Капитанская дочка • роман 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1836 | Форма произведения: роман | Жанр: исторический | Время событий: XVIII век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 3-6 часов | Экранизация: фильм (СССР, 1958 год, реж. Владимир Каплуновский) | Герои произведения: Пётр Гринёв, Алексей Швабрин, Маша Миронова, Емельян Пугачёв, Иван Кузьмич Миронов, Василиса Егоровна Миронова, Архип Савельич, Иван Игнатьевич, Иван Иванович Зурин, Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна Гринёва, Андрей Карлович Р. | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, война и мир, героизм, гордость и смирение, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, месть и великодушие, милосердие и жестокость, ответственность, патриотизм, самопожертвование, свобода, смелость и трусость

«Капитанская дочка» – одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

История создания

Работа над «Капитанской дочкой» началась в 1832 году. В это время А. С. Пушкин был историографом Николая I и имел доступ к государственным архивам. Император поручил поэту написать историю Петра Великого, но вместо этого Александр Сергеевич увлёкся фигурой Емельяна Пугачёва. Кроме того, Пушкин интересовался творчеством английского писателя Вальтера Скотта, исторические романы которого были очень популярны в Европе. Повлияли на написание произведения и события того времени: восстание декабристов 1825 г., революция 1830 г. во Франции, восстание в Польше, «холерные бунты» и волнения в военных поселениях в России в 1830–1831 гг. Чтобы собрать дополнительную информацию о Пугачёвском бунте, поэт совершил поездку по Оренбургской губернии, где началось крестьянское восстание. Ему удалось поговорить с очевидцами, осмотреть места былых сражений. Многие рассказы реальных людей в художественной форме были отображены в произведении.

Пушкин много раз переписывал свой роман из-за цензуры. Лишь в октябре 1836 года писатель закончил работать над последней редакцией. «Капитанская дочка» была напечатана в журнале «Современник» в декабре того же года без указания имени автора. Однако незадолго до публикации произведения Пушкин прочёл его у Вяземского, поэтому  в петербургском обществе автор романа был всем хорошо известен.

Переводы

Впервые на иностранный язык «Капитанская дочка» была переведена в Стокгольме (Швеция) в 1841 г., т. е. через 5 лет после публикации в России. За шведским переводом последовал датский (1843 г.). В 1846 г. появился в Нью-Йорке английский перевод и одновременно с ним – французский.

Историческая основа произведения

В «Капитанской дочке» Пушкин изображает события 1773–1775 гг., а именно – крестьянскую войну, когда против царской армии вышли отряды под предводительством Емельяна Пугачёва. Писатель рассказывает о восстании, переросшем в полномасштабную войну казаков, крестьян, народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II. В основе сюжета лежит реальная история офицера Михаила Шванвича, перешедшего на сторону Пугачёва. Однако при первой возможности Шванвич сбежал и добровольно сдался властям. В отличие от других соратников Пугачёва, которых казнили вместе с их предводителем, Шванвич подвергся лишь гражданской казни – над его головой переломили шпагу, а затем сослали в Сибирь.

Жанровые особенности

Направление – реализм. Жанр – повесть/роман.

О жанре произведения ведутся споры. Сам А. С. Пушкин называл «Капитанскую дочку» повестью. Многие литературоведы считают произведение романом. Действительно, произведение стоит на границе между двумя жанрами: не очень много героев, относительно небольшой объём, нет разветвления сюжетной линии (признаки повести), но в то же время охватывается большой временной промежуток, упоминаются реальные исторические личности, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию (признаки роман). Но большинство источником называют произведение романом. Исторические события играют в произведении самостоятельную роль, поэтому можно говорить о том, что «Капитанская дочка» – это роман исторический. Также в «Капитанской дочке» заметно фольклорное влияние. Сюжет романа построен по модели волшебной сказки: герой уходит из дома, встречает волшебного помощника, оказывает ему услугу – за что помощник выручает героя из беды; проходит испытания, побеждает соперника и получает в награду невесту.

Языковые особенности

Повествование романа «Капитанская дочка» ведётся от главного героя – Петра Гринёва. Это позволяет автору писать более простым и живым языком, а читателю легче воспринимать текст и погружаться в сюжет. Речь персонажей «Капитанской дочки» стилизована под историческое время. Пушкин не смешивает язык нескольких эпох, а лишь стилизует общий вид, чтобы читателю было понятно написанное.

Для передачи пугачёвской эпохи Пушкин использует:

  1. устаревшие фразеологизмы, которые появились именно в то время («остричь в кружок»);
  2. обороты речи, присущие тому времени, но устаревшие сейчас («коллежский советник», «приказная изба», «благодеятельный указ» и т.д.);
  3. обороты с архаическим компонентом («подать челобитье», «взять в полон», «господи владыко», «ходить на турку», «стерпится, слюбится – привыкнув», «что греха таить»);
  4. устаревшие военные обороты («понюхать пороху», «тянуть лямку», «взять приступом», «дело служивое», «положить к ногам», «стоять в ружье») и т.д.
  5. устаревшие пословицы и поговорки (кто ни поп, тот батька; брань на вороту не виснет; конь о четырёх ногах, да спотыкается; быль молодцу не укора);
  6. присказки и присловья (речь капитана Миронова и его жены).

Проза А. С. Пушкина сохраняет некоторые черты его поэтического творчества, на что указывает:

  1. Аллитерация («Послышался лёгкий шум, и из-за шкапа явилась Палаша, бледная и трепещущая»). Чаще других повторяются звуки [п], [л] и [т], содержащиеся в ключевых словах.
  2. Образы-символы (например, образ снежной бури во второй главе становится предвестием грядущих невзгод).
  3. Обилие средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.): Глаза живые (эпитет) и большие, но всё время бегают. Выражение лица «довольно приятное, но плутовское» (о Пугачёве).
  4. Стилизация под фольклор (сказка про орла и ворона, народная песня бунтовщиков).

Всё это важно для передачи духа времени и более глубокого погружения в историю.

Смысл названия

Для автора произведения капитанская дочка – Маша Миронова – становится настоящим идеалом. Она становится движущей силой повествования. Этим и объясняется название. Девушка произошла из среды мелкого, но заслуженного дворянства. Её отец получил титул не по наследству и связям, а в результате упорного и честного труда. В Марье автор собрал лучшие черты: милосердие, скромность, смелость. Даже потеряв родителей, девушка остаётся верна себе, не теряет свою честь. Любовь к капитанской дочке становится причиной героических поступков Гринёва. Из любви к ней юноша выбирает подвиг. Именно она спасает жизнь главного героя. Чтобы уберечь любимого, Марья обращается к самой императрице. Девушка развязывает все сюжетные узлы и уводит Гринёва за пределы романа – к долгой счастливой жизни.

Система образов

Пушкин создаёт двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринёва и отрицательные черты Швабрина. Не менее важен для автора образ Емельяна Пугачёва. Писатель показывает его не только как предводителя восстания, но и как обычного человека.

Главные герои

Пётр Гринёв – главный герой, дворянин, офицер, сын богатого помещика.

Марья Миронова – скромная и добрая 18-летняя дочь коменданта Белогорской крепости, возлюбленная Гринёва.

Архип Савельев (Савельич) – крепостной, старый верный слуга Гринёва. Хозяйственный и добрый старик.

Алексей Швабрин – подлый и лживый молодой дворянин, офицер. Служит вместе с Гринёвым в Белогорской крепости.

Емельян Пугачёв – беглый донской казак, предводитель восстания 1773-1775 гг.

Второстепенные персонажи

Капитан Миронов (Иван Кузьмич) – комендант Белогорской крепости, отец Марьи. Опытный офицер, добрый, простой человек.

Василиса Миронова – жена капитана Миронова, комендантша крепости, мать Марьи Мироновой. Добрая и хозяйственная женщина.

Екатерина II – императрица Российской империи.

Андрей Петрович Гринёв – отец Петра Гринёва, бывший офицер. Состоятельный дворянин с непреклонным характером.

Авдотья Васильевна Гринёва – мать Петра Гринёва. Добрая и терпеливая женщина.

Композиция

Произведение выстроено в виде записок дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачёвском восстании. С помощью выразительных художественных средств автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции, логично выстраивает композиционную модель повествования. Роман «Капитанская дочка» состоит из четырнадцати глав. У каждой главы, как и у всего произведения в целом, есть эпиграфы, определяющие суть повествования, и характеризующие его героев. Описание пейзажей и картин природы представляется в виде реалистичных зарисовок.

Экспозиция: знакомство с главными героями, детство Петра Гринёва, все события до его прибытия в Белогорскую крепость.

Завязка: знакомство Петра Гринёва с капитанской дочкой Марьей Мироновой.

Развитие действия: жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости, ссора со Швабриным.

Кульминация: дуэль, письмо отца Петра Гринёва.

Развязка: победа над Пугачёвым, обвинение Петра Гринёва в государственной измене, а затем его спасение благодаря стараниям возлюбленной.

Постпозиция: рассказ о дальнейшей судьбе Петра Гринёва и Марьи Мироновой.

Конфликт произведения

В романе выделяют несколько основных конфликтов:

Социальный конфликт связан с событиями крестьянского восстания, проявляется в Пугачёвском бунте. Пугачёвцы были недовольны властью. Яицких (уральских) казаков возмущала потеря свобод и привилегий, коренным народам не нравилась христианизация и колонизация их исконных земель русскими, крестьяне выступали против тяжёлых условий труда. В романе «Капитанская дочка» акцентировано внимание на казаках.

Морально-нравственный конфликт проявляется в столкновении нравственных ценностей героев (Гринёв и Швабрин). Внутри каждого героя ведётся борьба: как поступить в ситуации, когда тебе грозит гибель. Можно отстаивать свои взгляды (Гринёв, капитан Миронов), а можно передать их, чтобы сохранить жизнь (Швабрин).

Любовный конфликт основан на треугольнике. Гринёв и Маша Миронова влюблены, но их счастью мешает Швабрин. Соперничество двух молодых людей даже приводит к дуэли.

Основная идея

Пушкин осуждает явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила. В то же время он показывает нам несовершенство государственного строя Российской империи. Автор вводит в произведение главного героя – Петра Гринёва, высокие моральные качества которого даже в самый тёмный час истории переломили ненависть и победили ложь. Для Петра дворянская честь стояла на первом месте и включала в себя достоинство, доблесть, нравственность. Автор хочет показать, что истинные ценности каждого человека – это благородство и верность своим убеждениям. Не стоит идти на сделку с совестью и переживать только за свою выгоду. Нужно быть патриотом своей родной земли и не пятнать свою честь сомнительными поступками. Гринёв был воспитан порядочным дворянином, а жизненные ценности Швабрин ограничивались стремлением остаться в выигрыше любой ценой. По мнению автора, необходимо с детства прививать юношам и девушкам понимание морали и истинного благородства, выражающегося не в щегольстве платья, а в достойном поведении. Также в «Капитанской дочке»  есть посыл преданно любить и не отказываться от своей мечты, что бы ни случилось.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1 Нравственный выбор в сложных условиях Трудно отстоять идеалы и принципы, когда из-за них можно потерять жизнь. Каждый герой стоял перед нравственным выбором, и все сделали его по-разному: Петр Гринев всегда поступал по чести, выполняя свой долг, Мария предпочла преданность выгодному браку, ну а Швабрин всегда выбирал выгоду, позор был ему не страшен.
2 Честь и достоинство

 

Главный герой, несмотря на свой юный возраст, оказался на редкость благородным человеком, для которого понятие чести не было пустым звуком. Он смог доказать своими поступками, что является человеком слова и дела, с честью выходил даже из самых сложных жизненных ситуаций. Петр Гринев демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин – их отсутствие, и мы видим влияние этих обстоятельств на их судьбы.
3 Верность и предательство Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну и пятнает честь офицера.
4 Любовь Союз Петра и Марии – идеал для любящих сердец. Герой и героиня на протяжении романа отстаивали свое право на совместную жизнь, даже вопреки родительской воле. Только настоящая любовь способна выдержать сложные испытания. Именно любовь помогла Гриневу и Маше преодолеть множество жизненных невзгод, их чувство было настолько сильным и цельным, что помогло справиться со всеми трудностями.
5 Воспитание, отношения родителей и детей Пример главного героя позволяет разобраться в том, что значит хорошее семейное воспитание, то есть, чего не хватает не порядочным людям, и как это отражается на их жизни. Детство Швабрина прошло мимо нас, но с уверенностью можно сказать, что он не получил важнейших духовных основ, на которых строится благородство.
6 Власть и общество Оба представителя власти – и Пугачев, и Екатерина – хотят улучшить жизнь в государстве, но у них разные представления о долге, чести и о том, что важнее для народа. Общественные противоречия разделили единый народ на два противоборствующих лагеря, и у каждого, выходит, своя правда и свой устав.
7 Народное восстание против крепостнического режима Русский бунт часто оказывается «бессмысленным и беспощадным», потому что он стихийный, а не четко скоординированный.
8 Истинный и ложный патриотизм Не все, кто выступает на стороне Пугачёва, хотят улучшения жизни страны, многие примкнули к нему из-за страха (Швабрин — образец лжепатриота).
9 Любовь к Родине Пётр Гринёв любит свою родину и готов умереть за нее. Пугачёв тоже любит родину и свой народ. Они любят по-разному и проявляют свою любовь тоже по-разному.

Критика

Произведение Пушкина получило высокие оценки и от современников, и от потомков. В частности, о романе восхищенно отзывались В. К. Кюхельбекер, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Мыслитель П. Я. Чаадаев выделил изящество и простоту изложения «Капитанской дочки».

Писатель и издатель журналов князь В. Ф. Одоевский считал, что некоторые эпизоды могли бы быть описаны более подробно. Также он писал, что образ Швабрина получился не слишком реалистичным:

«… Пугачев слишком скоро, после того как о нём в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто – читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята. Семейство Гринёва хотелось бы видеть ещё раз после всей передряги: хочется знать, что скажет Гринёв, увидя Машу с Савельичем. Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, т. е. которого больше всех жаль в повести. Пугачёв чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачёва».

Критик В. Г. Белинский также положительно отозвался о произведении. «Капитанская дочка», по его словам, – это «Евгений Онегин» в прозе. Многие персонажи и картины созданы так, что читатель чувствует реальность происходящего и переносится в мир романа:

«Капитанская дочка» – нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его «господами енаралами», таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать…».

Журналист консервативного направления и писатель Н. И. Греч хвалил роман за выразительность, достоверное изображение екатерининской эпохи и естественность изложения. Критик и историк литературы П. В. Анненков тоже подчеркнул прекрасное описание в произведении времени, в которое происходили описываемые в нём события. В. А. Соллогуб высоко оценил сдержанность и логичность повествования, радуясь, что Пушкин «превозмог самого себя» и не пустился в пространные описания и «порывы».

Встречались и рецензенты, которые ожидали от великого поэта большего. К примеру, князь П. А. Вяземский. Он высказал автору ряд претензий по поводу исторической достоверности событий, изображенных в «Капитанской дочке». Консервативный публицист М. Н. Каткова считал, что произведение получилось слишком сухим.

В целом, современники Пушкина приняли роман положительно. Замечания, касавшиеся исторических деталей романа и стиля изложения, по мнению критиков, не перечеркивали его достоинств.

Значение

«Капитанская дочка» – крупное произведение, которое даёт широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачёвского восстания. Тема романа необычна для русской литературы конца XVIII века. До этого в рассказах о прошлом описывались лишь конкретные события. Пушкин же ставит в центр повествования человеческую личность. Он показывает, как исторические потрясения сказываются на судьбе конкретных личностей (Маши, Гринёва и прочих персонажей). Даже Пугачёв в произведении предстаёт с человеческой стороны, а не как безликий исторический деятель.

Кроме того, в произведении Пушкина тесно переплетаются художественный вымысел и историческая правда. В романе нашли отражение жизнь народа, восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачёва и двор Екатерины II. Выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени.

Интересные факты

  1. В 1883 году роман стал первым русским произведением, которое перевели на японский язык. Перевод был сделан с англоязычного варианта, где главных героев звали Джон и Мэри.
  2. Изначально А. С. Пушкин хотел назвать роман «Пугачёв», но произведение не прошло цензуру, и автор переименовал его в «Капитанскую дочку».
  3. Прототипом Белогорской крепости является – Магнитная. События, связанные с осадой этой крепости Пугачёвым, вдохновили Пушкина на создание одного из самых трагических эпизодов «Капитанской дочки». Комендант Сергей Сергеевич Тихановский стал образом для пушкинского капитана Миронова.
  4. В реальности отряды Пугачёва напали на небольшую крепость у берега реки Яик (так раньше назывался Урал) в мае 1774 года. Всего две роты драгунов и рота пехоты оборонялись от пятитысячного войска бунтовщиков. Первый штурм не был удачным: на призывы сдаться солдаты ответили картечными выстрелами. Спустя несколько дней мятежники организовали новый штурм, и он закончился успехом. И тут исторические события несколько расходятся с сюжетом «Капитанской дочки». Пушкин написал, будто крепость после второго штурма сдалась практически без боя: солдаты не пошли в атаку вслед за офицерами. В реальности дело обстояло иначе, и если бы не предатели, удалось бы ещё какое-то время продержаться.
  5. Роман «Капитанская дочка» получил сразу несколько кинематографических воплощений в XX в. Первая экранизация относится к 1928 г.: режиссёр Юрий Тарич снял ленту «Гвардии сержант».
  6. Пушкин начинает каждую главу с цитаты из писателей XVIII века: Княжнина, Сумарокова, Хераскова, Фонвизина.

Краткое содержание

Экскурс

Краткое содержание капитанская дочкаГлавный герой повести – Пётр Гринёв – был единственным ребенком в семье майора Андрея Петровича и потомственной дворянки Авдотьи Васильевны. Его семья была не из бедных: у них имелось триста душ крестьян, богатый дом и много земли.

Братья и сестры Петра умерли еще в младенческом возрасте. С ранних лет мальчика воспитывал Архип Савельич – преданный слуга семьи. Он рассказывал Петру о природе, о героях былин, брал его на рыбалку. Однако отец хотел, чтобы сын получил хорошее образование и пригласил для него гувернера из Москвы – месье Бопре. Тот был парикмахером, но знал французский язык и правила поведения в обществе. Савельич очень расстраивался и говорил, что эта идея не приведет к добру – новый воспитатель сразу не понравился старику. Он оказался прав: француз совсем не занимался с мальчиком и вел распутный образ жизни. Вскоре Андрей Петрович выгнал месье Бопре из своего имения.

На службу!

По правилам, юных дворян с раннего детства приписывали к какому-либо полку императорского войска. Отец Петра Гринёва заменил полк, в который определили молодого человека: теперь он должен был отправляться не в гвардию, а в отдаленный гарнизон в Оренбургской губернии. Офицер считал, что в Петербурге его сын ничему не научится. Пётр расстроился: ему хотелось поехать в столицу. Из-за того, что юному дворянину всего лишь семнадцать, с ним поехал Савельич, которому доверили все деньги и багаж.

Буран в степи. Иллюстрация М. Малышева

Во время первой остановки в трактире Пётр объявил Савельичу, что тот должен ему во всем повиноваться и потребовал выдать ему деньги для покрытия долга. Оказалось, что юноша проиграл в бильярдном состязании ротмистру Зурину, и теперь должен ему сто рублей. Савельич упрашивал Гринёва попросить соперника простить ему проигрыш за неопытностью лет, но Пётр стоял на своем, повторяя, что оплата долга является делом чести.

Буран в степи

После того, как долг был оплачен, Гринёв пообещал Савельичу больше не совершать таких промахов. Приближался ураган. Юноша приказал ямщику продолжать поездку, и вскоре они застряли в степи и решили переночевать в пути. Им помог проходящий мимо человек, закутанный в старый армяк. Следуя за ним, Пётр и его спутники добрались до ближайшей избы. В знак благодарности Гринёв хотел дать ему немного денег, но Савельич отказал, и юноша подарил мужчине заячий тулуп.

В Белогорской крепости

Через некоторое время Пётр добрался до своего гарнизона. Крепость располагалась в сорока верстах от Оренбурга, на Яицком берегу. Живущие здесь люди занимались охотой, рыбалкой, огородничеством. Те, кто служил, тренировались на плацу и иногда стреляли из единственной пушки.

В доме у Мироновых. Иллюстрация П. Соколова

Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича состояла из трех человек: его самого, жены Василисы Егоровны и дочери Машеньки. Василиса Егоровна заправляла всеми делами. Она сильно отличалась от матери Гринёва, которая часто плакала из-за строгости Андрея Петровича.

Коварство Швабрина

Дни службы были довольно однообразными. Вскоре Пётр стал замечать откровенную неприязнь, выказываемую по отношению к нему его коллегой Алексеем Швабриным. Это произошло из-за того, что Швабрину понравилась дочь коменданта, и он воспринял Гринёва как соперника, тем более Маша ответила отказом на предложение Швабрина. Он начал опускать девушку в глазах Петра, однако тот видел, что на самом деле Маша – хорошая и честная девушка. Родители волновались за судьбу дочери: у нее не было приданого, и поэтому она могла навсегда остаться незамужней.

Дуэль и письмо домой

Как-то раз Пётр сочинил стих, в котором встречалось имя Мария. Швабрин, которому он показал свое произведение, рассмеялся, сказав, что сердце дочери коменданта нужно завоевывать не поэзией, а материальными вещами, например, парой новых сережек. Гринёв, рассердившись, назвал Алексея лжецом, и тот вызвал Петра на дуэль – такое оскорбление было серьезным для офицера. Молодые люди решили драться на шпагах. Секунданту – поручику Ивану Ивановичу – удалось предотвратить

Гринёв и Пугачёв. Иллюстрация С. Герасимова

кровопролитие, но соперники встретились еще раз. Когда Гринёв повернулся к прибежавшему к ним Савельичу, Швабрин нанес ему ранение чуть ниже плеча. После этого Пётр пять суток провел без сознания. Когда юноша пришел в себя, он увидел, что возле него сидит Маша.

Гринёв понял, что очень сильно любит эту девушку. Он написал письмо родителям, в котором попросил их дать благословение на свадьбу с Машей. Она согласилась стать его женой при условии, что его родители не будут против. Однако Андрей Петрович из-за дуэли ответил отказом – он решил, что сын его пока не повзрослел, если готов рисковать жизнью по всяким пустякам вроде стихотворений.

Волнения в городе, нападение на крепость

В гарнизоне ходили слухи о неспокойном положении в городе: Емельян Пугачёв собрал народ и идет на царя. Комендант начал подготовку к обороне, но понимал, что силы невелики, а подкрепление маловероятно: одна надежда, что восставшие пройдут мимо. Но этого не произошло. Иван Кузьмич попросил увезти дочь и сказал прощальные слова ей и жене, но женщинам не удалось уехать: дороги к Оренбургу уже были перекрыты. Часть населения перешла на сторону восставших, и Белогорская крепость сдалась. Захватчики предложили коменданту и офицерам дать присягу новому правителю – Пугачёву, но те отказались. За это восставшие казнили Ивана Кузьмича и Ивана Ивановича. Следующим должен был стать Пётр Гринёв, но Савельич упал в ноги Емельяну Пугачёву и стал умолять самозванца отпустить молодого офицера и казнить его вместо юноши. Пугачёв сказал, что отпустит Петра просто так. Вечером Савельич напомнил молодому человеку о том прохожем, которого они встретили в пути. Человек, которому Пётр подарил заячий тулуп – Емельян Пугачёв.

Дуэль Гринёва и Швабрина. Иллюстрация С. Герасимова

Василиса Егоровна попросила казаков отвести ее к мужу, Она думала, что его взяли в плен. Тут она увидела его среди повешенных. Без мужа жизнь стала ей не дорога. Один из восставших смертельно ранил женщину. У Маши, находящейся в доме попадьи, началась горячка. Через стенку от нее остановился Пугачев. Он спросил, кто лежит за перегородкой. Попадья сказала, что это ее племянница. Если бы открылось, что Маша – дочь капитана, смерти ей было бы не избежать.

Тем временем Савельич предъявил Пугачёву счет за испорченные вещи, записав туда и заячий тулуп. Вначале самозванец отказал ему, но вскоре прислал коня, шубу и полтину.

Отъезд из крепости

Пугачёв отпустил Гринёва из крепости. Во время разговора Емельян рассказал Петру калмыцкую сказку про орла и ворона. Молодой человек поехал в Оренбург. На душе у него тяжело из-за Маши – она осталась в крепости. Пётр отправился к генералу и доложил ему о происходящем в крепости, а также заявил о необходимости срочного выдвижения войск. Но на военном совете решили, что это бессмысленно: лучше продолжать оборонять Оренбург.

Восставшие совершали попытки нападения на город, но ему удавалось выстоять. Конники иногда выезжали на разведку неподалеку от Оренбурга. В один из выездов Гринёв встретил урядника, который перешел на сторону Пугачёва. Тот передал ему письмо от Маши. Оказывается, Швабрина назначили новым комендантом, и он грозится через три дня насильно сделать девушку своей женой. Маша написала, что лучше умрет, чем станет супругой Алексея.

Прощание Маши с отцом. Иллюстрация С. Герасимова

После этого Пётр с Савельичем поехали в Белогорскую крепость. Получив личное разрешение Пугачёва, они увезли Машу из крепости. Швабрин сообщил Емельяну, что девушка – дочь бывшего коменданта, но мужчина, верный своему слову, не изменил решения.

Поездка к родным и военное следствие

Вскоре разрозненные отряды восставших отступили за Урал. Пётр отправил Машу к своим родителям – они встретили девушку, как родную. Осуществить это помог ротмистр Зуров.

Через некоторое время молодого человека вызвал следователь. Согласно доносу, Гринёв вступал в отношения с Пугачёвым, неоднократно виделся с ним и, возможно, являлся его шпионом. Автором доноса был не кто иной, как Швабрин, которого недавно арестовали. Пётр понимал, что не может оправдаться, не назвав имени Маши, и решил  молчать. Гринёва приговорили к повешению, но вскоре заменили казнь пожизненной ссылкой в Сибирь. Родители Гринёва были потрясены тем, что их сын оказался перебежчиком. Маша поняла, что Пётр не стал оправдываться из-за нее — для юноши было лучше пойти на каторгу, чем подвергать любимую подозрению.

Развязка

Маша решила отправиться в Царское Село на аудиенцию к императрице. Родители Петра подумали, что ей не хочется выходить замуж за изменника и отпустили ее, но через несколько дней девушка вернулась, привез

я с собой бумагу с оттиском императорской печати. В ней говорилось о полной невиновности Петра Гринёва. Его надлежало отпустить и снять с него все обвинения в измене и

шпионаже. Маша смогла доказать императрице, что молодой человек виделся с Пугачёвым лишь для того, чтобы спасти ее из крепости, что Пётр – благородный и честный офицер, никогда не предававший Отечества. Императрица одарила Машу богатым приданым, сказав, что это – то немногое, что она может сделать для дочери капитана Ивана Миронова. Через некоторое время сыграли свадьбу и молодожены решили поселиться в Симбирской губернии.

Вскоре Емельяна Пугачёва привезли на Красную площадь для проведения казни на лобном месте. Пётр приехал в Москву, чтобы взглянуть в глаза бунтовщику. Юноша был многим ему обязан.

Список литературы

  1. Макогоненко, Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина / Г.П. Макогоненко. — М.: Художественная литература, 1977 г.
  2. Сарычев, И. О. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения / И.О. Сарычев. — М.: АСТ, Астрель, 2005 г.
  3. Красовский В.Е., Леденёв А.В. Роман «Капитанская дочка»/ Литературный справочник для школьников и студентов. — М.: АСТ, 2002 г.
  4. Прокофьева Н.Н. А.С.Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. — М.: Просвещение, 1999 г.
  5. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1977 г.
  6. Комаровская А.И. О некоторых возможностях анализа образа Пугачева// Пушкин в школе: Сборник статей. — М.: Просвещение, 1974 г.
  7. Лахотский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. — М., 1956 г.
  8. Кудряшов Н.И. Анализ литературного произведения и задачи развития учащихся // За творческое изучение литературы в школе. — М., 1968 г.

Известные цитаты

Береги платье снову, а честь смолоду.

Андрей Петрович Гринёв. Глава 1.

Наставления отца Петра Гринёва во время прощания с сыном.

Господь не выдаст, свинья не съест!

Иван Игнатьевич. Глава 6.

Слова Ивана Игнатьевича в разговоре с Василисой Егоровной.

Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя.

Пётр Гринёв. Глава 4.

Пётр Гринёв о своём литературном творчестве.

Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию.

Маша Миронова. Глава 4.

Слова Маши Мироновой после того, как она узнала о несостоявшейся дуэли.

Как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Пётр Гринёв. Глава 2.

Пророческий сон Петра Гринёва.

Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

Пётр Гринёв. Глава 6.

Пётр Гринёв, выступая в роли рассказчика, обращается к читателю.

Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

Пётр Гринёв. Глава 13.

Слова Петра Гринёва о последствиях Пугачёвского восстания.

С лихой собаки хоть шерсти клок.

Архип Савельич. Глава 9.

Слова Архипа Савельича о лошади и овчинном тулупе, полученных от Пугачёва.

Умирать так умирать: дело служивое!

Иван Кузьмич. Глава 7.

Мятежники окружили Белогорскую крепость.

Человек пьющий ни на что не годен.

Архип Савельич. Глава 1.

Наставления Архипа Савельича болеющему с похмелья Петру Гриневу.

Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Емельян Пугачёв. Глава 11.

Из сказки, которую Пугачёв рассказал Петру Гринёву.

Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное.

Пётр Гринёв. Глава 5.

Примирение Петра Гринёва и Швабрина после дуэли.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 5.4k 👀