенные молодые люди. Именно такие, как они через несколько десятилетий станут той силой, благодаря которой падет крепостная система.
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение