«Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина, одно из самых значительных произведений русской литературы. В нём отразилась вся жизнь русского общества начала XIX века.
История создания
Замысел произведения пришёл к Пушкину в Гурзуфе, но не как романа, а сатирической поэмы. В посёлке на южном берегу Крыма поэт пробыл несколько недель в 1820 году. Он гостил у генерала Н. Н. Раевского, героя войны 1812 года. Там поэт открыл для себя Байрона, увлёкся идеями декабристов, поэтому «Евгений Онегин» задумывался как острая сатира на молодых людей, бесславно прожигающих свои силы, ум, возможности. Пушкин начал работу над романом в мае 1823 года, когда находился в Южной ссылке. В Кишинёве и Одессе написаны первая, вторая и начало третьей главы. Главы с третьей по шестую окончены в Северной ссылке с 1824 по 1826 год. Седьмая глава была завершена в Москве в 1828 году. В 1830 году написано «Путешествие Онегина», а в 1831-м – письмо Онегина. В романе нашли отражение «путешествия» самого поэта: он пишет о Москве, находясь в ней, о жизни зимой в деревне, пребывая в Михайловском.
Основные даты написания
- 9 мая 1823 – начало работы над романом;
- 26 апреля 1830 – окончена восьмая (изначально девятая), т.е. последняя глава.
- 5 октября 1831 – написано письмо Татьяны Онегину. Поставлена точка в работе над текстом.
Период написания романа почти совпадает с его внутренней хронологией (описанные события происходят с 1819 по 1825 год).
Публикация произведения
Роман печатался 8 лет – с 1825 по 1832 год. Самый большой тираж был у первой главы – 2 400 экземпляров, у остальных – по 1 200 экземпляров. Все главы, кроме 2-й, печатались в типографии Департамента просвещения, в Петербурге. Издателем стал преданный друг Пётр Александрович Плетнёв, сам поэт и критик. Книжки, оформленные изящно и просто, быстро и охотно раскупали, несмотря на дорогую стоимость. Общество с нетерпением ждало продолжения романа. В «салонах» часто спорили о судьбе Онегина, об их отношениях с Татьяной. Успех «Евгения Онегина» у современников был чрезвычаен. Многогранность и глубину произведения признавали и те, кто восхищался романом, и те, кто критиковал его. В 1833 г. Пушкин издал «Евгения Онегина» в окончательном виде и полном составе (одной книгой). Второе издание романа вышло в январе 1837 г. почти без всяких изменений.
Жанровые особенности
Первоначально Пушкин хотел создать роман «Евгений Онегин» как комедию, похожую на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски, в которых главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом замыслы автора изменились. Вопрос о жанре «Евгения Онегина» не имеет однозначного ответа. Некоторые критики относят произведение к поэме, не отрицая при этом наличие признаков романа. Сам А. С. Пушкин называл своё детище романом в стихах. Такое определение оправдано, так как произведение написано в стихотворной форме, имеет признаки романа: социально-исторические и бытовые описания, множество героев, сложная структура. Роман в стихах – это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много авторских отступлений, размышлений, чувств. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе описываются события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Пушкин использовал черты всех известных в время жанровых разновидностей романа: роман-воспитание, роман-биография, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман.
- Стихотворный размер: четырёхстопный ямб
- Направление: реализм с элементами романтизма
- Переход от реализма к романтизму
Лирический герой в роли автора выступает хроникёром жизни Онегина, даёт оценки его поступкам и выражает своё отношение к ним. Всего в романе около 27 отступлений и 50 мелких вставок. Пушкин создаёт иллюзию диалога с читателем, шутит, иронизирует, оценивает, философствует. Иллюзия беседы с читателями делает повествование лёгким и дружелюбным.
Языковые особенности
Сам поэт назвал роман «собраньем пёстрых глав» в посвящении Плетневу. Это высказывание поэта справедливо и по отношению к языку романа «Евгений Онегин». В произведении представлены самые разнообразные элементы лексики, средства художественной выразительности. Так, в первой главе автор использует стиль светской речи. Представлены иностранные слова («боливар», «панталоны», «фрак», «жилет», «сплин», «денди»); непереводимые заимствования («roast-beef»); книжные выражения («отступник бурных наслаждений»); реминисценции из греко-римской мифологии («Фобласа давний ученик», «подобный ветреной Венере», «Дианы грудь, ланиты Флоры», «ножка Терпсихоры», «лобзать уста младых Армид», «обоих ожидала злоба слепой Фортуны и людей»).
Характеризуя Ленского, автор передаёт все особенности языка романтической поэзии: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнём душа воспламенилась в нём». Передавая мысли юного поэта перед дуэлью, А. С. Пушкин использует витиеватые метафоры, развернутые сравнения, книжные выражения. Язык текста афористичен, и многие выражения вошли в разговорную речь, стали крылатыми.
С большой теплотой пишет А. С. Пушкин о своей любимой героине – Татьяне Лариной. Здесь часто встречается эпитет «милая»: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна», «и меркнет милой Тани младость». Рассказывая о её любви поэт использует эпитеты и метафоры: «пьет обольстительный обман», «ты пьешь волшебный яд желаний», «ланиты мгновенным пламенем покрыты». Татьяна пишет письмо Онегину по-французски. Однако в нём раскрывается душа русской девушки: «по сердцу я нашла бы друга», «к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня». Близость речи Татьяны к народной ощущается и в разговоре с няней.
В главах, посвящённых описанию деревенской жизни, поэт часто использует живую разговорную речь, просторечие (речь няни Татьяны, ключницы Анисьи и разговоры старушки Лариной). Отметить можно также наличие в романе архаизмов: «алчны», «ланиты», «алкало», «отроковицы», «очи», «уста», «в персях», «велеречивый». В романе много литературных терминов: «мадригал», «ямб», «хорей», «эпиграфы», «эпиграммы». Поэт размышляет о науках, искусстве, театре. Также часто встречаются литературные, артистические, научные имена (Дидло, Истомина, Гомер, Феокрит, Адам Смит, Шаховской, Ричардсон и т.д.).
Таким образом, язык в «Евгении Онегине» очень разнообразен. Это синтез языковых стилей, который объединяет культуру литературного «дворянского» языка с живой русской речью. Речь героев и самого автора становится средством характеристики, создаёт определённый историко-культурный контекст.
Литературные приёмы
- Авторское присутствие. Пушкин взаимодействует с читателями и героями. Он подчеркивает, что Онегин – его приятель, а не его портрет.
- Эпиграфы. Каждый эпиграф не только раскрывает идею главы, но и выражает отношение автора.
- Психологичность портретов героев. Например, Татьяна изображена отчуждённой от общества, но в тесном единении с природой. Детали её внешности почти не фигурируют.
- Лирические авторские отступления. Пушкин рассуждает на разные темы:
-
- о Петербурге, балах и женских ножках;
- о поэзии, призвании поэта и влиянии литературы на умы людей;
- о быстротечности времени, молодости и зрелости, мечтах юности;
- о жизни в сельской глуши, картинах природы;
- о Наполеоне, войне 1812 года, столице, несгибаемом характере русских;
- о состоянии дорог и транспорта, плохой жизни в провинции и т.д.
- Зеркальные и символичные сцены:
-
- Сначала влюблённая Татьяна пишет письмо Онегину, потом Онегин влюблён и также пишет письма Татьяне.
- Объяснения с Татьяной повторяются дважды: в саду и в финальной сцене.
- Сон Татьяны предсказывает её замужество.
- Перекликаются между собой жизнь Онегина в столице и в деревне.
- Дружба Ленского и Онегина, а после – дуэль.
Онегинская строфа
Онегинская строфа – строфа из 14 стихов (строк) 4-х стопного ямба, в которой представлено особое чередование мужских и женских рифм, специально созданная А. С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин». Ямб – размер, близкий к живой разговорной речи, он позволяет поэту вести живой разговор с читателем. В основу строфы был положен сонет – 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. Обычно первое четверостишие в онегинской строфе даёт тему, второе – развитие этой темы, третье – кульминацию, двустишие – концовку. Такое сложное построение делает онегинскую строфу своеобразным «стихотворением в стихотворении».
Смысл названия
- Все события разворачиваются вокруг Евгения – главного героя. Он – наследник большого состояния, кутила. Молодой человек от скуки приехал в деревню, познакомился с Ленским, Лариными и сильно повлиял на их судьбы.
- Образ героя – «портрет» молодых людей того времени. Почти в каждом можно было найти черты Онегина.
- Роман написан в стихах. Сочетание имени Евгений и фамилии Онегин не режет слух, не выбивается из общей фоновой картины. Оно ритмично и к нему без проблем подбирается рифма.
Система образов
Главные герои
- Евгений Онегин – молодой состоятельный дворянин, разочарованный, циничный, ни во что не верящий.
- Татьяна Ларина – молодая глубоко духовная провинциальная дворянка.
- Владимир Ленский – богатый дворянин, наивный юный мечтатель, приятель Онегина.
- Автор-рассказчик – товарищ Онегина, очевидно это сам А. С. Пушкин.
Второстепенные герои
- Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны, весёлая, жизнерадостная, ветреная.
- Зарецкий – дворянин, сосед и приятель Ленского и Онегина.
- Филипьевна – добрая няня Татьяны, крепостная крестьянка.
- Князь N – влиятельный столичный аристократ, богатый генерал, муж Татьяны.
В «Евгении Онегине» образы выстроены по степени их значимости для автора. На первый план выходят образы персонажей, вокруг которых концентрируется предметный ряд: образы окружающей их природы, жилищ, личных вещей. Так, раскрытию характера Онегина помогает описание его кабинета, где главное – не книги и бумаги, а «щётки тридцати родов» и «духи в гранёном хрустале». Костюм Онегина тоже говорит сам за себя. На «денди лондонском» панталоны, фрак, жилет, модный боливар, намекающий на любовь к свободомыслию. Светский Петербург, где герой проводит детство и юность, тоже даёт ключ к прочтению образа героя. Этот город – нарядный, дорогой, роскошный. Здесь каждый занят тем, какое он производит впечатление.
Вещный мир онегинского окружения уступает миру, окружающему Татьяну. Для её характеристики поэту недостаточно изображения внешности, не встречаются в романе и платья, украшения Татьяны. Среди её вещей важно подчеркнуть множество книг. С ними она проводит дни и ночи. Интересная предметная деталь – сонник Мартына Задеки, по которому барышня гадает о будущем. В прорисовке образа Татьяны значимы детали русского пейзажа. Они подчёркивают близость героини к природе.
Такие персонажи как Ольга и Ленский описаны поверхностно. Это герои второго плана. В романе нет подробных описаний окружающих их предметов. Их портреты слегка карикатурны: «Всегда восторженная речь, и кудри чёрные до плеч» (Ленский), «Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела…» (Ольга).
Герои третьего плана изображены без особых деталей. Это соседи Лариных по имению: Пустяковы, Петушковы, Буянов, Зарецкий и другие. Их мысли заняты то «жирным пирогом», то «именинным куплетом», то сплетнями. В их мире всё повторяется из года в год.
Композиция
Особенности композиции произведения Пушкина подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей, которые имеют законченную сюжетную линию.
- Экспозиция – знакомство с главным героем, описание его столичной жизни.
- Завязка – приезд Онегина в деревню, знакомство Онегина с Ленским, знакомство Онегина с Лариными.
- Развитие действия – признание Татьяны в любви.
- Кульминация – дуэль между Онегиным и Ленским.
- Развязка – встреча замужней Татьяны и Онегина, их объяснение, в результате которого Татьяна отвергает Онегина.
Финал романа открытый, нет определённости дальнейшей судьбы героя.
Конфликт произведения
Онегин и Ленский (дружба)
На именинах Татьяны Онегин хочет отомстить Ленскому за то, что тот привёл его на скучный праздник. Для этого он приглашает Ольгу на танец. Ленский воспринимает эти ухаживания всерьёз и вызывает друга на дуэль. Страх осуждения со стороны, боязнь, что его посчитают трусом, заставляет Онегина принять вызов. Евгений хотел избежать дуэли: проспал, опоздал на несколько часов. Противник мог уехать, признав дуэль несостоявшейся. Но Ленский всё же убит: поэт-мечтатель гибнет при столкновении с реальностью.
Онегин и Татьяна (любовь)
Признаваясь в любви первой и отправляя письмо мужчине без согласия матери, Татьяна, с одной стороны, нарушает все законы светского общества, с другой, проявляет себя искренне и независимо. Онегин отчитывает Татьяну за этот легкомысленный поступок. Встретив изменившуюся Татьяну через несколько лет на балу, пораженный её красотой, изяществом и тактом, Евгений влюбляется. Но она замужем за его родственником, близким его кругу человеком.
Онегин и общество
Личность Онегина примечательна: он является продуктом своей среды, но при этом ненавидит её. Выращенный среди столичного дворянства, Евгений тяготится этим обществом. Оно вызывает у него или скуку, или равнодушие, или неприязнь. В столице он живёт по «мёртвым» законам социума, всё делает по инерции, без удовольствия. Пушкин обращает внимание на то, что общество делает из молодых людей скучающих разочарованных «стариков», которые не могут больше наслаждаться жизнью, влюбляться. Но надежда есть – Евгений начинает полноценно жить и возрождаться через любовь.
Основная идея
Основная мысль романа «Евгений Онегин» заключается в критике существующего жизненного порядка, который обрекает незаурядные натуры на одиночество и гибель. Ведь сколько потенциала в Евгении, а дела нет, только светские интриги. Сколько душевного огня во Владимире, а кроме гибели его может ждать только опошление в крепостнической, удушающей среде. Сколько душевной красоты и ума в Татьяне, а она может только быть хозяйкой светских вечеров, наряжаться и вести пустые разговоры.
Тематика и проблематика
№ |
Тема |
Проблема |
1 |
Человек и общество
|
Происходит разобщение человека и общества из-за разрушения духовных основ. Человек не чувствует себя ответственным за то, что происходит в обществе. Но и общество не способно создать условия для развития и реализации личности, для обеспечения социальной справедливости. Поэтому дворянское сословие проводит время в праздности и бесполезных развлечениях, а народ загибается от поборов и тяжкого труда. |
2 |
Русская жизнь
|
В книге показан быт и воспитание в свете, в столице, деревенский быт, нравы и занятия, нарисованы типичные и при этом уникальные портреты персонажей. Спустя почти два века в героях находятся черты, присущие и современным людям, эти образы глубоко национальны. |
3 |
Дружба
|
Евгений Онегин и Владимир Ленский были приятелями. Но можно ли считать эту дружбу настоящей? Они сошлись по случаю, от скуки. Евгений искренне привязался к Владимиру, который своим душевным огнем согревал холодное сердце героя. Однако Евгений думает только о себе, ему абсолютно неважны чувства других людей, поэтому он не смог сохранить товарища. Онегин предал дружбу ради того, чтобы сохранить свое лицо перед обществом, которое он так презирал. |
4 |
Истинная любовь
|
В образе Татьяны выражена истинная любовь. Она может развиться вопреки всему и остаться на всю жизнь. Онегина никто не любил и не полюбит так, как главная героиня. Упустив такое, остаешься несчастным на всю жизнь. В отличие от жертвенного, всепрощающего чувства девушки, эмоции Онегина – это самолюбие. |
5 |
Лишний человек
|
Евгений не может найти себе применения в жизни. Он сторонится людей, ответственности, предназначения, вечно бежит от себя и обстоятельств. Поэтому общество отвечает ему тем же: никто не сокрушается о его состоянии, никто не проявляет искреннего интереса. В мире он не оставил следа за собой, как будто его и не было. Однако именно окружение воспитало Онегина таким разочарованным. Именно оно предпочитало видеть в дворянах поверхностность, направленность всех их усилий на создание светского блеска |
6 |
Эгоизм
|
Проблема эгоизма отражается в образе главного героя. Поняв, что никто его не полюбит в холодном и равнодушном мире, Евгений стал сам себя любить больше всех на свете. Поэтому ему плевать на Ленского (он только развевает скуку), на Татьяну (она может отнять свободу), он думает только о себе, но за это наказан: остается совершенно один и отвергнут Татьяной. Онегин убил Ленского, защищая свою репутацию, отказал Татьяне, оберегая свой покой, пытался соблазнить ее, только бы обрести блаженство. Он готов на все, лишь бы приобрести очередную выгоду для себя. |
7 |
Долг и чувство
|
Несмотря на свою любовь к Онегину, пронесённую через всю жизнь, Татьяна остаётся с мужем. В отличие от Онегина, она не индивидуалистка, не эгоистка. Личное счастье в отрыве от счастья и спокойствия других людей для неё не существует. |
8 |
Мечта и реальность
|
Татьяна в начале романа – простая, мечтательная девушка. После переезда в Москву она превращается в солидную даму, выходит замуж. Женщина не отрицает, что любит Онегина, но в реальности она замужем, верна и предана супругу. |
9 |
Необходимость реформ и изменений
|
В обществе наблюдается перекос в сторону западных ценностей, причем на поверхностном уровне. Нет ощущения национальной идентичности, понимания, что было бы лучшим для страны. Виден застой в экономической и социальной сферах жизни. |
10 |
Неприспособленность людей к общественно значимой деятельности
|
Главный герой не может применить себя ни в какой сфере, он не создает семью, не посвящает себя служению Отечеству, не делает ничего полезного для себя или людей. При этом он утрачивает и способность радоваться развлечениям светской жизни, ведь за ней пустота, ложь, фальшь и эгоизм. Умом и душой он видит пороки общества, но ничего не может с этим сделать, разве что пассивно устраниться от света. |
Критика романа
Отзывов о романе «Евгений Онегин» написано великое множество. Первые публикации приняли очень критично: Пушкина обвиняли в отступлении от главного сюжета, находили эти отступления утомительными. Одним из первых, кто осознал значение произведения, был В. Г. Белинский.
В.Г. Белинский
Белинский называет роман «энциклопедией русской жизни». Он оценивает героев романа как обычных представителей общества в определённых жизненных условиях. Про Онегина он пишет:
«…бездеятельность и пошлость жизни душит его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется».
Белинский верит в возможное возрождение Онегина:
«Что сталось с Онегиным потом? … Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать».
В итоге Белинский приходит к такому выводу:
«В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития».
А.И. Герцен
Герцен продолжил идеи Белинского и сопоставил роман с революционными переменами в русском обществе:
«Каждая песнь „Онегина“, появлявшаяся после 1825 года, отличалась все большей глубиной. Первоначальный план поэта был непринужденным и безмятежным; он его наметил в другие времена, поэта окружало тогда общество, которому нравился этот иронический, но доброжелательный и веселый смех. Первые песни „Онегина“ весьма напоминают нам язвительный, но сердечный комизм Грибоедова. Слезы и смех – все переменилось…».
Е.А. Баратынский
Одно из первых замечаний по роману принадлежит Баратынскому, который в своём письме Пушкину сожалеет о непонимании романа среди большинства читателей:
«Вышли у нас еще две песни „Онегина“. Каждый о них толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят и все читают… Большее число его не понимает. Ищут романтической завязки, ищут обыкновенного и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностию вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех ее изменениях проходит перед их глазами».
К.Ф. Рылеев
Не нашёл понимания роман и среди писателей-декабристов, которые расходились с Пушкиным в понимании искусства. Так Рылеев не считает «Онегина» лучшим произведением автора:
«…я ещё не читал вполне первой песни Онегина. Теперь я слышал всю: она прекрасна; ты схватил всё, что только подобный предмет представляет. Но Онегин, сужу по первой песни, ниже и Бахчисарайского фонтана и Кавказского пленника…».
Ф.В. Булгарин
Сильное недовольство вызвал роман среди реакционной критики. Подробное описание жизни простых людей оценивалось негативно. От поэзии требовали возвышенности. Булгарин пишет:
«Мы никогда не думали, чтобы сии предметы могли составлять прелесть поэзии и чтоб картина горшков и кастрюль et cetera была так приманчива. В чем состоит истинное достоинство поэзии?.. в приличном выборе предмета, достойного поэзии…».
Н.А. Добролюбов
В отзывах 50-60-х годов сочетается высокая оценка значимости образа Онегина с его осуждением. «Лишний» человек больше не кажется прогрессивным. В статье Добролюбова указано:
«Его Онегин не просто светский фат; это человек с большими силами души, человек, понимающий пустоту той жизни, в которой призван он судьбою, но не имеющий довольно силы характера, чтобы из нее выбраться».
Д.И. Писарев
Крайне негативные оценки получил роман от Писарева. Как истинный нигилист, Писарев считал, что для движения вперёд нужно разрушить все старое. Об Онегине он пишет:
«…с онегинским типом мы не связаны решительно ничем; мы ничем ему не обязаны; это тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей».
Нелестно отзывается Писарев даже о Татьяне, называя ее существом с испорченным романтическими романами воображением.
Ю.М. Лотман
Серьезный вклад в изучение романа внёс выдающийся литературовед Ю. М. Лотман. Он приводит расшифровку малопонятных современному читателю слов и выражений, раскрывает скрытые намёки. Лотман пишет:
««Евгений Онегин» – трудное произведение. Самая лёгкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчеркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах…».
Значение
В произведении показана жизнь разных слоев населения. Поэт описал все стороны русской действительности того времени: Онегин и Ленский – представители столичного общества, Ларины – поместные дворяне, также поэт касается жизни крестьянства. До Пушкина к такому широкому охвату не обращался ни один писатель. Уже в 1843 году текст «Евгения Онегина» стали включать в школьные программы. Роман изучают до сих пор, он остаётся одним из центральных произведений. Вобрав в себя ключевые коды русской культуры, понятные и близкие всем, «Евгений Онегин» стал знаковым произведением. Он нашёл отражение в повседневном языке, обогатив его множеством крылатых выражений. Цитаты из романа можно встретить в литературе и искусстве.
Интересные факты
- Количество слов – 24428, знаков с пробелами – около 144600.
- Публиковался «Евгений Онегин» не сразу целиком, а по частям. Почему? Всё просто – так было выгоднее. Плату Пушкин получал за каждую строку. Так, поэт получил гонорар примерно 12.000 рублей. По меркам тех лет сумма была довольно приличная.
- В первой главе главный герой явился на бал в разгар мазурки. Это было непозволительно поздно, потому что проведение балов и поведение участников было строго регламентировано.
- За стрижку Онегина «по последней моде» французы-парикмахеры брали пять рублей. Для сравнения, средний оброк с крепостного крестьянина составлял 20-25 рублей в год.
- «Евгений Онегин» – всего лишь второй роман в стихах в мире. До того, как вышел «Евгений Онегин», в мире было написано одно произведение подобного жанра – «Дон Жуан» Джорджа Гордона Байрона.
- Александр Сергеевич был натурой азартной. Как-то раз он играл в карты и проигрался в пух и прах. Тогда в пылу азарта Пушкин поставил на кон 5-ю главу «Евгения Онегина». Рукопись была очень дорогой – не только из-за своей художественной ценности, но ещё и потому, что издатели платили баснословные 25 рублей ассигнациями за строку. Пушкин проиграл. Но на этом дело не закончилось. Он достал пару дуэльных пистолетов и предложил сыграть на них. На этот раз удача была на его стороне. Поэт отыграл свои деньги и главу «Онегина».
- Вскоре после карточной баталии Пушкин выехал в Петербург и дорогой потерял рукопись 5-й главы. Поэт был в отчаянии. На помощь пришёл его брат Лев Сергеевич, который обладал феноменальной памятью и мог цитировать единожды услышанные стихи. Пятую главу Лев Сергеевич и читал, и слышал в исполнении брата, так что он смог переписать её и выслать брату.
- Онегин не мог быть реальным человеком. На это указывает выбор фамилии для героя. Она была образована от названия большой русской реки Онеги. Звучит неправдоподобно для пушкинской поры. Среди русских дворянских фамилий XIX века существовала группа, образованная от географических названий, в основном городов и уделов. Но большие реки никогда не были в собственности отдельных дворянских домов, а значит и возникновение фамилий от их названий было невозможным. То же самое относится и к Ленскому, чья фамилия образована от названия реки Лены.
- До «Евгения Онегина» в светском обществе не называли девочек Татьянами, так как это имя считалось крестьянским, простым. Однако после выхода знаменитого романа оно очень скоро вошло в моду.
- Окончание романа планировалось иным. Пушкин уже написал девятую главу, в которой описывалось дальнейшее путешествие Онегина до Одессы, но текст содержал слишком критические мысли. Опасаясь гонений, поэт уничтожил единственный экземпляр. Дальнейшая судьба Онегина представлялась Пушкину в двух вариантах: герой воюет на Кавказе или участвует в восстании декабристов. Однако в итоге финал остался открытым.
- Год последних событий в романе 1825, в конце которого и произошло знаменитое восстание декабристов.
- Во время прочтения «Евгения Онегина» можно обратить внимание на пропущенные строфы. Поэт ввёл их для того, чтобы подчеркнуть ход времени, если его по сюжету прошло довольно много. Как, например, в описании поездки Лариных по Москве.
- У Пушкина на счету 20 дуэлей.
- Пушкин намекнул читателю на то, что Ленского похоронили не на кладбище. Так как дуэли были запрещены, его смерть, скорее всего, представили как самоубийство и похоронили вне кладбища.
- «Евгения Онегина» не раз экранизировали. Первая картина вышла на экраны ещё в эпоху немого кино – в 1911 году.
Краткое содержание
Глава 1
Онегин в кабинете. Иллюстрация Е. Самокиш-Судковская
Первые строки знакомят читателя с главным героем – Евгением Онегиным, молодым дворянином, ухаживающим за умирающим дядей, который сделал его наследником своего имущества.
Отец героя промотал свое состояние. Когда Онегин начал выходить в свет, его приняли радушно – он знал французский, отлично танцевал, умел поддерживать светский разговор. Особенно он славился умением обольщать женщин, оставаясь хорошим другом для их мужей и поклонников.
Евгений уделял особое внимание своей внешности. С балов герой возвращался под утро, спал до обеда, затем получал очередное приглашение на бал.
Постепенно такая жизнь ему надоела. Ему стало скучно, им завладела «русская хандра». Он даже пробует начать писать романы, но ничего не выходит из-за отсутствия терпения и усидчивости. Онегин превращается в желчного молодого человека, способного на жестокие шутки и насмешки.
В это время с Евгением знакомится рассказчик. Они планируют покинуть Петербург, но этому не дает сбыться смерть отца героя. За отцовские долги Онегин отдает все состояние. Но умерший еще до приезда племянника дядя Евгения оставляет ему в наследство имение – леса, заводы, земли.
Глава 2
Владимир Ленский. Иллюстрация Д. Белюкин
Евгений поселился в деревне, его домик на берегу речки окружал живописный сад. Ради потехи он заменил барщину оброком, в связи с чем соседи-дворяне считали его опасным чудаком. Сам он избегал знакомства с ними.
В одно из соседних селений из Европы вернулся молодой романтик Владимир Ленский. Он поэт, мечтающий постичь тайны бытия. Постепенно молодые люди стали хорошими друзьями.
Ленский обсуждал с другом свои стихи, философствовал о цели жизни. Онегин со снисходительной улыбкой выслушивал жаркие речи приятеля, но старался не переубеждать его восторженности. Владимир однажды признался, что влюблен в Ольгу Ларину, подругу детства.
Ольга была девушкой веселой, легкомысленной, довольно миловидной. Совсем другой была ее старшая сестра Татьяна: молчаливая, боязливая девушка, читающая серьезные романы европейских просветителей Руссо и Ричардсона.
Глава 3
Татьяна в тишине лесов… Иллюстрация Л. Тимошенко
Ленский каждый вечер находился у Лариных. Онегин не понимал, что его могло заинтересовать в простой деревенской семье, где все говорят только о хозяйственных делах. Как-то Евгений попросил друга познакомить его с Ольгой. Ленский пригласил его поехать с ним.
На обратном пути Онегин признался мечтательному поэту, что семья ему понравилась, но интереснее для него была не Ольга, а Татьяна, спокойная и молчаливая, как Светлана из поэмы Жуковского. Приезд Онегина положил начало сплетням о помолвке Татьяны и Евгения. Девушка понимает, что и впрямь влюбилась в столичного дворянина. Она представляет героем всех прочитанных романов, мечтает о нем, гуляя по саду с книгой стихов о любви.
Однажды она просит няню рассказать о своей молодости и любви. Но та рассказывает, что замуж она вышла в 13 лет за десятилетнего мальчика. Поэтому что такое любовь, она не знает. Девушка тоскливо вглядывается в луну. Ей приходит в голову написать письмо любимому человеку на французском языке.
Она сообщает о том, что не решилась бы открыться, если бы точно знала, что сможет хоть изредка с ним видеться. Она чувствует, что вся ее жизнь была нацелена на встречу с ним, что она с детства видела его во сне. Татьяна доверяет ему свою судьбу, признаваясь в любви.
Татьяна пишет письмо Онегину. Иллюстрация Е. Самокиш-Судковская
Утром девушка просит няню отнести письмо Онегину. Два дня ждала она ответа. Наконец он наносит им визит. Татьяна, испугавшись, прячется в саду. Еле смирив волнение, она выходит в аллею и видит там мрачного Евгения.
Глава 4
Онегин, разочаровавшийся в светских красавицах, был тронут искренним письмом Татьяны. Ему не хотелось обмануть доверчивость и наивность девушки. Юноша благодарит Ларину за откровенность и представляет ей свою исповедь. Он признается, что если бы хотел жениться, то не искал бы лучшей жены, чем она. Но ему не суждено быть счастливым. Он предлагает ей братскую любовь и в конце своей речи наставляет девушку: желает ей иметь больше самообладания, потому что на его месте мог оказаться тот, кто погубил бы ее репутацию навсегда.
После разговора с Онегиным, Татьяна стала еще грустнее из-за безответной любви. Вокруг уже поговаривали, что ей пора выходить замуж. Ольга и Ленский были счастливы.
Онегин избегает общества, читает книги. Зимним вечером приезжает Ленский. Он расспрашивает друга о сестрах Лариных. У Владимира и Ольги назначена свадьба через две недели. А Онегина пригласили на именины старшей сестры.
Глава 5
Сон Татьяны. Иллюстрация Л. Тимошенко
Татьяна Ларина любила русские крещенские гадания. Однажды, ложась спать, она положила под подушку зеркальце. Ей привиделось во сне, что она бредет по сугробам в полной тьме. Впереди река и хрупкий, шаткий мостик над ней. Девушка боится идти по мостику, но медведь на другом берегу помогает ей. Она убегает от зверя, но тот преследует ее. Тогда обессилевшая девушка падает. Медведь несет ее в шалаш к своему куму. За дверями стоит шум, похожий на крики как на похоронах. Заглянув за дверь, она увидела чудовищ, которых возглавлял Онегин. Молодой человек отгоняет чудовищ от девушки, садится с ней на скамью и склоняет ей на плечо голову. Входят Владимир и Ольга. Онегин бранится на них, затем вонзает нож в Ленского. Татьяна просыпается.
Наступает день именин Татьяны. Съезжаются гости, среди них Ленский и Онегин. Евгения посадили напротив героини торжества. Она не поднимает глаз, на которые наворачиваются слезы. Видя это, Онегин рассердился на Ленского, пригласившего его, и решил ему отмстить. Он весь вечер танцует с Ольгой, заставляя друга ревновать. В результате Владимир вызывает приятеля на дуэль и уезжает.
Глава 6
После отъезда Ленского, Онегин перестает даже замечать Ольгу. Вскоре возвращается домой. Утром ему приносят записку с приглашением на дуэль. Евгений соглашается, хотя и винит себя в злой шутке над поэтом. Дуэль должна состояться на рассвете у мельницы.
И. Репин. Дуэль Онегина и Ленского.
Перед смертельной встречей Владимир приезжает к Ольге, желая смутить ее. Но она так рада ему, что ревность покидает сердце юноши. Весь день проходит для Ленского как в тумане. Вечером он готовит пистолеты и пишет для Ольги предсмертные стихи с просьбой посетить его могилу.
Евгений опаздывает на дуэль. Противники сходятся. Онегин поднимает пистолет первым и стреляет. Ленский убит. Онегин в отчаянии глядит на его бездыханное тело.
Похоронили поэта у ручья в тени раскидистого дерева.
Глава 7
Ольга скоро забыла жениха и вышла за улана. Татьяна же продолжала любить Евгения. Однажды во врем прогулки она вышла к его дому. Слуги впустили ее, и она внимательно изучила обстановку комнат. С тех пор она стала приходить туда часто, вникала в книги, которые читал Онегин, пыталась распознать, что он за человек.
В семье Лариных начались попытки выдать Татьяну замуж. Ее везут в Москву на «ярмарку невест». Девушка равнодушно повинуется воле родных. В конце концов на нее обращает внимание «толстый генерал».
Глава 8
Ужель та самая Татьяна… Иллюстрация Л. Тимошенко
На одном светском балу читатель вновь встречается с Онегиным. Сейчас ему 26 лет, он до сих пор не женат, по-прежнему скучает. Евгений много лет путешествовал, это ему также наскучило.
Раут посещает великосветская дама под руку с генералом, которая привлекает внимание всех присутствующих. В ней Онегин узнает Татьяну. Когда Онегина подводят к ней для знакомства, она ни одним движением не выдает своего трепета. Онегин же в растерянности: ему не верится, что перед ним та самая наивная Татьяна, которая писала ему письмо.
Утром Онегина приглашает в гости князь N – муж Тани. Онегин спешит увидеть княгиню, которая словно не замечает его. В отчаянии он пишет ей письмо, где открывает свою любовь. Но ответа он не получает. Евгений пишет еще несколько посланий. Им вновь завладевает хандра, он много читает, думает о «преданьях старины глубокой».
Одним весенним днем молодой человек без приглашения едет к Татьяне. Он застает ее рыдающей над его запиской. Он падает ей в ноги. Татьяна умоляет его подняться и просит выслушать на этот раз ее наставления. Она признается, что любила его, но он был суров. Хотя ей не в чем его винить, так как поступил он с ней благородно. Сейчас же ему интересна не она, а та дама, в которую она превратилась. Татьяна говорит, что любовь еще живет в ее сердце, но она отдана другому и не предаст его никогда.
Княгиня уходит. Евгений, ошеломленный, встречает на пороге мужа возлюбленной.
ошибка 3 глава 3 абзац последнее слова место «языка» написана «зыка»
Спасибо, исправили!