Медный всадник • поэма

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1833 | Форма произведения: поэма | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: Евгений (мелкий чиновник), Петр Первый Второстепенные герои: Параша (невеста Евгения) Темы: власть, гордость и смирение, изъяны общества, любовь и ненависть, мечта, человек и природа

«Медный всадник» – поэма А. С. Пушкина, которая соединяет в себе философскую, социальную и историческую проблематику. Автор повествует о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.

Жанр: поэма Год написания: 1833 гг.  Литературное направление: реализм, есть черты романтизма. Время и место действия: Петербург, 1824 год.

История создания

В конце 1820-х – начале 1830-х гг. в творчестве А. С. Пушкина большое место занимают две темы: личность и деятельность Петра I и проблема «маленького человека». Эти темы нашли отражение в его последней поэме «Медный Всадник», созданной в так называемую вторую Болдинскую осень. Работа над произведением шла с 6 по 31 октября 1833 года. Писатель находился в Болдинском поместье, в котором размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра I, а другие – видели в великом монархе «антихриста», считали его исчадием ада. Итогом размышлений Пушкина и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник».

Исторические детали

Замысел поэмы возник у Пушкина под влиянием первых известий о сильнейшем петербургском наводнении 1824 года. Сам Александр Сергеевич жил в то время в Михайловском. Он не был очевидцем тех трагичных событий, но глубоко сочувствовал жителям столицы. Погибли люди, многие пропали без вести, были разрушены и повреждены дома, уничтожен скот. В предисловии к поэме Пушкин ссылается на послужившую ему основой для повествования книгу В. Н. Берха «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге».

Публикация

Пушкин хотел опубликовать сразу три своих произведения: «Анджело», «Пиковая дама» и «Медный всадник», поэтому передал последнее на цензуру Николаю I. От императора поэма вернулась с девятью пометками (он вычеркнул все определения вроде кумир, истукан в отношении памятника Петру), но без резолюции, без разрешения или же запрета. Править поэму автор не захотел и положил творение «на полку». В 1834 году в «Библиотеке для чтения» вышло только начало поэмы под названием «Петербург. Отрывок из поэмы». Уже после смерти Пушкина в журнале «Современник» за 1837 «Медный всадник» был напечатан в грубо искажённом виде, исчезла кульминационная сцена: вызов, брошенный Евгением Петру. Цензурные изменения были внесены в текст В. А. Жуковским. Он учёл все замечания Николая I, так как хотел познакомить читающую публику с поэтическим шедевром Пушкина. Только в 1857 году П. В. Анненков смог напечатать полный текст «Медного всадника» в седьмом, дополнительном томе сочинений Пушкина. Правда, и здесь сохранились некоторые цензурные вмешательства. Подлинный текст поэмы без цензурных и редакторских искажений был опубликован только в 1919 году в серии «Народная библиотека».

Публикации:

  • в 1834 г. – напечатано только вступление;
  • в 1837 г. и в 1957 г.– с редакторскими и цензурными изменениями;
  • в 1919 г. – без цензурных искажений.

Жанровые особенности

Авторское определение жанра – «петербургская повесть». Но с точки зрения формальных признаков «Медный всадник» – это поэма, так как в ней есть выраженные лирическое (стихотворная форма, лирические отступления) и эпическое (сюжет) начала. Фрагмент вступления, посвящённый Петербургу, можно рассматривать в качестве отдельного произведения и отнести к жанру оды. Автор обращается к городу, восхищается его красотой и величием. Масштаб изображаемых событий позволяет увидеть несколько исторических эпох: время правления Петра I и первую четверть XIX века. Общая картина наводнения и частная история Евгения разворачиваются одновременно и параллельно, и внимание автора постоянно переключается.

Художественное своеобразие

Лексика первой части поэмы – высокая, книжная. Деятельность Петра преподносятся как венец государственного устройства. Описание города насыщено церковнославянизмами (град, лик, блат, ветхой, полнощных). Эта часть поэмы близка по своей лексике и синтаксису к языку торжественной оды XVIII века: он приподнятый, величавый, ораторский. Такой строй речи делает контрастным изображение жизни города, показывает разрыв между властью и народом.

Во второй части язык и стиль меняются. Просторечные слова и книжная лексика смешиваются, что позволяет сочетать в тексте бытовое и возвышенное. Изображая размышления Евгения, Пушкин использует разговорные выражения (жизнь куда легка, препоручу семейство).

Образ разъярённой стихии отражён в образе реки Невы, которая становится почти полноправным персонажем поэмы. Образу природной стихии противопоставляется образ цивилизованного города (громады стройные, в гранит оделася Нева, новая царица). Нева в данной части ассоциируется то с остервеневшим зверем, то с ворами, лезущими в окна, то со злодеем, ворвавшимся в село «с свирепой шайкою своею». Река – противница Петра, того самого создателя, что воздвиг этот город вопреки стихии. Нева словно пытается отомстить ему за самовольное решение. Она готова к протесту и борьбе.

Особого внимания заслуживает образ Петербурга. Пушкин создаёт противоречивый облик столицы: это и пышный город с дворцами и гранитными набережными, и в то же время город бедных окраин, ветхих домишек. Санкт-Петербург не просто создаёт атмосферу, фон для происходящих в нём событий, но и становится в некотором смысле героем произведения, так как он влияет на жизнь героев, взаимодействует с «маленьким человеком». Для называния города поэт использует перифразы и поэтические синонимы: «юный град», «младшая столица», «военная столица», «творенье Петра», «Петрополь» и т. д.

Образ Петра I тоже показан двойственно. Во вступлении император предстаёт как величественный завоеватель, благодетель своей страны, но уже к концу первой части автор называет его кумиром – то есть идолом, предметом поклонения. Отрицательная оценка проявляется при встрече Евгения с Медным всадником: теперь это уже деспот-самодержец, жестокий, равнодушный к судьбам «маленьких людей». На это указывают эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь». Строительство, которое так восхвалялось в начале, теперь рассматривается почти как преступление против людей.

Средства художественной выразительности

При написании поэмы Пушкин активно использует средства художественной выразительности. Рассмотрим некоторые из них:

  • Метафора: «В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море»; «Дворец казался островом печальным»; «Россию поднял на дыбы» и проч.
  • Сравнения: «Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова»; «как зверь остервенясь»; «Как воры, лезут в окна»; «И всплыл Петрополь, как тритон» и др.
  • Эпитеты: «Нева недвижная, немая», «на берегах пустынных волн», «задумчивых ночей», «прозрачный шорох», «блеск безлунный», «печальный пасынок природы».
  • олицетворения: Нева «рвалася», «шла», «ревела», «кинулась»; «спорить стало ей [Неве] невмочь»; «Сердито бился дождь в окно» и т.д.
  • Анафора: «Он не слыхал, / Какподымался жадный вал, / Ему подошвы подмывая, / Как дождь ему в лицо хлестал, / Как ветер, буйно завывая…» и др.
  • Антитеза: день – ночь; природа – цивилизация; Петр как дворянство – Евгений как низший слой; Петр как государство – Евгений как простой житель и т.д.
  • Риторические вопросы и восклицания: «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?»; «Ужасен он в окрестной мгле!» и др.
  • Обращения: «Люблю тебя, Петра творенье …», «Красуйся, Град Петров» и проч.
  • Фрагменты диалога и внутреннего монолога.

Смысл названия

Пушкин называет свою поэму «Медный всадник» неслучайно. Во-первых, Медный всадник – один из действующих персонажей. Во-вторых, это интересное художественное решение, которое несёт особый смыл. Чтобы сделать образ Петра символическим, поэт подменяет личность самого императора его изваянием. Реально существующий памятник императору работы Этьена Мориса Фальконе был установлен на Сенатской площади в Петербурге по указу Екатерины II. В основе произведения скульптора лежит аллегория: всадник символизирует самодержавие, а поднявшийся на дыбы конь – Россию, русский народ (Пётр как будто хочет подчинить его себе). Примечательно, что задними ногами конь давит змею – символ недоброжелателей России. Пушкин же превращает аллегорию скульптора в символ. Памятник Фальконе выполнен из бронзы, но поэт называет изваяние «Медным всадником». Эпитет «медный» чрезвычайно важен для раскрытия образа Петра и понимания идейного смысла поэмы в целом. Медь имеет красноватый оттенок – цвет крови, свидетельствующий о жестокости и деспотичности императора, его безразличии к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Памятник становится олицетворением неограниченной власти.

Система образов

Главные герои

  1. Евгений – бедный чиновник, «маленький человек», мечтающий жениться на любимой девушке Параше; скромный и неамбициозный; грезит о спокойной семейной жизни.
  2. Пётр I – во вступлении – основатель города, великий реформатор. Во второй части – статуя, ожившая в воображении Евгения – символ власти и могущества.

Второстепенные персонажи

  1. Параша – любимая девушка Евгения, погибшая во время наводнения.
  2. Перевозчик – в непогоду за гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной.

Композиция

Поэма состоит из предисловия, вступления и двух частей. Композиция поэмы – линейная, но её целостность нарушается историческими вставками. Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета. Произведение состоит из следующих частей:

  1. Пролог – восхваление деятельности Петра I.
  2. Завязка – знакомство с Евгением.
  3. Развитие действия – описание наводнения.
  4. Кульминация 1 – известие о гибели Параши.
  5. Кульминация 2 – противостояние Евгения и Петра Великого (статуи).
  6. Развязка – погоня статуи за обидчиком, гибель главного героя.

Тематика и проблематика произведения

Тема Проблема
1. Личность и власть Пушкин осмысливает столкновение личности и самодержавной власти, вскрывает историческую противоречивость деятельности Петра I. С одной стороны, реформы этого правителя укрепили государство. Город, построенный на Неве, стал символом величия России. С другой стороны, город оказался причиной несчастий, страданий и гибели обычных людей.
2. Человек и стихия В природной стихии Пушкин показал грозную силу, непокорную человеку, неподвластную воле царей. Даже всесильный самодержец беспомощен перед ней. Смертоносная стихия не щадит никого.
3. Тема любви Евгений хочет создать семью с любимой девушкой. Утрата Параши – главная причина безумства героя. Его не так сильно напугало наводнение, как осознание, что он остался один, без мечты и будущего. В столице, где так много людей, Евгений брошен и абсолютно одинок.
4. «Маленький человек» Автор поэмы обращает внимание на несущественность Евгения и ничтожность его существования. Это бедный чиновник, у которого обыденные желания и стремления. Герой ничем не выделяется из сотен тысяч других таких же «маленьких» людей по всей России. Однако поэт пытается показать читателю, что каждый человек имеет право на жизнь и счастье.
5. Бунт Вышедшая из берегов Нева – метафора народного бунта. Наводнение, по мнению автора, не может сокрушить тиранию, но может спровоцировать внутреннее сопротивление каждой отдельной личности.

Конфликт произведения

Основной конфликт – противостояние государства и личности. Пётр I строил Петербург, основываясь на стратегических и экономических интересах, не задумываясь над тем, какой будет жизнь простых людей в холодном и опасном городе. Имела значение лишь общественная воля (в лице Петра I), а не личная (в лице Евгения). Виновник наводнения – монарх, ведь это он заставил Неву покориться человеку. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. Здесь прослеживается ещё один конфликт – между стихией и человеком. Пётр I в своих великих государственных заботах не думал о беззащитных маленьких людях, вынужденных жить под угрозой гибели от наводнений. Конфликт маленького человека с властью будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства.

Основная идея

В поэме воплощены размышления А. С. Пушкина об историческом значении деятельности Петра I и основании Петербурга, а также о месте простого человека в истории. В произведении показано, что иногда интересы государства и власти несовместимы с интересами личности. Деятельность Петра была направлена на преобразование государства и губительна для обычных людей. По мнению автора, конфликт между государством и личностью неизбежно приводит к жертвам, потому что власть не стремится учитывать интересы «маленького человека». При этом Пушкин не отрицает заслуг государства, восхищается величием достижений, но призывает не забывать, каких усилий они стоили и сколько жизней было положено на алтарь этого величия.

Значение произведения

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной человеческой жизни. Главная ценность мира – право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы ничтожной она ни казалась с исторической высоты. Автор утверждает новый в русской литературе жанр петербургской повести о бедном чиновнике, «маленьком человеке». Впоследствии (уже в прозаической форме) этот жанр получит развитие в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других русских писателей.

Критика и отзывы

Из-за цензурных правок, сильно искажавших авторский замысел, поэма сначала была принята сдержанно. Однако со временем интерес к «Медному всаднику» только увеличивался. На протяжении нескольких веков многие отстаивали правоту Петра как государственного деятеля, перед которым должна смириться частная воля (В. Г. Белинский, Д. С. Мережковский, В. Сиповский, Б. Энгельгардт, Л. Гроссман, Д. Д. Благой, Г. А. Гуковский и др.).

Так, В. Г. Белинский считал, что в поэме выражается социально-философская идея о противостоянии начала государственного (коллективного) и начала личного (единичного). По мнению критика, император не может обеспечить безопасность каждого жителя, за ним – государство, и думать он должен обо всех. Публицист называет Евгения неизбежной жертвой исторического процесса. То есть критик признает «правду» Петра, хотя ему и жаль простых граждан:

 «Мы понимаем смущённою душою, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном Всаднике, который, в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом… <…> …Смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного»

Было немало писателей, поэтов, критиков и литературоведов, которые положительно оценивали восстание Евгения против «произвола власти» (В. Я. Брюсов, М. П. Еремин, А. Македонов, Г. П. Макогоненко и др.). Они принимали сторону Евгения и полагали, что его жертва не оправдана. Например, поэт В. Я. Брюсов считал, что Пушкин отражает своё понимание борьбы с деспотизмом, и интерпретировал текст произведения следующим образом: стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, ведь он сам по себе неразумен и беспощаден; но мятеж души в каждом отдельно взятом человеке победит власть и деспотию, и свобода «в глубинах человеческого духа» одержит над ними верх. Трагическую неразрешимость обрисованного в поэме конфликта подчёркивали С. М. Бонди, Л. Тимофеев, А. Слонимский, М. П. Эпштейн. По их мнению, Пушкин не становится ни на позицию Петра, ни на позицию Евгения, изображая их противоречиво.

Интересные факты

  1. Изначально на месте «Медного всадника» должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине II, но императрица решила увековечить память о Петре к 100-летию его восшествия на престол.
  2. «Медный всадник» был первым памятником, установленным в России. До XVIII в. памятников не ставили даже царям. Запрещая скульптурные изображения людей, православная церковь буквально соблюдала одну из библейских заповедей: «Не сотвори себе кумира».
  3. Монолит, из которого создан постамент, весит около 1600 т. «Гром-камень» был найден в 12-ти верстах от Петербурга, в поселке Лахта.
  4. «Медный всадник» пережил три войны без повреждений: во время Великой Отечественной войны его укрыли мешками с песком и землей, обшив при этом брёвнами и досками.
  5. Поэму экранизировали в начале ХХ века дважды, но, к сожалению, фильмы не сохранились и не дошли до нашего времени.

Краткое содержание

Иллюстрация А. Бенуа

Император стоял на берегу Невы и представлял себе будущий город, которому самой природой суждено стать окном в Европу. Прошло сто лет, и на месте лесов и болот появилось долгожданное и прекрасное творение Петра. На смену тьме и хаосу пришли свет и гармония…

Мечты Евгения

Ноябрь в городе выдался холодным. Шумела вода в Неве. Евгений, мелкий чиновник, поздно вечером шел домой в свою каморку, которая располагалась в Коломне — бедном районе города. Когда-то род Евгения был знатным, однако сегодня об этом даже воспоминаний не осталось, поэтому Евгений сторонился представителей знати. Он лег, но не смог заснуть. Его одолевали мысли о собственном положении. Он думал о том, что по причине прибывания воды с реки убрали мосты. Это обстоятельство на несколько дней разлучало его с любимой девушкой, которая жила на противоположном берегу. При мыслях о Параше у него возникало желание создать семью, он мечтал о счастливой жизни с любимой и любящей супругой и детьми. В конце концов Евгений уснул.

Наводнение

Иллюстрация А. Бенуа

Настал новый день, и произошло ужасное несчастье. Река не смогла преодолеть силу ветра, который оказался на ее пути в залив. Ее воды хлынули в город и затопили его. Погода свирепствовала, и в скором времени город полностью был под водой.

Евгений неподвижно сидел на мраморном льве на площади Петра у нового великолепного дома. Он не чувствовал, как ветром сорвало шляпу с его головы, как вода мочила его обувь, как дождь хлестал ему по лицу. Он смотрел на другой берег реки, где в бедном домике совсем рядом с водой жила его любимая девушка с матерью. Мрачные мысли будто околдовали его, молодой человек не мог двинуться с места. Над стихией возвышалось изваяние Петра Первого на бронзовом коне.

Сумасшествие

Река успокоилась, вода спала. Молодой человек, замирая, поспешил к реке, отыскал лодочника и переправился на противоположный берег. Он бежал по улице и не узнавал знакомые места. Все разрушило наводнение. Все выглядело, как поле сражения. Кругом лежали тела. Евгений поспешил туда, где стоял знакомый дом, но не смог найти его. Он увидел иву, которая росла у ворот, но самих ворот не было. Он не вынес потрясения, расхохотался и лишился рассудка.

Иллюстрация А. Бенуа

На следующий день в Петербурге уже отсутствовали следы недавних разрушений. Все привели в порядок и город стал жить, как прежде. Только Евгений так и не оправился от потрясения. Он бродил по городу, в его голове роилось множество мрачных мыслей. В ушах молодого человека постоянно раздавался шум бури. В таких скитаниях он провел месяц. Питался подаянием и спал на пристани. Злые дети кидали в него камни, кучера били плетьми. Но он ничего вокруг себя не замечал и до сих пор был поглощен внутренней тревогой. Как-то раз, в ненастье, он проснулся, и в памяти его всплыли подробности ужаса, произошедшего в прошлом году. Он поднялся, начал быстро ходить и вдруг наткнулся на дом. Перед крыльцом этого дома располагались изваяния львов из мрамора с поднятыми лапами. А на коне из бронзы восседал всадник с вытянутой рукой.

«Кумир на бронзовом коне»

В голове молодого человека вдруг прояснилось, он узнал данное место и всадника, по воле которого был основан этот город. Евгений обошел подножие памятника, безумным взглядом осматривая изваяние. Его обуревали гнев и волнение. Он стал грозить памятнику. Однако внезапно ему привиделось, что всадник повернул лицо в его сторону и в его глазах блеснул гнев. Евгений бросился прочь. Он слышал позади себя тяжелый стук копыт. На протяжении всей ночи несчастный бегал по городу, и ему казалось, что всадник следовал за ним по пятам. С того времени, когда Евгений проходил по площади, он в смущении снимал перед памятником картуз и прижимал руку к сердцу. Этим он как бы просил прощения у всадника.

На взморье имелся небольшой пустынный остров, куда порой причаливали рыбаки. Наводнением сюда принесло старый домик. У его порога обнаружили тело Евгения, которого похоронили на этом же месте.

Известные цитаты

И перед младшею столицей померкла старая Москва…

Слова автора (Пушкин А.С.). Вступление.

А.С. Пушкин о Санкт-Петербурге, который стал новой столицей России.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия.

Слова автора (Пушкин А.С.). Вступление.

Автор прославляет великий город Санкт-Петербург.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 2.8k 👀